head-bg-picture

Поисковики РГО подняли истребитель времен Второй мировой войны со дна озера на Камчатке

Вертолет на лебедке поднимает хвост истребителя P-63 «Кингкобра». Фото предоставлено участниками экспедиции

Вертолет на лебедке поднимает хвост истребителя P-63 «Кингкобра». Фото предоставлено участниками экспедиции

Поисковики РГО подняли истребитель времен Второй мировой войны со дна озера на Камчатке Поисковики РГО подняли истребитель времен Второй мировой войны со дна озера на Камчатке

Участники экспедиции Русского географического общества и Экспедиционного центра Минобороны России подняли со дна озера Витаминное советский самолет P-63 «Кингкобра». Он был передан американцами СССР по ленд-лизу и потерпел крушение в 1945 году.

Водолазы закрепили часть истребителя с помощью лебедки на понтоне, чтобы доставить на мелководье. После этого фрагмент самолета прикрепили к вертолету и транспортировали на берег. Кроме этого, специалисты обследовали водоем на предмет других исторических объектов. 

— Одна из задач РГО на протяжении 180 лет существования Общества — сохранение и восстановление исторической памяти, — отметил Первый заместитель Исполнительного директора Русского географического общества Сергей Корлыханов. — Экспедиция на Камчатку, посвященная подъему американского самолета, которым управлял советский летчик, — напоминание о союзнических отношениях СССР и США в годы Второй мировой. Ленд-лиз — яркий пример взаимодействия наших стран. Со времен нашей экспедиции «Алсиб» мы предметно занимаемся реконструкцией этой страницы истории, и самое важное для нас — восстановление имен членов экипажа. Никто не забыт, а восстановленные имена тех, кто некогда погиб без вести, отныне бессмертны в нашей памяти. Ради этого на всех этапах экспедиционного проекта — от первых архивных изысканий до финальных погружений на месте — слаженно работает большая команда РГО.

В 2023 году по рекомендации руководства Кроноцкого заповедника и местных жителей участники экспедиции РГО по исследованию мест падений американских самолетов времен боевых действий США против Японии изучили озеро Витаминное. Оно находится на особо охраняемой природной территории. В результате на дне водоема был найден самолет, который потерпел аварию после завершения последней военной операции Второй мировой войны — Курильской. Боевую машину идентифицировали как советский истребитель американского производства P-63 «Кингкобра». Самолет поставлялся по программе ленд-лиза Америкой СССР по трассе «Аляска — Сибирь». Он совершил первый полет в декабре 1942 года. Это была одна из самых скоростных машин своего времени, способная развивать скорость до 655 км/ч.

— Наша совместная экспедиция с РГО по исследованию мест падений американских самолетов времен боевых действий США против Японии проводится с 2021 года, — рассказал руководитель Экспедиционного центра Минобороны России Евгений Бинюков. — За это время поисковики обнаружили и частично идентифицировали самолеты «Либерейтор», «Вентура», «Митчелл» и «Бостон». Работы приурочены к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и ко Дню окончания Второй мировой войны. Поставки по легендарной трассе «Аляска — Сибирь» стали важной артерией жизни для Красной армии. Сегодня Экспедиционный центр Минобороны и РГО восстанавливают историческую память, чтобы сохранить подлинные свидетельства о наших победах для будущих поколений.

В 2024 году в результате изучения документов Центрального архива Министерства обороны РФ, специалисты Центра современной истории и РГО установили, что самолетом управлял лейтенант Зинедин Абибулаевич Мустафаев. 16 октября 1945 года около 9 утра он выполнил упражнения по технике пилотирования на высоте 3–3,5 тыс. м, после чего сделал боевой разворот с последующим переворотом через спину и переходом в вираж. В положении «на спине» летчик завис и сорвался в штопор. Видя препятствие, он отвернул самолет с выводом из пикирования на высоте 300–400 м. После этих маневров летчик потерял сознание. Обследование показало, что хвостовая часть истребителя отломилась, винт закручен, а кабина частично покрыта илом, но сохранилась.

Хвост P-63 «Кингкобра». Фото предоставлено участниками экспедиции

Хвост P-63 «Кингкобра». Фото предоставлено участниками экспедиции

— В Южно-Камчатском федеральном заказнике сохраняется не только богатейшее природное, но и историческое наследие, — добавил исполняющий обязанности директора ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» Всеволод Яковлев. — Все места падения или экстренной посадки самолетов советских военных летчиков или американских союзников государственные инспекторы изучили во время патрулирования территории. Кроме того, мы работаем с краеведами, историками, а также с жителями населенных пунктов, граничащих с заказником, хорошо знающими эту местность. Наши сотрудники помогли поисковикам с определением мест нахождения обломков. Благодаря слаженному взаимодействию с участниками экспедиций Русского географического общества, которые с 2021 года проводятся при поддержке Минобороны России, удалась и поисковая операция на труднодоступном участке — высокогорном озере Витаминное. Очень важно, что работы проходили без ущерба природным комплексам. Мы благодарны всем структурам, задействованным в поисковой операции, за внимание и уважение к нашей истории и бережное отношение к природе.

Мария Булдакова 

302 просмотра