Красоты Аляски. Фото предоставлено Рязанским областным отделением РГО
1 сентября благополучно завершилась экспедиция Рязанского областного отделения Русского географического общества "Аляска – 2015". Ее участники реконструировали три исторических переноса из пролива Шелихова в Бристольский залив через озера Илиамна, Накнек и Бочарова. Путешественники прошли на байдарках и пешком около 800 километров.
Экспедиция стартовала 26 июля. Участники первого этапа – рязанцы Михаил Малахов-старший, Алексей Малахов, Михаил Малахов-младший, Григорий Бурдуков и воронежец Михаил Трубников – вылетели на гидроплане из поселка Хомер в точку старта – в Уильямспорт в заливе Илиамна. Оттуда они двинулись в сторону одноименного озера. Этот исторический путь проложили русские промышленники, которые двигались внутрь Аляски за мехом.
Михаил Малахов-младший, Алексей, Максим и лось Гарри. Фото предоставлено Рязанским областным отделением РГО
Путешествия по озеру, участники экспедиции посетили не только места, связанные с русской историей. Они встретились с учеными, которые занимаются наблюдениями за лососем. На восточном берегу Илиамна расположилась их лаборатория. Пятеро молодых людей работают здесь в течение двух месяцев, во время которых проводят сравнительное изучение условий икрометания лососевых рыб. Как рассказали путешественники, ученые встретили их по-русски гостеприимно, даже натопили баню.
Дальше участники экспедиции двинулись по маршруту промышленника Иванова, который попал на озеро Илиамна еще в 1786 году. Он прошел через озеро Кларка на реки Кускоквим и Юкон.
5 августа экспедиция достигла поселка Кокханок на все том же озере Илиамна. В деревне живет всего 130 жителей, но по меркам Аляски это немало. Здесь есть хорошо оборудованная школа, в которой занимаются 25 учеников. Есть почта, магазин, клиника, помещения для местных властей и необходимый для всех деревень региона аэропорт. Деревня не имеет отношения к Русской Америке – она появилась уже после продажи Аляски. Но первыми ее жителями были люди, которые имели контакт с русскими промышленниками и исследователями. Те принесли сюда элементы нашей культуры. Например, в деревне есть церковь святых Петра и Павла, рядом с которой расположено кладбище, где хоронят с соблюдением русской традиции. Жители поселка соблюдают святки, а некоторые из них до сих пор носят русские имена.
К 10 августа участники экспедиции прошли озеро Илиамна и реку Квичак. В эти дни им, к сожалению, не везло с погодой – солнце сменилось ненастьем, правда, без дождей, но с сильными ветрами. Кроме того, движение затрудняли приливы и отливы.
"Мы завершили свой путь по озеру Илиамна, пройдя первый перевал нашего маршрута, вышли в реку Квичак и оказались уже на стороне Берингова моря, с его значительными перепадами уровня воды во время приливов и отливов. Вода двигалась, словно река, со скоростью 4-5 километров в час – это обычный для здешних мест отлив, против которого нелегко выгребать, особенно под встречным ветром. График нашего движения замедлился. Приходилось двигаться вечером и ночью, когда грести особенно трудно", - рассказал Малахов-старший.
Фото предоставлено Рязанским областным отделением РГО
Через залив Квичак путешественники перешли в реку Накнек, где остановились в поселке Кинг Салмон. Там они выступили с лекцией перед местными жителями, во время которой рассказали о наследии Русской Америки. Участники экспедиции отмечают, что по дороге им встречались православные храмы: например, в поселке Левелок они видели церковь святителя Николая, покровителя путешественников.
14 августа участники экспедиции достигли лагеря туристов "Брукс Кэмп" на озере Накнек. К этому времени они преодолели более 300 километров.
"После того, как мы пересекли крупное озеро Накнек, наше продвижение задержали так называемые водопады. Здесь река, стесненная двумя грядами холмов, течет с большой скоростью. По ней невозможно было идти на веслах, пришлось идти пешком. Лодки тащили на веревках, а берега реки Накнек трудные: где заболоченные, где скалистые, а где и с упавшими деревьями. Тяжело нам дались эти 10 километров. Мы пришли в лагерь далеко за полночь. В темноте нам пришлось ставить палатку и искать прилетевшего из России самолетом еще одного участника экспедиции, Олега Наумова, бывалого путешественника, принимавшего участие в исследованиях на архипелаге Шпицберген в прошлом году", - рассказал Малахов.
С "Брукс Кэмп" начинается территория национального парка Катмаи, где живет самая большая популяция бурых медведей – более трех тысяч особей. Лагерь возник в этих местах еще в 1950-х годах. Туристы из многих стран мира наблюдают за жизнью медведей в естественной среде обитания. Внешне это похоже на зоопарк, только в клетках сидят люди, а не животные.
