head-bg-picture

На парусных яхтах по Арктике: суда пройдут от Архангельска до Омска

Фото предоставлено экспедицией яхт

Фото предоставлено экспедицией яхт "Сибирь" и "Жемчужина"

На парусных яхтах по Арктике: суда пройдут от Архангельска до Омска На парусных яхтах по Арктике: суда пройдут от Архангельска до Омска

В августе 2020 года из порта города воинской славы Архангельска в Салехард и далее через Ханты-Мансийск в Омск отправится парусная экспедиция. Яхты "Жемчужина" и "Сибирь" пройдут вдоль арктического побережья Архангельской области, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов с почётной миссией возложения венков в местах гибели кораблей в Белом, Баренцевом и Печорском морях в годы Великой Отечественной войны.

Фото предоставлено экспедицией яхт

Фото предоставлено экспедицией яхт "Жемчужина" и "Сибирь"

Выход экспедиции в море из Архангельска предполагается 1–2 августа. Это памятная дата — 2 августа 1941 года народный комиссар Военно-морского флота СССР Н.Г. Кузнецов подписал приказ о формировании Беломорской военной флотилии (БВФ) с главной базой в Архангельске. Общий переход яхт планируется по маршруту: Архангельск, Белое море, Нарьян-Мар, пролив Югорский Шар, Харасавэй, остров Белый, Сабетта, Ямбург, Салехард, Ханты-Мансийск, Тобольск, Тара, Омск.

Крейсерский швертбот "Жемчужина"

Спущен на воду 2013 году.

Тип судна — бермудский шлюп.

Максимальная длина — 12 метров.

Максимальная ширина — 3,7 метра.

Вес — около 4 тонн.

Осадка — от 0,6 до 2 метров.

Парусное вооружение — тендер.

Площадь основных парусов (грот, стаксель и кливер) — около 60 кв. метров.

Дополнительный парус (спинакер) — 98 кв. метров.

Стационарный двигатель — Sole Diesel-28.

Максимальное количество людей на борту — 12 человек.

Яхта "Сибирь"

Год постройки — 1997, реконструкция в 2000 г.

Тип судна — швертбот с балластным килем.

Максимальная длина — 12,5 метров.

Максимальная ширина — 3,3 метра.

Высота от ватерлинии — 14 м.

Парусное вооружение — бермудский кэч.

Площадь парусности — 70 кв. метров.

Полное водоизмещение — 8 тонн.

Осадка — 1/2,1 м (корпусом-швертом).

Стационарный двигатель — B-30 (Beta Marine Ltd.).

Экипаж — 8 человек.

Организуют экспедицию Российский центр освоения Арктики (г. Салехард) и ассоциация "Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области". Начало сотрудничеству между двумя организациями положено на Ямальском нефтегазовом форуме в Новом Уренгое в 2019 году. Теперь они совместно будут проводить  научные, экологические и географические экспедиции, семинары, конференции, поддерживать арктические проекты по развитию внутреннего и въездного туризма. Партнёрами проекта также являются Русское географическое общество и Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Глеб Плетнев — директор по развитию ассоциации "Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области": "Главная задача, которую ставит экспедиция — привлечь внимание к событиям Великой Отечественной войны в Арктике. Уже с сентября 1941 года бассейн Западной Арктики был прикрыт нашим флотом. Фашисты посылали свои подводные лодки, чтобы разрушать инфраструктуру Севморпути и топить внутренние конвои. Наши суда препятствовали этому, насколько могли. И конечно, с нашей стороны были потери. В Белом, Баренцевом и Печорском морях на местах гибели советских кораблей мы спустим на воду венки в память погибших защитников Севера".

Одна из остановок экспедиции будет сделана на острове Белый в Карском море, где находится братская могила военнослужащих арктического конвоя БД-5, погибшего в 1944 году.  История конвоя БД-5 — самая трагическая страница внутренних арктических конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике. Конвой, состоявший из 4 судов — транспортного корабля "Марина Раскова" и трёх тральщиков Т-114, Т-118 и Т-118, вышел 8 августа 1944 года из Молотовска (ныне Северодвинск) на Диксон. На борту "Марины Расковой" находились 417 человек: экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети. Был потоплен 12–13 августа 1944 года в 60 милях от острова Белый в Карском море немецкой подводной лодкой U-365. Спасший часть экипажей и пассажиров тральщик Т-116 вернулся на базу. Трагедия унесла 378 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 752 участников конвоя. Погибли дети и большинство женщин. Судьба 51 человека неизвестна.

