
Лучше всего изучить географию родной страны можно во время исследовательской экспедиции. Фото предоставлено участниками экспедиции
Комплекс маршрутов и методик полевых исследований, которые могут быть использованы школьными учителями при проведении образовательных выездов в регионы России, станут результатом работы летней экспедиции московских школьников «Байкал-2025». Она прошла в июле 2025 в Республике Бурятия и Иркутской области при грантовой поддержке Русского географического общества.
Организатором стала московская школа №1553 им. В. И. Вернадского в сотрудничестве с межрегиональным общественным движением творческих педагогов «Исследователь». Мероприятие явилось продолжением многолетней программы комплексных исследовательских экспедиций, реализуемых школой в Архангельской области и Карелии, на Алтае и Урале и в других регионах нашей страны.
Сам по себе Байкал — уникальный природный и культурный объект. К тому же Байкальский регион обладает высоким образовательным потенциалом. Здесь сосредоточен ряд научных учреждений, особо охраняемых природных территорий, которые реализуют пилотные познавательные программы для школьников. Исследовательский, познавательный характер образовательных поездок на Байкал позволяет глубже приобщиться к природному и культурному наследию региона.

Школьники и педагоги у ворот Байкальского заповедника. Фото предоставлено участниками экспедиции
В составе нынешней экспедиции работало семь тематических групп: «Биогеохимия», «Комплексное исследование сел и деревень», «История. Реставрация», «Социокультурная психология и антропология», «Природоведение», «География» и «Геология». Ребята под руководством опытных педагогов узнали, как происходит сбор научно значимого материала, научились его анализировать.
В рамках экспедиции прошел финал всероссийского туристско-краеведческого конкурса РГО «Лучший наставник по путешествиям». Девять финалистов из Москвы, Новосибирской, Курганской областей, Республики Удмуртия, Мурманской области, Краснодарского края соревновались в номинациях «Многодневное путешествие», «Однодневное путешествие», «Полевой лагерь».
Партнерами проекта стали Комиссия РАН по изучению наследия выдающихся ученых, Московское общество испытателей природы, РЖД лицей №9, Байкальский государственный природный биосферный заповедник, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Байкальский инновационный центр, СОШ №7 пос. Култук.