head-bg-picture

Кто в теремочке живёт? На фестивале РГО появится многонациональная деревня

Эскиз многонациональной деревни в парке

Эскиз многонациональной деревни в парке "Зарядье"

Кто в теремочке живёт? На фестивале РГО появится многонациональная деревня Кто в теремочке живёт? На фестивале РГО появится многонациональная деревня

Гостеприимный дом пользуется доброй славой где угодно, что на севере, что на юге. И не так уж важно, сложен ли он из брёвен или оленьих шкур, стоит на месте или кочует. Передвижной вариант, пожалуй, даже интереснее – он может сам прийти в гости. В ходе IV Фестиваля Русского географического общества, который пройдёт с 13 по 22 сентября в парке "Зарядье", можно будет познакомиться с несколькими такими жилищами – чумом, ярангой и др. Мы узнали, как они доберутся до нас и чем порадуют своих гостей.

Традиционные дома разных народов устроятся на лугу за главной сценой Большого амфитеатра. Путешествовать многим из них не впервой – их создавали для кочевой жизни. Но одно дело катить от одного стойбища до другого на оленьих упряжках, совсем другое – добираться до Москвы.

Гости с Крайнего Севера

Из ЯНАО на фестиваль едет чум. Не самый большой – для его установки понадобится всего 26 шестов. Этого достаточно, чтобы получилось вместительное жилище восьми метров в диаметре, а шестиметровая высота чума, пожалуй, заставит горестно вздохнуть обитателей московских квартир. Вершина его будет остроконечной – на такой чум уходит меньше материала. В старые времена при одном взгляде на жилище можно было понять уровень благосостояния семьи: большой тупоконечный чум, опирающийся на 50 шестов, могли себе позволить далеко не все.

Фестиваль проходит в начале осени, и везти с собой зимнее покрытие – сотню оленьих шкур – смысла нет. Оно предназначено для того, чтобы уберечь жителей от холода, не от дождя. Летом и осенью чумы в наши дни покрывают брезентом (прежде в ход шла вываренная береста). Добираться с Ямала шесты и покрытие будут на поезде. Оказавшись на месте, они за полтора-два часа превратятся в традиционное жилище народов Крайнего Севера, готовое укрыть при необходимости от любой непогоды. В тундре дело, как правило, идёт ещё быстрее – опытная чумработница в одиночку собирает конструкцию всего за сорок минут. Несмотря на простоту постройки, чум может противостоять очень сильному ветру, дождю, снегу. Ненецкие оленеводы до сих пор хранят верность своему передвижному дому и каслают (кочуют) вместе со своими чумами, споро возводя их на стоянках.

Чтобы узнать, как они там живут и чем занимаются, достаточно заглянуть внутрь. Радушные хозяева объяснят, что символизирует отверстие наверху и из чего плелись циновки для постелей, покрытых оленьими шкурами. Самые любознательные гости могут устроиться за одним из четырёх столов, где северные умельцы будут проводить мастер-классы по народному промыслу.

Чукотской яранге добираться до нас гораздо ближе, она едет из Подмосковья, где в Сергиево-Посадском районе уже семь лет действует этнопарк "Кочевник". Яранга при этом самая настоящая, из Чукотки, и ставил её чукча, по всем правилам. Например, вход должен быть ориентирован на юго-восток – на солнце: "Если яранга будет открываться на север или на запад, она отсыреет, – объясняет основатель "Кочевника" Алексей Ежелев. – Даже медведь свою берлогу устраивает выходом на солнце, чтобы она быстрее оттаяла".

У яранги, как и у чума, есть зимняя и летняя "одежда": стриженые оленьи шкуры и брезент. На фестиваль красавица привезёт и то и другое, чтобы не промокнуть под дождём, но при случае покрасоваться в мехах. "Шкуры стригли, чтобы было удобнее перевозить ярангу – короткий мех не такой тяжёлый и объёмный, к тому же он дольше сохраняется, – делится тонкостями Алексей. – Со временем мех пропитывался дымом от открытого очага, что защищало его от паразитов. И сейчас знающие люди такие "подкопчённые" нюки (покрытие для яранги) предпочитают новым – можно быть уверенным, что шкуру снимали и обрабатывали по всем правилам и она будет служить очень долго".

Для перевозки классической яранги восьми-десяти метров в диаметре требовалось около десяти упряжек оленей, тогда как для чума достаточно было четырёх. Но "гостья" фестиваля не так велика – всего пять с половиной метров в диаметре, она сможет добраться на машине. Алексей надеется установить её за пару часов. "При возведении яранги многое зависит от погоды, – рассказывает он. – Если в тундре сильный ветер, требуются усилия всей семьи, чтобы закреплять шесты и натягивать полог. А ещё в ветреную погоду нужно придать яранге дополнительную устойчивость, для этого её обвешивают камнями, закрепляя их по периметру на высоте примерно 40 сантиметров".

