head-bg-picture

Космический детектив

"Орбитальная станция Салют-7 с пристыкованным космическим кораблём Союз-Т". Фото из архива Виктора Савиных

Космический детектив Космический детектив

11 февраля 1985 года  за пределами Земли начались события, едва не завершившиеся  космической катастрофой.

Битва за алют"

11 февраля 1985 года, в 9 часов 23 минуты по московскому времени, станция "Cалют-7", находящаяся в автономном полете, внезапно выходит  из-под контроля, теряет управление и начинает медленно приближаться к Земле. Проще говоря – падать. Станцию, нашпигованную техническими секретами  лидера космической отрасли – СССР, мечтают заполучить многие, и в первую очередь США. Уже через несколько минут после случившегося эта информация попадает в Хьюстон, что дает начало  одному из самых острых противостояний между Америкой и Советским Союзом...

Модифицированная орбитальная станция "Салют-7" была рассчитана  на более длительный период эксплуатации (до 5 лет), чем ее предшественники. На станции увеличен объём внутреннего обитаемого пространства, улучшены бытовые условия для экипажа, установлены дополнительные солнечные батареи. На "Салюте-7" начали применять усовершенствованные скафандры "Орлан", в которых можно было работать  в открытом космосе до шести с половиной часов.

На орбиту "Салют-7" была выведена 19 апреля 1982 года ракетоносителем "Протон". До 1984 года на станции постоянно работали экипажи. Последняя долговременная экспедиция покинула "Салют-7" в октябре 1984 года. В тот момент станция была в работоспособном состоянии.

Рассказывает непосредственный участник тех событий, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, член Ученого совета Русского географического общества Виктор Петрович Савиных:

Мы оказались в полном неведении, что же происходит на борту "Салюта", так как невозможно было получать телеметрические данные о состоянии бортовых систем комплекса. Все это означало, что теперь нельзя по сигналам станционных радиосредств контролировать состояние станции на орбите, анализировать характер ее движения, исключалась возможность использования аппаратуры и двигателей ориентации для обеспечения сближения и стыковки с транспортными кораблями, исчезла способность следить за работой и состоянием бортовых систем (терморегулирования, энергоснабжения, обеспечения газового состава атмосферы, запаса горючего в двигательной установке). Что произошло? В каком состоянии станция? Оставалось только гадать: это взрыв, разгерметизация из-за попадания метеорита или, может быть, пожар...

Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Фото из архива Виктора Савиных

Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Фото из архива Виктора Савиных

Для выяснения причин "молчания" станции  было принято решение отправить на "Салют" экипаж. Снарядить экстренную экспедицию непростая, но вполне решаемая задача. А вот как осуществить сближение и стыковку с тем, что сейчас назвали бы "станцией-зомби"? Выход один – ручная стыковка. Соответствующий опыт  был у Владимира Джанибекова, к тому времени совершившего уже четыре космических полета. Лететь Владимиру и Виктору предстояло на  "Союзе Т-13", который срочно доработали специально для этой миссии.

6 июня 1985 года состоялся обычный, на первый взгляд, старт космического корабля с экипажем на борту. В те времена советские наши корабли бороздили просторы Вселенной  постоянно, поэтому мало кто из жителей Советского Союза обратил внимание на то, что вылет состоялся раньше намеченного срока. Зато за внеплановой экспедицией  пристально следили американцы.

Бортинженеру Виктору Савиных и командиру экипажа Владимиру Джанибекову предстояло состыковать корабль со станцией "Салют-7", провести регламентные работы и несколько технических экспериментов. Такова была официальная версия событий.

Слева направо: Виктор Савиных, Алексей Леонов, Владимир Джанибеков. Фото из архива Виктора Савиных

Слева направо: Виктор Савиных, Алексей Леонов, Владимир Джанибеков. Фото из архива Виктора Савиных

Однако на самом деле все  обстояло совсем иначе. В космос отправились смельчаки, которым предстояло любыми путями остановить падение  орбитальной космической станции "Салют-7" или погибнуть.

Без права на ошибку

 Через двое суток, 8 июня, корабль сблизился со станцией. В 2 часа 40 минут космонавты начали подготовку оборудования и приборов для проведения сближения и стыковки. В 11 часов утра Джанибеков и Савиных увидели станцию. Из записи Владимира Джанибекова в бортовом журнале: "Станция очень яркая. Сначала ее не было видно, но потом она начала разгораться. Красная-красная, в десяток раз ярче, чем Юпитер. Она отходит в сторону, дальность 7,2 км, скорость 12,8 м/сек... Дальность 4,4 км, скорость 7,8 м/сек... Расхождение 1,5 км".