Вот имена кораблей, чью память в море почтит экспедиция:

Пограничный сторожевой корабль СКР-27 "Жемчуг", потопленный 11 августа 1941 года германской подводной лодкой U-451 при несении боевого дозора в горле Белого моря. Весь экипаж — 61 человек — погиб.

Пограничный сторожевой корабль СКР-11. Погиб в октябре 1941 года предположительно от подрыва на мине в районе Терско-Орловского маяка. Экипаж — 42 человека — погиб.

Тральщик Т-889. Торпедирован и потоплен в ноябре 1941 года германской подводной лодкой U-752 у островов Острые Лудки. Весь экипаж — 43 человека — погиб.

Тральщик Т-911. Совместно с тральщиком Т-901 эскортировал транспорт "Рошаль" от острова Колгуев в губу Белушья на Новой Земле. 30 июля 1943 года торпеда фашистской подлодки U-703 попала в кормовую часть тральщика. Из 42 человек его экипажа погибли 28. 

Тральщик Т-904. Погиб 25 июля 1943 года от подрыва на мине в Печорской губе.  Экипаж — 43 человека — погиб.

Сторожевой катер СКА-510.  Потоплен 28 сентября 1943 года. В проливе Югорский Шар сел на мель и затонул.

3 сентября — в день 75-летия окончания Второй мировой войны — предполагается приход экспедиции в Салехард ко Дню воинской славы, а также участие экипажей в праздничных мероприятиях ЯНАО.

В рамках похода в местах остановок видеооператором и командой яхты будет вестись дневник экспедиции с описанием переходов от города к городу от Харасавэя до Салехарда, съёмка роликов и документального фильма для дальнейшего размещения на сайте Русского географического общества, сайтах регионов, в социальных сетях и СМИ. Все эти важнейшие пункты в ЯНАО экспедиция объединит единой "Вахтой памяти".

Глеб Плетнев — директор по развитию ассоциации "Кластер судостроения и производства  морской техники Архангельской области":  "Данный  маршрут в перспективе рассматривается нами и как туристический, как популяризация арктического мореплавания на парусных судах для создания  межрегионального экспедиционного маршрута вдоль побережья Ледовитого океана по объектам историко-культурного наследия российских северных районов, Ямала и Западной Сибири. И мы, строя поморское деревянное судно, хотели бы в дальнейшем использовать это направление для продвижения маломерных парусных судов".

Представление промышленного потенциала и развитие социальных связей северных регионов, продвижение созданной инфраструктуры, активизация взаимодействия власти и бизнеса в экологических проектах, всё это — тоже задачи экспедиции. В 2021–2023 гг. Россия будет председательствовать в Арктическом совете. На форуме "Арктика — территория диалога" в Санкт-Петербурге в 2021 году будет показан фильм, снятый экспедицией.

 

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
08 мая 2025
Где прошла война: экспедиции РГО находят ее приметы по всей стране и помогают сохранять историю
Подробнее
08 мая 2025
Северный морской путь в годы Великой Отечественной: чему нас научила война в Арктике
Подробнее
21 апреля 2025
Экспедиция РГО и Минобороны «Тбилиси-2025» успешно завершилась в Красноярском крае
Дайверы изучили пароход, погибший в годы Великой Отечественной войны
Подробнее
28 января 2025
Показ фильма «Геологические маршруты: Челюскин»
Подробнее
18 июля 2024
По следам двух капитанов
Лекция об арктической авиаэкспедиции
Подробнее
12 апреля 2024
Члены РГО впервые в мире совершили парашютный прыжок из стратосферы на Северный полюс
Свое достижение они посвятили Дню космонавтики
Подробнее
01 марта 2024
Жизнь на полярной станции. Романтика или тяжёлый труд?
Лекция Константина Козлова
Подробнее
01 декабря 2023
Борис Вилькицкий. Северный морской путь
Показ фильма о Борисе Вилькицком
Подробнее
Показать еще Загрузка