head-bg-picture

Пора на "Отдых". В сентябре в "Экспоцентре" пройдёт Международный форум по туризму

Пора на "Отдых". В сентябре в "Экспоцентре" пройдёт Международный форум по туризму Пора на "Отдых". В сентябре в "Экспоцентре" пройдёт Международный форум по туризму

С 10 по 12 сентября в "Экспоцентре" пройдёт Международный туристический форум "ОТДЫХ LEISURE 2019", партнёром которой выступает Русское географическое общество. В ней участвуют порядка 40 стран и 49 регионов России. Деловая программа включает около 40 мероприятий, на которых будут выступать более 200 спикеров. Об актуальных трендах в сфере туризма, достижениях и перспективах мы побеседовали с директором по организации выставок "Евроэкспо" Ольгой Моисеевой.

– Ваша выставка существует с 1995 года. Что изменилось за это время?

– Да, в этом году мы празднуем 25 лет, юбилей. Выставка проходила ежегодно, вне зависимости от взлётов и падений, которые переживал рынок, этим она уникальна. Сначала мы больше занимались темой выездного туризма, а теперь наша миссия – развивать, стимулировать, пропагандировать наш внутренний туризм и въездной туризм.

– Почему так изменились приоритеты?

– За прошедшие годы люди поездили за границу, насытились впечатлениями за рубежом и теперь готовы воспринимать разнообразие родной страны. Сыграл свою роль и наш геополитический разворот, когда санкционные программы привели к тому, что мы увидели собственные возможности. Лично мне всегда было обидно, что мы не умеем подавать свои достопримечательности так эффектно, как иностранные государства.

Взять, например, Стоунхендж и плато Маньпупунёр в Коми: наши каменные столбы, признанные в 2008 году одним из семи чудес России, не менее интересны. Однако про Стоунхендж знают, его фотографии растиражированы по всему миру. Налицо прекрасная маркетинговая работа. Реклама английского комплекса настолько хороша, что встреча со Стоунхенджем во плоти может в итоге разочаровать, реальный памятник теряется на фоне глянцевых изображений. А про столбы выветривания Печоро-Илычского заповедника слышало гораздо меньше людей, хотя впечатление они производят неизгладимое. И сколько у нас таких мест – Алтай, Байкал, Камчатка, всё не перечислишь. Мне кажется, наша выставка во многом служит именно этой цели – развивать туризм в отношении России.

Фото из архива выставки

Фото из архива выставки "Отдых"

– И как идёт дело?

– В этом году к нам приезжают 49 российских регионов, и они активно используют возможности выставки для развития бизнеса, для продвижения памятников культурного наследия и новых маршрутов. Раньше мы, если можно так выразиться, несколько стеснялись сами себя – предлагаемых программ, состояния, в котором находятся памятники.  Сейчас, к счастью, это стеснение потихоньку спадает. Справедливости ради – в той же Европе далеко не всё идеально: не все памятники отреставрированы, не все находятся в транспортной доступности. Их это не смущает.

Наши варианты интереснее в финансовом плане. В прошлом году мои друзья, которые делают экскурсии по всему миру, внезапно предложили отправиться в декабре в Мурманскую область – посмотреть на северное сияние. Весь борт, который туда летел, был заполнен в основном иностранцами: испанцами, китайцами, англичанами… Выяснилось, что другие варианты – скажем, Норвегия – гораздо дороже и очень многие иностранцы "за северным сиянием" едут в Териберку. Конечно, инфраструктура там пока не идеальна, но зарубежных гостей всё устраивает.

– За чем, кроме северного сияния, едут завзятые путешественники? Каковы последние тренды в туризме?

– Сейчас сегменты рынка смешиваются друг с другом, образуя единое целое, – популярно совмещение разных вариантов отдыха. Очень мощно в этом отношении работает событийный маркетинг: туризм впечатлений, фестивали, спортивные марафоны – беговые или айронмены.

