В Сайлюгемском национальном парке в Горном Алтае обнаружилась самка снежного барса по кличке Ю-1, пропавшая весной 2019 года. Около года дикая кошка не попадала в объективы фотоловушек и вот, наконец-то, отметилась в кадре. Снимки объясняют, почему учёные потеряли кошку…
Оказалось, что пропавшая в прошлом году барсиха стала мамой. На кадрах вместе с самкой — два котёнка. Специалисты предполагают, что барсятам уже около трёх месяцев от роду. Вероятно, Ю-1 вела скрытный образ жизни, когда была беременна и сразу после рождения котят.
"Последние кадры Ю-1 мы получили в феврале прошлого года, и больше самку не фиксировали. Барсиха пропала "с радаров", мы беспокоились, хотя подозревали, что у Ю-1 могли появиться новые котята, поэтому самка просто вела более скрытный образ жизни, устроив логово в отдалении от того участка, где мы ее фиксировали, — говорит заместитель директора Сайлюгемского национального парка Денис Маликов. — По кадрам фотоловушек очевидно: наши догадки были верны. У Ю-1 снова котята".
Появление двойняшек для ирбиса — явление обычное. Реже у ирбисов рождается тройня, а в 2018 году в Сайлюгемском нацпарке камеры зафиксировали событие уникальное — появление четырёх котят самки ирбиса.
За самкой под именем Ю-1 сотрудники Сайлюгемского нацпарка, а также Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, следят с 2016 года. Тогда она впервые попала в объектив автоматических камер. Выводок котят не первый, о котором известно учёным. С котятами Ю-1 впервые запечатлели в начале 2019 года. Однако те котята были уже взрослые и, скорее всего, в этот же год отделились от самки, так как барсята остаются с матерью полтора-два года, а потом начинают вести самостоятельный образ жизни. Значит, уже к весне прошлого года Ю-1 могла отправиться на поиски нового партнёра для барсиной свадьбы. Специалисты Сайлюгемского нацпарка предполагают, что отцом новых котят мог стать самец Юнчи, обитающий недалеко от участка Ю-1.
Особенность многолетней фотосессии Ю-1 в том, что её ведёт местный житель — охотник из села Аргут Мерген Марков. Он является участником проекта "Сохрани своего ирбиса" WWF России, Сайлюгемского нацпарка и компании Pernod Ricard.
"Каждый участник проекта охраняет вверенный участок, где обитают снежные барсы и получает вознаграждение за работу. Охотники помогают устанавливать и проверять автоматические камеры, фиксировать природоохранные нарушения, снимать петли и капканы. Если снежные барсы продолжают фиксироваться на камерах в конце года, то есть звери живы и здоровы, охотники получают вознаграждение. Таким образом, сельчане понимают, что живые ирбисы принесут им пользу долгосрочную и более выгодную, чем единовременная продажа шкуры редкого хищника", — рассказывает Александр Карнаухов, старший координатор проектов Алтае-Саянского представительства WWF России.
Снежный барс или ирбис – единственный крупный представитель семейства кошачьих, обитающий в высокогорьях Центральной Азии. Этот вид находится под угрозой исчезновения. Численность ирбисов катастрофически мала: по разным оценкам, сегодня на территории России обитает всего 150–200 особей. Снежный барс занесён в Красную книгу. В 2010 году РГО поддержало грантовый проект "По следам снежного барса". Его цель – изучение состояния популяции дикой кошки, её численности и половозрастной структуры, а также ключевых мест обитания. Кроме того, для восстановления численности барсов в Саяно-Шушенском заповеднике с 2019 года при грантовой поддержке РГО реализуется масштабный проект "Экспедиция "Снежный барс – живой символ Западного Саяна". В его рамках на территории заповедника были выпущены два снежных барса – самец и самка, привезённые из Таджикистана.