Утром 1 июля катамаран кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества оставил за кормой берег острова Таити. Впереди очередной этап длиной почти в 4 тыс. миль, который экипаж намерен пройти за 70–75 дней. Евгений Ковалевский, Станислав Берёзкин и новый член команды француз Винсент наметили себе следующий маршрут: Таити — Самоа — Фиджи — Новая Каледония — Австралия. Примечательно, что в трудный путь через Тихий океан россияне отправились в юбилейную дату — ровно два года назад они начали своё уникальное путешествие.
— Мы первые в мире, кто идёт вокруг света на надувном судне. Это вызов, это непредсказуемость, это чертовски трудно. Но мы открываем новый путь, это новый опыт и новые возможности для морских путешествий, — подчеркнул Евгений Ковалевский.
30 июня катамаран спустили на воду после ремонта и поставили на якорь. Сделать это самим участникам экспедиции было бы очень трудно, однако помогли яхтсмены из Франции.
— Неоценимую помощь в этом оказали французские моряки и морячки, дети и взрослые, руководители парусной школы Жиль и Максим. Совместными усилиями сбросили экспедиционный катамаран Russian Ocean Way — Tion на воду. Работали по-русски, на "раз, два, три". Сначала левый борт на 15 см в раскачку в воду, затем также правый — и так, пока катамаран не сошёл с мели на более глубокое место, — рассказал Ковалевский.

Спуск катамарана на воду. Фото участников экспедиции
В процессе спуска судна на воду открылась течь на корме правого баллона. Повреждение было оперативно устранено, инцидент не сдвинул сроки начала нового этапа.
До Австралии с Евгением Ковалевским и Станиславом Берёзкиным пойдёт француз Винсент. Новый член экипажа изучал сельское хозяйство и виноградарство в регионе Коньяк, много занимался спортом, путешествовал автостопом, прожил четыре месяца в Лапландии, несколько недель был поводырём ездовых собак.
В субботу, 1 июля, катамаран взял курс на северо-запад в сторону Самоа. В планах экспедиции — посещение атолла Суворова. Название этому необитаемому острову дали в 1814 году русские моряки с фрегата "Суворов" во время кругосветного плавания под командованием будущего адмирала Михаила Лазарева.
Новый этап начался с новых приключений. Поначалу бодро шли под восточным ветром с двумя стакселями. Скорость достигала 7 узлов, палубу задевали океанские волны высотой 2–3 м. Некоторые конструктивные особенности катамарана не позволяют считать его полноценным океанским судном. Это создаёт дополнительные трудности для экипажа, с которыми россияне героически справляются. По словам Евгения Ковалевского, порой катамаран приходится буквально "нести на руках".
— Поскрипывает и кряхтит наш плавучий дом. Сколько он ещё выдержит до очередной поломки, никто не знает. Держимся на воле, на зубах, на вызове, брошенном себе, на уважении к российскому флагу, на обязательствах перед собой и перед партнёрами, на поддержке друзей и тех, кто в нас верит, — признался руководитель экспедиции.

Курс на Самоа. Фото участников экспедиции
К вечеру 1 июля круглое оранжевое солнце садится в океан. В этот момент катамаран попадает в ветровую тень Таити и Муреа, скорость падает до 3 узлов.
— Эти два острова перекрыли нам попутный ветер. Волна хаотичная, высота — 1,5–2 м. Скорость падает до 2 узлов, — рассказал Ковалевский.
Уже в полной темноте, примерно в 22:00, во время вахты Станислава Берёзкина случилась досадная неприятность. Катамаран лишился сразу двух новых рулей, сделанных на Таити из "очень крепкой" фанеры.
— Подошла высокая волна, катамаран с неё сбросило, оба руля срезало, — пояснил Берёзкин.
Экипаж вынужден срочно выбросить плавучий якорь и спустить парус. Как назло, именно в этот момент океан разыгрался не на шутку, поднялись волны высотой до 3 м. В такой ситуации к ним нельзя вставать боком — малые габариты судна грозят опрокидыванием.
Приходится устанавливать перо руля, сделанное Берёзкиным ещё на острове Мангарева. На них экспедиция дошла до Таити.
— Потом их сняли и сделали из "суперфанеры" ещё два, заплатили немало. В итоге "таитянские" не прожили и суток, — отметил Ковалевский.
В труднейших условиях кромешной ночи, на ветру и высоких волнах экипажу удалось поставить запасное перо руля и продолжить движение. Ночами в океане по-прежнему холодно. До рассвета на вахте приходится одеваться в двое штанов, двое носков, сапоги, на тельняшку накидывать куртку, а на голову — шапку.
Утром команда катамарана приступает к установке второго пера руля. Однако есть проблема: просверлены не все отверстия. Шуруповёрт для работы под постоянными брызгами замотали в полиэтиленовые мешки.
— Сверлит Стас, я на подхвате: подаю ключи, молотки, болты, гайки. Винсент на съёмке. Корму подбрасывает вверх и вниз, влево и вправо, но у нас всё получилось примерно за полчаса, — рассказал Ковалевский.
Экипаж поднимает парус и продолжает свой путь к Самоа. Попутный ветер усиливается, разворачивая над катамараном флаги России и Русского географического общества. Всё будет хорошо!

Впереди по курсу снова Тихий океан. Фото участников экспедиции
1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803–1806), Юрия Лисянского (1803–1806), Отто Коцебу (1815–1818, 1823–1826), Василия Головнина (1817–1819), Фёдора Литке (1826–1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.
С момента начала кругосветки Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин уже посетили 15 стран и преодолели около 14 тыс. морских миль. Что они чувствуют спустя два года после старта — в материале Томского областного отделения Русского географического общества.
Александр Жирнов