Активно развивается агротуризм.  Например, в первой половине августа под Истрой прошёл фестиваль сыра "Сыр. Пир. Мир", туда из разных регионов России съехалось больше 300 фермеров и 130 тыс. посетителей – вся Новая Рига встала, проехать было невозможно. В рамках этого тренда ярко проявляет себя формат малого бизнеса, когда люди продвигают свой регион в основном на энтузиазме. Много лет внутренний туризм развивался усилиями именно этих людей.

Глава Московского представительства JNTO Айри Мотокура и начальник Управления Международного сотрудничества Ростуризма Исмира Яблочкина. Фото из архива выставки

Глава Московского представительства JNTO Айри Мотокура и начальник Управления Международного сотрудничества Ростуризма Исмира Яблочкина. Фото из архива выставки "Отдых"

– Как им это удавалось – без серьёзной поддержки, без инвестиций?

– В становлении малого бизнеса большую роль играет интернет, он даёт возможность для продвижения. Интернет позволяет сначала простимулировать спрос на малоизвестные направления, а потом за счёт полученной денежной массы развивать инфраструктуру. Мне кажется, это важная тенденция, и её нельзя упускать. Ну и наша выставка, будучи рыночной платформой, тоже вносит свою лепту.

"Отдых" помогает малому бизнесу заявлять о себе. Поскольку это формат малобюджетный, мы этот сектор вовлекаем в деловую программу, просим рассказать о себе. Вот, например, Торжок: у них есть целая программа, "Экспедиция в Торжок" называется, её развивает Татьяна Соколова. Её команде удалось заметно улучшить инфраструктуру города, заинтересовать им искушённых туристов. Мало того, она, подключив к делу местную администрацию, умудрилась добиться, чтобы в сторону Торжка пустили "Ласточку" – скоростные поезда.  Истории, как люди-одиночки на собственном энтузиазме добиваются поддержки крупных холдингов, вроде того же РЖД, – это очень здорово. Мне кажется, что наша выставка во многом посвящена именно таким сюжетам.

Стенд Великого Устюга, почта Деда Мороза. Фото из архива выставки

Стенд Великого Устюга, почта Деда Мороза. Фото из архива выставки "Отдых"

– "Экспедиция" – не совсем привычный формат. Людям нужно разнообразие?

– Скорее, яркие впечатления. Один из регионов-лидеров, которые участвуют у нас в этом году, – Астраханская область, она пользуется туристическим спросом. Они предлагают и рыбалку, которую новым форматом не назовёшь, и поля лотосов, которые больше нигде не увидеть. А Магаданская область разработала туры "налови сам красной икры" – конечно, это многих заинтересует.

В Мурманской области, Териберке, развивают винд-кайтинг: люди катаются на доске с парашютом, но не по морю, а по льду и снегу. Несколько лет назад про это знала только узкая группа "посвящённых", сейчас совершенно неожиданно поездки с целью винд-кайтинга становятся всё популярнее и популярнее. Приятно видеть, что появляются такие необычные направления развития.

А если говорить об экспедициях, то здесь мы очень рассчитываем на наше сотрудничество с Русским географическим обществом. Например, фотовыставка "Самая красивая страна" позволит людям увидеть новые места с точки зрения познания, тех самых экспедиций. Для нас очень большая честь, что РГО нас поддержало, оно связано с такими людьми, которые ассоциируются с путешествиями как неким образом жизни, идеологией, поиском нового, познанием нашей планеты, обузданием стихий. Поездка в настоящую экспедицию – это тот самый туризм впечатлений, когда люди вовлекаются в процесс. Мне кажется, сейчас это один из трендов экономики впечатлений.

Нам бы хотелось рассказать об экспедициях, которые проводит Общество, как можно большему числу людей. Мне кажется, наша задача именно в том, чтобы подсказывать: "Смотрите, здесь есть новые направления для туризма". Нам бы очень хотелось в будущем увидеть новые программы, посвящённые путешественникам и наследию, которое они оставляют, или научным исследованиям, ради которых снаряжаются экспедиции. И в этом отношении мы очень рассчитываем на наше сотрудничество с РГО.