В эти дни внимание мировых СМИ приковано к ситуации вокруг глубоководного обитаемого аппарата "Титан", на котором группа туристов отправилась к останкам знаменитого "Титаника". Связь с минисубмариной прервалась в воскресенье, в настоящий момент продолжаются её поиски. Следят за драмой в Северной Атлантике и специалисты Центра подводных исследований (ЦПИ) РГО. Его исполнительный директор, пилот подводного аппарата и водолаз-исследователь Сергей ФОКИН рассказал, в чём может быть проблема "Титана", каковы шансы найти его обитателей живыми и что более экстремально — полёт в космос или погружение в океанские глубины.
— Сергей, насколько "Титан" конструктивно пригоден для таких погружений?
— Аппарат, скажем так, не оптимальной формы с точки зрения сопротивления давлению. У него сигарообразный корпус, что хорошо для подводных лодок, а вот для маневрирования вокруг подводных объектов это не самая лучшая форма. Корпус "Титана" состоит из трёх частей: две полусферические титановые заглушки с носа и кормы и цилиндрическая часть в середине, она выполнена из композитного материла. И вот здесь кроется, на мой взгляд, слабость конструкции. Полусфера и цилиндр по-разному реагируют на обжатие давлением. На глубине 3,5 км давление составляет 350 атмосфер. Это очень много. Полусфера сжимается меньше, чем цилиндр. В итоге детали начинают "гулять" относительно друг друга. Кроме того, материалы имеют разную степень устойчивости к статической нагрузке. И вдобавок ко всему, насколько мне известно, композитные материалы не проверялись на циклическую нагрузку. Одно дело — один раз опустить его на грунт и поднять, а если это делать много раз, то материал начинает потихоньку разрушаться за счёт накопленного стресса.
Внутри "Титана" всё просто и технологично. Но безопасно ли? Фото: скрин видео Лен24
Совокупность этих факторов привела, как склонны считать специалисты ЦПИ РГО, к тому, что аппарат потерял прочность корпуса. Это значит, что "Титан" сейчас фактически затоплен и спасать там, увы, уже некого. Это наиболее вероятный исход, но я буду очень рад ошибиться.
— Стуки, которые якобы фиксировались в районе ЧП, не говорят о том, что внутри аппарата люди ещё живы?
— Честно говоря, у меня есть основания сомневаться, что их источником могли стать пассажиры "Титана".
— В глубоководных аппаратах есть какие-то опции на случай непредвиденных происшествий?
— Вообще, у аппаратов подобного рода должны быть предусмотрены системы самоспасения. К слову, я сам попадал в нештатные ситуации и по опыту других знаю: все удачные спасения — это когда экипаж аппарата собственными системами мог исправить положение. И напротив, найти аппарат в срок его автономности — проще говоря, пока внутри есть кислород и люди не задохнулись, — очень и очень сложно.
Лежащий на дне Атлантики "Титаник" будоражит умы туристов-экстремалов. Фото: скрин видео ЛенТВ24
— А что это за системы самоспасения?
— Например, твёрдый сбрасываемый балласт, как у воздушных шаров. Всё, что торчит — скажем, манипуляторы, — должно иметь возможность быть сброшенным. Наконец, есть правила проектирования и правила эксплуатации, которые написаны жизнями тех, кто делал "по-своему".
— Насколько отработана технология постройки обитаемых глубоководных аппаратов ?
— В нашей стране технология хорошо отработана ещё с советских времён. Она, образно говоря, "сермяжна", зато предполагает запас прочности. Конструкторы современных, в первую очередь иностранных, аппаратов, тем более используемых для туризма, нередко стремятся сделать их более инновационными и привлекательными с точки зрения дизайна. И вот здесь существует задача соблюсти баланс, обеспечивший бы аппарату максимальную безопасность. Насколько я могу судить, в том числе по закрытым источникам, западные коллеги, разрабатывавшие "Титан" (ранее известный как "Циклоп-2"), этот баланс нарушили в сторону поиска возможностей использования новых материалов, уменьшения массы и габаритов, технической эстетики и т. д. Но ведь почему раньше не сделали проще, легче, доступнее? А потому что так — ломается.
