head-bg-picture

Повторит ли "Титан" судьбу "Титаника"?

"Титан" уходит на глубину. Фото: скрин видео ЛенТВ24

Повторит ли "Титан" судьбу "Титаника"? Повторит ли "Титан" судьбу "Титаника"?

В эти дни внимание мировых СМИ приковано к ситуации вокруг глубоководного обитаемого аппарата "Титан", на котором группа туристов отправилась к останкам знаменитого "Титаника". Связь с минисубмариной прервалась в воскресенье, в настоящий момент продолжаются её поиски. Следят за драмой в Северной Атлантике и специалисты Центра подводных исследований (ЦПИ) РГО. Его исполнительный директор, пилот подводного аппарата и водолаз-исследователь Сергей ФОКИН рассказал, в чём может быть проблема "Титана", каковы шансы найти его обитателей живыми и что более экстремально — полёт в космос или погружение в океанские глубины.

— Сергей, насколько "Титан" конструктивно пригоден для таких погружений?

— Аппарат, скажем так, не оптимальной формы с точки зрения сопротивления давлению. У него сигарообразный корпус, что хорошо для подводных лодок, а вот для маневрирования вокруг подводных объектов это не самая лучшая форма. Корпус "Титана" состоит из трёх частей: две полусферические титановые заглушки с носа и кормы и цилиндрическая часть в середине, она выполнена из композитного материла. И вот здесь кроется, на мой взгляд, слабость конструкции. Полусфера и цилиндр по-разному реагируют на обжатие давлением. На глубине 3,5 км давление составляет 350 атмосфер. Это очень много. Полусфера сжимается меньше, чем цилиндр. В итоге детали начинают "гулять" относительно друг друга. Кроме того, материалы имеют разную степень устойчивости к статической нагрузке. И вдобавок ко всему, насколько мне известно, композитные материалы не проверялись на циклическую нагрузку. Одно дело — один раз опустить его на грунт и поднять, а если это делать много раз, то материал начинает потихоньку разрушаться за счёт накопленного стресса.

Внутри

Внутри "Титана" всё просто и технологично. Но безопасно ли? Фото: скрин видео Лен24

Совокупность этих факторов привела, как склонны считать специалисты ЦПИ РГО, к тому, что аппарат потерял прочность корпуса. Это значит, что "Титан" сейчас фактически затоплен и спасать там, увы, уже некого. Это наиболее вероятный исход, но я буду очень рад ошибиться.

— Стуки, которые якобы фиксировались в районе ЧП, не говорят о том, что внутри аппарата люди ещё живы?

— Честно говоря, у меня есть основания сомневаться, что их источником могли стать пассажиры "Титана".

— В глубоководных аппаратах есть какие-то опции на случай непредвиденных происшествий?

— Вообще, у аппаратов подобного рода должны быть предусмотрены системы самоспасения. К слову, я сам попадал в нештатные ситуации и по опыту других знаю: все удачные спасения — это когда экипаж аппарата собственными системами мог исправить положение. И напротив, найти аппарат в срок его автономности — проще говоря, пока внутри есть кислород и люди не задохнулись, — очень и очень сложно.

Лежащий на дне Атлантики

Лежащий на дне Атлантики "Титаник" будоражит умы туристов-экстремалов. Фото: скрин видео ЛенТВ24

— А что это за системы самоспасения?

— Например, твёрдый сбрасываемый балласт, как у воздушных шаров. Всё, что торчит — скажем, манипуляторы, — должно иметь возможность быть сброшенным. Наконец, есть правила проектирования и правила эксплуатации, которые написаны жизнями тех, кто делал "по-своему".

— Насколько отработана технология постройки обитаемых глубоководных аппаратов ?

— В нашей стране технология хорошо отработана ещё с советских времён. Она, образно говоря, "сермяжна", зато предполагает запас прочности. Конструкторы современных, в первую очередь иностранных, аппаратов, тем более используемых для туризма, нередко стремятся сделать их более инновационными и привлекательными с точки зрения дизайна. И вот здесь существует задача соблюсти баланс, обеспечивший бы аппарату максимальную безопасность. Насколько я могу судить, в том числе по закрытым источникам, западные коллеги, разрабатывавшие "Титан" (ранее известный как "Циклоп-2"), этот баланс нарушили в сторону поиска возможностей использования новых материалов, уменьшения массы и габаритов, технической эстетики и т. д. Но ведь почему раньше не сделали проще, легче, доступнее? А потому что так — ломается.

Отечественный глубоководный аппарат

Отечественный глубоководный аппарат "Мир" участвовал в съёмках фильма "Титаник" и спускался на дно океана на Северном полюсе. Фото: wikipedia.org

— Как часто происходят ЧП на подобных судах?

— Именно на обитаемых аппаратах — нечасто. Точнее, у нас нет полной статистики, поскольку многие такие аппараты имеют ведомственную принадлежность. Самые близкие и более известные аналоги — происшествия на подводных лодках. Это другой тип техники, но по сути проблем они близки. Специфика современных глубоководных аппаратов состоит, помимо используемых материалов, состоит ещё и в том, что двигатели приводятся в движение с помощью аккумуляторов, соответственно, запас энергии ограничен.

