head-bg-picture

Экспедиция РГО исследовала затонувшую подлодку в проливе Лаперуза

На корабле «Ламантин». Фото: Сергей Фадеичев.

На корабле «Ламантин». Фото: Сергей Фадеичев.

Экспедиция РГО исследовала затонувшую подлодку в проливе Лаперуза Экспедиция РГО исследовала затонувшую подлодку в проливе Лаперуза

Русское географическое общество и фонд «Люди моря» продолжили историко-географический проект «Морское наследие» очередной экспедицией на Сахалине. В рамках проекта специалисты при помощи 3D-моделирования и подводной фотограмметрии восстанавливают информацию об исторических и культурных объектах России. В майской экспедиции исследователи установили на дне пролива Лаперуза мемориальную доску в память об американской подводной лодке «Ваху», погибшей здесь в годы Второй мировой войны от ударов японской авиации.

— В 2024 году РГО совместно с морской инженерной компанией «Фертоинг», фондом «Люди моря» разворачивает работы в рамках историко-географического проекта «Морское наследие России», — рассказала директор Департамента экспедиционной деятельности и туризма Наталия Белякова. — Проект позволит систематизировать, сберечь и передать потомкам в цифровом виде информацию, которая получена в результате многолетних подводных и сухопутных исследований в акваториях российских морей и на прилегающих к ним прибрежных территориях. Помимо исследований в проливе Лаперуза, в этом году состоятся экспедиции в Каспийском и Балтийском морях, в Финском заливе. Итогом работ станет наполнение информацией ГИС-платформы «Морское наследие», где будут размещены данные об историко-культурных объектах России.

21 мая участники экспедиции на специально оснащенном судне «Ламантин» отправились к месту затопления подлодки «Ваху». Исследования проводились в проливе и раньше. В 2006 году Тихоокеанский флот пытался найти в проливе Лаперуза советскую подводную лодку Л-19. Она погибла в этих водах 23 августа 1945 года. Л-19 так и не нашли. Неожиданным итогом этих поисков стало обнаружение неизвестного объекта, позже он был опознан исследователями как американская подлодка «Ваху». В 2023 году команда «Фертоинга» провела внешний осмотр ее корпуса и построила 3D-модель судна методом подводной фотограмметрии.

Подготовка ТНПА на «Ламантине». Фото: Сергей Фадеичев

Подготовка ТНПА на «Ламантине». Фото: Сергей Фадеичев

Подводная лодка «Ваху» — одна из самых результативных американских подводных лодок времен Второй мировой войны. Это первая из американских лодок, которая проникла в Японское море. За время своего боевого пути она потопила 20 японских судов общим водоизмещением 60 038 тонн и погибла при возвращении из своего седьмого боевого похода. Ее коммандер Дадли У. Мортон — легендарный американский подводник Второй мировой войны. С 1959 по 1982 год в состав американского флота входил названный в его честь эсминец. 

С сентября 1939 года в состоянии войны с Германией находились Польша, Франция, Великобритания. В результате нападения нацистской Германии на СССР 22 июня 1941 года в составе коалиции также оказался и Советский Союз. После нападения Японии на США 7 декабря 1941 года в союз вошли США и Китай, в который Япония вторглась еще в 1931 году. Американские войска встали на сторону Советского Союза и воевали с немецким захватчиком на море и на суше.

Исследования в проливе Лаперуза. Фото: Сергей Фадеичев

Исследования в проливе Лаперуза. Фото: Сергей Фадеичев

В этом сезоне члены экспедиции отдали дань памяти погибшим в борьбе с общим врагом американским подводникам и с помощью подводного телеуправляемого аппарата опустили к борту подлодки венок с памятной лентой. «Корабли, как и люди, тоже нуждаются в славе, уважении и бессмертии. Вечная им память! Но даже у погибших кораблей есть будущее», — гласит надпись на мемориальной доске.

— Поисковая работа в российских территориальных водах — важная часть деятельности нашего фонда. Она направлена в первую очередь на увековечивание памяти моряков, погибших при защите Отечества, а в случае с «Ваху» — на увековечивание памяти наших союзников по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны, — рассказала исполнительный директор фонда «Люди моря» Анна Радькова. — Мы хотим, чтобы в деле сохранения морского наследия России не осталось «белых пятен» на морских картах и все погибшие корабли и суда были найдены и обследованы. Основатель фонда, морская инженерная компания «Фертоинг», выделяет нам для этой работы необходимые технические и человеческие ресурсы, что позволяет нам успешно решать задачи поиска затонувших кораблей. Важно подчеркнуть, что, благодаря нашей общей работе, новые материалы и данные получают не только ученые-историки. Обычные люди могут больше узнать о морском наследии нашего государства с помощью информационного портала «Россия от моря до моря».

Установка мемориальной таблички. Фото: Сергей Фадеичев

Установка мемориальной таблички. Фото: Сергей Фадеичев

Во время проекта участники экспедиции также собрали пробы воды и грунта, которые в будущем могут быть переданы родственникам погибших. Также продолжением работ станет поиск советской подлодки Л-19. Есть много версий ее залегания, но достоверных координат нет. Необходимо последовательно отрабатывать акваторию пролива Лаперуза. Руководитель гидрографической группы компании «Фертоинг» Павел Ковров рассказал, что найти Л-19 вполне реально, для этого нужно время.

 

Мария Булдакова