Отечественный глубоководный аппарат "Мир" участвовал в съёмках фильма "Титаник" и спускался на дно океана на Северном полюсе. Фото: wikipedia.org
— Как часто происходят ЧП на подобных судах?
— Именно на обитаемых аппаратах — нечасто. Точнее, у нас нет полной статистики, поскольку многие такие аппараты имеют ведомственную принадлежность. Самые близкие и более известные аналоги — происшествия на подводных лодках. Это другой тип техники, но по сути проблем они близки. Специфика современных глубоководных аппаратов состоит, помимо используемых материалов, состоит ещё и в том, что двигатели приводятся в движение с помощью аккумуляторов, соответственно, запас энергии ограничен.
— Как можно спасти терпящий бедствие глубоководный аппарат?
— Золотое правило эксплуатации подобных судов — наличие средств ПСО (поисково-спасательного обеспечения). По-хорошему, всё это должно было быть на борту судна сопровождения. И когда через 1 час 45 минут пропала связь с "Титаном", спустя две минуты это всё должно было быть задействовано — уйти под воду и начать поиски.
— А что можно сделать сейчас?
— Для начала его нужно найти, чем сейчас и заняты соответствующие службы. Если аппарат до сих пор имеет незаполненный объём и экипаж ещё жив, то его плавучесть близка к нулевой. Потерять ход он может, например, потому что не работают винты, что-то случилось с аккумуляторными батареями либо "Титан" за что-то зацепился под водой. Следовательно, необходимо освободить аппарат от зацепов и далее максимально быстро поднять его на поверхность. Проходить декомпрессионные процедуры, как у водолазов, в данном случае не нужно, поскольку человеческий организм не подвергается давлению напрямую. Быстрота действий, очевидно, имеет решающее значение. Обитаемость аппарата ограниченна, поскольку ограничен запас кислорода и ёмкость поглотителя углекислого газа. Нужно учесть, что только собственно подъём аппарата займёт три-четыре часа — это в лучшем случае. А вот если аппарат уже заполнен водой, он будет тяжелее, поднять его будет гораздо сложнее, и это займёт больше времени. Но в этом случае спасать там уже некого.
Основной подводный аппарат, используемый в работе ЦПИ РГО. Фото: Центр подводных исследований РГО
— Чтобы спуститься на глубину 3,8 км, нужен другой глубоководный аппарат. Много ли их в принципе?
— Обитаемых, думаю, штук семь по миру наберётся, и необитаемых столько же, если они в строю — собранные, не на ремонте и не на обслуживании. Половина обитаемых глубоководных аппаратов — в России. А телеуправляемые почти все иностранные.
— Какие подводные суда используются в работе Центра подводных исследований РГО?
— У нас в строю трёхместный аппарат сферической формы с возможностью погружения на 300 м. В чём его плюс — корпус полностью прозрачный. Мы имеем возможность наблюдать обстановку со всех сторон, что повышает маневрирование и снижает опасность зацепа или столкновения с препятствием. Есть у нас ещё "стометровый" аппарат, который имеет полусферический корпус. Он используется в учебных целях. В настоящее время ЦПИ РГО участвует в разработке отечественного обитаемого подводного аппарата с глубиной погружения 2250 м, тоже с полностью прозрачным корпусом, вместимость — два человека. Этот аппарат максимально инновационен и перспективен.
Исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин. Фото: Центр подводных исследований РГО
— А вообще, что более экстремально: полёт в космос или погружение в морские глубины? Космонавты в большей безопасности, чем люди, заточённые в миниподлодках?
— Это давний спор. Одна группа считает, что самое сложное изобретение — космический корабль, другая — что подводный аппарат. Пока никто из больших учёных умов победу в этом споре не одержал. Полёт в космос — это запредельные динамические нагрузки, чтобы вырваться за пределы атмосферы. При этом перепад статических нагрузок будет составлять 1 атмосферу. Между тем при погружении каждые 10 м водяного столба дают ту же самую 1 атмосферу. А если глубина составляет 3,8 км — значит, перепад составит 380 атмосфер, то есть в 380 раз больше, чем при полёте в космос. Так что судите сами…
Айвар Валеев