— Как можно спасти терпящий бедствие глубоководный аппарат?

— Золотое правило эксплуатации подобных судов — наличие средств ПСО (поисково-спасательного обеспечения). По-хорошему, всё это должно было быть на борту судна сопровождения. И когда через 1 час 45 минут пропала связь с "Титаном", спустя две минуты это всё должно было быть задействовано — уйти под воду и начать поиски.

— А что можно сделать сейчас?

— Для начала его нужно найти, чем сейчас и заняты соответствующие службы. Если аппарат до сих пор имеет незаполненный объём и экипаж ещё жив, то его плавучесть близка к нулевой. Потерять ход он может, например, потому что не работают винты, что-то случилось с аккумуляторными батареями либо "Титан" за что-то зацепился под водой. Следовательно, необходимо освободить аппарат от зацепов и далее максимально быстро поднять его на поверхность. Проходить декомпрессионные процедуры, как у водолазов, в данном случае не нужно, поскольку человеческий организм не подвергается давлению напрямую. Быстрота действий, очевидно, имеет решающее значение. Обитаемость аппарата ограниченна, поскольку ограничен запас кислорода и ёмкость поглотителя углекислого газа. Нужно учесть, что только собственно подъём аппарата займёт три-четыре часа — это в лучшем случае. А вот если аппарат уже заполнен водой, он будет тяжелее, поднять его будет гораздо сложнее, и это займёт больше времени. Но в этом случае спасать там уже некого.

Основной подводный аппарат, используемый в работе ЦПИ РГО. Фото: Центр подводных исследований РГО

Основной подводный аппарат, используемый в работе ЦПИ РГО. Фото: Центр подводных исследований РГО

— Чтобы спуститься на глубину 3,8 км, нужен другой глубоководный аппарат. Много ли их в принципе?

— Обитаемых, думаю, штук семь по миру наберётся, и необитаемых столько же, если они в строю — собранные, не на ремонте и не на обслуживании. Половина обитаемых глубоководных аппаратов — в России. А телеуправляемые почти все иностранные.

— Какие подводные суда используются в работе Центра подводных исследований РГО?

— У нас в строю трёхместный аппарат сферической формы с возможностью погружения на 300 м. В чём его плюс — корпус полностью прозрачный. Мы имеем возможность наблюдать обстановку со всех сторон, что повышает маневрирование и снижает опасность зацепа или столкновения с препятствием. Есть у нас ещё "стометровый" аппарат, который имеет полусферический корпус. Он используется в учебных целях. В настоящее время ЦПИ РГО участвует в разработке отечественного обитаемого подводного аппарата с глубиной погружения 2250 м, тоже с полностью прозрачным корпусом, вместимость — два человека. Этот аппарат максимально инновационен и перспективен.

Исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин. Фото: Центр подводных исследований РГО

Исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин. Фото: Центр подводных исследований РГО

— А вообще, что более экстремально: полёт в космос или погружение в морские глубины? Космонавты в большей безопасности, чем люди, заточённые в миниподлодках?

— Это давний спор. Одна группа считает, что самое сложное изобретение — космический корабль, другая — что подводный аппарат. Пока никто из больших учёных умов победу в этом споре не одержал. Полёт в космос — это запредельные динамические нагрузки, чтобы вырваться за пределы атмосферы. При этом перепад статических нагрузок будет составлять 1 атмосферу. Между тем при погружении каждые 10 м водяного столба дают ту же самую 1 атмосферу. А если глубина составляет 3,8 км — значит, перепад составит 380 атмосфер, то есть в 380 раз больше, чем при полёте в космос. Так что судите сами…

Айвар Валеев

 

теги:
Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Видеогалерея
22 февраля 2024
Горизонты «Ясона»: ЦПИ РГО готовится испытать новейшую отечественную мини-субмарину
Подробнее
30 сентября 2022
В Пермском крае начались поиски затонувших объектов
Суда Камской флотилии Колчака будет искать экспедиция ЦПИ РГО
Подробнее
04 апреля 2022
Конференция "Теплоход "Армения". Вспомнить всех" стартовала в Севастополе
Подробнее
01 февраля 2022
Центр подводных исследований РГО заручился поддержкой гидрографов Северного морского пути
Подробнее
18 января 2022
Центр подводных исследований РГО открыл регистрацию участников программы "Океанавтика"
Подробнее
05 ноября 2021
"Очень хотелось нарушить тишину": Елизавета Листова сняла фильм о трагедии теплохода "Армения"
Подробнее
31 августа 2021
"Т-12. Нефтяная мина": фильм Центра подводных исследований РГО расскажет о затонувшем на Балтике танкере
Подробнее
09 августа 2021
ЦПИ РГО указал на карте два возможных места Ледового побоища
Подробнее
Показать еще Загрузка