24 августа путешественники сообщили, что с большим трудом преодолели перевал Катмаи и вышли на озеро Рут, откуда начался их последний перенос через озеро Бочарова. Перевал Катмаи – одна из транспортных магистралей, которую использовали русские промышленники для доставки мехов из внутренних районов Аляски на побережье и далее в Россию. Этот путь также использовали первопроходцы для открытия новых территорий региона.
"Три дня, пока мы шли по перевалу Катмаи, над ним висела туча, которую смело можно назвать грозовой. Когда мы в нее вошли, то оказались среди дождя и сильного встречного ветра. Буквально в считанные минуты мы оказались вымокшими и последующие двое суток так и не смогли обсушиться и обогреться, поскольку ни ветер, ни дождь не позволяли этого сделать. Мы двигались среди камней то в полутьме, то в изредка возникающем просвете, двигались вниз. Движение небезопасное: то среди камней, то по ручью, стекающему с перевала", - сказал Малахов.
Красоты Аляски. Фото предоставлено Рязанским областным отделением РГО
В долине реки Катмаи путешественникам пришлось пересечь многочисленные реки. Во время перехода одного из участников экспедиции смыло мощным водным потоком. Он поплыл вниз по реке вместе со всем фото- и видеооборудованием. Но трагедии удалось избежать – товарищи помогли ему выбраться на берег. Последние метры в устье реки участникам экспедиции пришлось двигаться по воде. К этому времени у путешественников почти закончилась еда – оставалась только одна пачка гречки. Но в заливе Катмаи подоспела помощь – на самолете прилетел рязанец Лев Сафонов.
Завершающей задачей экспедиции было изучение переноса на озеро Бочарова из Аляскинского залива. В 1791 году управляющий компании Голикова-Шелихова Александр Баранов решил добывать меха на севере Аляски. Но путь туда был непростым.
"Контакты с местными жителями показали, что они издревле использовали так называемые портеджи, переносы. И было три главных переноса. Два из них, из залива Илиамна и из залива Катмаи, мы к тому времени уже осмотрели, поняли их непростой характер. Задачей номер три было понять, что собой представляет перенос из залива Портедж на озеро Бочарова. Это озеро носит имя штурмана, которого и направил Баранов для поиска проходов на север. И этот известный российский первопроходец блестяще справился со своей задачей. Не случайно, одно из крупнейших озер Аляски носит его имя, правда, в немножко измененном виде – Becharof lake. Мы должны были изучить перенос из залива Портедж на озеро Рут, а оттуда – протокой на озеро Бочарова. К счастью, все нам удалось сделать. Правда, пройти его в направлении с озера Рут через озеро Саммит, через горы и выйти на побережье Тихого океана в заливе Портедж", - рассказал Малахов.
Лагерь на мосту. Фото предоставлено Рязанским областным отделением РГО
Он отметил, что этот перенос оказался не менее тяжелым, чем два предыдущих: горные условия, высота – 400 метров, а внизу – местность, поросшая кустарником.
"Завершающая часть нашей экспедиции по озеру Бочарова больше напоминала собой отход домой, окончание экспедиции. Но это тоже только поверхностный взгляд. Непростой характер оказался у озера в отличие от предыдущих двух – Илиамны и Накнека, которые мы пересекли достаточно легко. Постоянный западный ветер нагонял волну. В местной авиакомпании нам сказали: "Мы не сможем направить к вам гидросамолет на озеро Бочарова, там всегда волны". Действительно, мы сами в этом убедились. Пожалуй, из всех водных частей нашей нынешней экспедиции переход по озеру Бочарова (это более 80 километров) оказался наиболее сложным", - поделился Малахов.
Два раза путешественники не смогли выполнить свою дневную норму. Им приходилось идти ночью. И все из-за волн. Несколько раз их лодки тыкались в камни и садились на мели. Несмотря на все сложности, они достигли той точки маршрута, откуда воды реки Эгигик, вытекающей из озера Бочарова, направляются в Бристольский залив. Экспедиция завершилась.
Вид на реку Илиамна. Фото предоставлено Рязанским областным отделением РГО
"Наследие Русской Америки" - многолетний проект Рязанского областного отделения РГО. С 2009 года путешественники идут по следам российских исследователей прошлого, совершивших географические открытия на берегах Русской Америки и Калифорнии.
В 2009-2013 годах было проведено пять экспедиций по рекам Юкон, Кускоквим, Нушагак, Инноко, Медная (Аляска) и на Алеутские острова. Участники прошли маршруты русских первопроходцев на байдарках и автомобилях, пешком и на яхте. В общей сложности они преодолели более пяти тысяч километров. Со времён Российско-американской компании такие серьёзные экспедиции на Аляску организуются впервые.
Путешественники собрали богатую коллекцию предметов, характеризующих быт коренного населения. Это послужило большим вкладом в фонды созданного в Рязани музея путешественников "Русская Америка".