Внутри всё довольно просто: очаг из камней, лавки, покрытые шкурами, деревянная утварь. "Кочевник не отделён от природы, он чувствует свою связь со всем, что его окружает, – небом, озером, рыбой, стадом оленей… Это совершенно другая философия жизни, в гармонии с миром: мир переживает и заботится о кочевнике, а кочевник – о нём, – размышляет Алексей. – Достижения цивилизации нас, к сожалению, от природы сильно отдаляют". Чтобы погрузиться в мироощущение кочевника, заходите в ярангу. Желающие смогут посетить мастер-класс по метанию аркана на рога оленя.

Гости из степей

Из Башкирии прибудет юрта. Покрытая войлоком, с нарядным решетчатым каркасом, она приглашает гостей заглянуть на огонёк и испробовать себя в том или ином ремесле. Женщины за уютным разговором могут изготовить безделушку из войлока, национальный оберег или пуховую башкирскую шаль. 

Мужчинам и развлечения мужские – мастер-класс по изготовлению стрел и изделий из кожи. На подворье тем временем будут демонстрировать своё мастерство удалые воины, ловко управляясь с кнутом, мечом и луком. Разговоры тут тоже будут вестись серьёзные – про давно минувшие войны, про оружие и доблесть.

В один из дней здесь покажут, как мастерят курай (национальную флейту) и как на нём играть. Для тех, кому ближе струнная музыка, пройдут мастер-классы игры на думбыре, традиционном инструменте башкирских сказителей. Можно поучиться и самому сказительскому искусству, а ещё – горловому пению и народным танцам. Какой же праздник, какие гости без музыки, плясок и увлекательных рассказов?

Гости с Дальнего Востока

Ураса, в отличие от других "гостей" фестиваля, к кочевой жизни непривычна. Её строили стационарно, служила она только летом, но зато не один год. Классическая ураса представляла собой конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой. Это самое древнее из известных якутских жилищ, но оно старается идти в ногу со временем, адаптируясь под современные реалии. "В наши дни в урасах уже не живут, и берестой их не покрывают, – рассказывает заместитель генерального директора постпредства Якутии в Москве Дмитрий Верещагин. – Теперь ураса служит для обрядовых целей – например, когда отмечают праздник лета Ысыах. При строительстве используют современные материалы: каркас возводят из алюминия и ЛВЛ-бруса, покрывают хлопчатобумажной тканью. При этом выглядит жилище точь-в-точь как старинная ураса".

Поскольку конструкцию не предполагалось перевозить со стоянки на стоянку, времени и усилий на то, чтобы её поставить, нужно куда больше, чем для яранги или чума. Разгрузка и возведение праздничной урасы потребует около 19 часов. Будучи одиннадцати метров в диаметре и одиннадцатиметровой же высоты, она примет всех, кто пожелает прийти.

Для развлечения дорогих гостей готовы занятия на любой вкус: утром можно посидеть за рукоделием, чтобы дополнить свой гардероб элементами из кожи и меха, выполненными в традиционной якутской технике, днём – заняться изготовлением оберегов из бисера или сделать себе оригинальный чехол на телефон в технике якутского национального шитья "кыбытык". Если хочется размяться – почему не попробовать себя в национальном виде спорта "мас-рестлинге"? А если по душе спокойный разговор – заходите на традиционное якутское чаепитие. Разговор, кстати, можно вести на якутском языке, знакомство с которым тоже предлагает программа.

Древняя мудрая ураса припасла и подарки: исполнение желания каждому, кто к ней придёт. "На выходе мы планируем вручать гостям амулеты и атласную ленту, которую нужно будет повязать на особую верёвочку "саламу", – поясняет Дмитрий. – При этом нужно загадать желание, считается, что оно непременно сбудется".

Салама – это волосяной шнур, к которому прикрепляли пучки конской гривы и разноцветные куски материи, его обычно вешали на большое дерево, чаще всего на берёзу, на краю долины. Таким образом в начале лета приносили дар местному духу. Цветные ленты, которые повязывают на саламу, – это жертвы духам, у которых взамен можно попросить что душе угодно: приумножение достатка, множество здоровых детей, счастливую любовь.

На лугу будут и другие гостеприимные дома – казацкий курень, палеонтологическая палатка, современный геокупол. И в каждом радушно распахнуты двери, подготовлены увлекательные и познавательные развлечения. Можно целую неделю ходить по гостям, не покидая один-единственный луг. Добро пожаловать.

Ольга Ладыгина