С первого раза состыковаться не удалось. Все дальнейшие операции по сближению Джанибеков и Савиных проводили полностью в ручном режиме. Никогда раньше ни нашим, ни зарубежным космонавтам не приходилось выполнять подобную задачу. Сложность заключалась не только в том, что стыковаться предстояло с неработающей станцией, но и в ограниченной свободе маневра: космический корабль не мог двигаться во все стороны, как  машина  или, допустим,  легкие бомбардировщики в "Звездных войнах", он  перемещался лишь по прямой. Космонавтам предстояло очень точно  вычислить траекторию стыковки, без права на ошибку. И им это удалось!

Виктор Савиных и Владимир Джанибеков. Фото из архива Виктора Савиных

Виктор Савиных и Владимир Джанибеков. Фото из архива Виктора Савиных

При подходе "Союза Т-13" к станции стало заметно, что не работают солнечные батареи – это означало отключение системы энергопитания станции.

Можно ли находиться экипажу внутри "Салюта", не знал никто. И никто не представлял, что на самом деле произошло на "Салюте". Выяснить это предстояло Джанибекову и Савиных.

"Медленно, ощупывая пустую, холодную темноту, в космическую станцию вплыли двое в противогазах... Так, наверное, мог бы начинаться страшный фантастический триллер, – вспоминает о том, как они впервые вошли  на "мертвую" станцию, Виктор Савиных. – Этот эпизод, несомненно, очень эффектно выглядел бы на кинопленке. На самом же деле увидеть нас было невозможно: вокруг жуткая тишина, непроницаемая темень и космический холод".

Очевидно, что в таких условиях проводить ремонт невозможно. Требовалось восстановить работоспособность солнечных батарей.

Виктор Савиных и Владимир Джанибеков. Фото из архива Виктора Савиных

Виктор Савиных и Владимир Джанибеков. Фото из архива Виктора Савиных

"Надо было подключить солнечные батареи к системе энергопитания. Для этого требовалось подать напряжение, а напряжения нет. Замкнутый круг, – продолжает космонавт. – Подать напряжение от корабля можно, но если в электрических цепях станции окажется неисправность, она выведет из строя систему электропитания "Союза". Это означает, что его возвращение на Землю станет невозможным. Поэтому нам предстоял долгий, кропотливый труд. Мы потихоньку определяли и исключали из дальнейших работ неисправные химические батареи. Их, к счастью, оказалось не так уж и много – 2 из 8, поэтому появилась надежда, что остальные батареи воспримут заряд, если их подключить напрямую к солнечным батареям. Мы подготовили к подключению все необходимые кабели. В их толстенном стволе нашли нужный разъем, к которому подстыковали сделанный нами кабель. Пришлось голыми руками, в холоде скручивать электрические жилы этой системы и изолировать скрутки изолентой. Необходимо было соединить 16 проводов".

 Они работали, не считаясь со временем. В шапках и варежках, которые связали мама и жена Виктора Савиных. Отогревали замерзшие руки и ноги подогретыми консервными банками. Станция постепенно начала оживать…

Виктор Савиных и Владимир Джанибеков. Фото из архива Виктора Савиных

Виктор Савиных и Владимир Джанибеков. Фото из архива Виктора Савиных

 23 июня к "Салюту" пристыковался "Прогресс-24"  с грузами для экипажа и станции. "Нам нужны тряпки, не забудьте про них! "  – постоянно напоминали Земле космонавты. После того, как станция ожила и начала оттаивать, скопившийся там лед превратился в воду, которую нужно было убирать. В качестве тряпок космонавты использовали свои личные вещи…

В  сентябре к Джанибекову и Савиных присоединились космонавты  Владимир Васютин, Георгий Гречко и Александр Волков. 19 сентября космический корабль "Союз Т-14" состыковался с космической станций "Салют-7". Гречко  вернулся на Землю вместе с Джанибековым  на космическом корабле "Союз Т- 13" 26 сентября 1985 года.

Виктор Петрович Савиных возвратился домой  вместе с Васютиным и Волковым спустя два месяца, 26 ноября 1985 года.

Станция "Салют-7" после этого проработала на орбите еще 6 лет.

Правда об  "Армагеддоне" 

А в 1988 году на мировые экраны вышел фантастический фильм режиссёра Майкла Бэя "Армагеддон", в котором нашли отражение описанные выше события. Правда, голливудские сценаристы значительно  переиначили эту историю, сделав её героями американцев. Одна из самых колоритных сцен блокбастера – момент прибытия американцев на российскую орбитальную станцию "Мир". Здесь полтора года в одиночестве дежурит полковник Лев Андропов, устраняющий возникшие на станции неисправности с помощью кувалды. Он и стал единственным русским героем киноленты….

Виктор Савиных возле памятника, установленного на родине космонавта в Кирове. Фото из архива Виктора Савиных

Виктор Савиных возле памятника, установленного на родине космонавта в Кирове. Фото из архива Виктора Савиных

Приоткрыть завесу тайны, восстановить историческую  правду и хронологию подвига наших  космонавтов стало возможным относительно недавно – в 2011 году Роскосмос выпустил фильм "Битва за "Салют". Космический детектив" режиссера Алексея Самолетова. 

Текст: Татьяна Нефедова