Площадь морских льдов в Арктике в последние 20 лет сокращается вдвое быстрее, чем за период 1979–1999 годов. Это одно из наиболее ярких проявлений изменения климата планеты. В то же время наблюдаются нелинейность и различия в динамике процессов в арктических регионах в разные периоды. К такому выводу пришли климатологи Института географии РАН.
Российские географы выделили два принципиально разных по темпам таяния льда периода — 1979–1999 годы и 2000–2019 годы. При региональном анализе произошедших изменений выяснилось, что в Баренцевом море в холодное время года в минувшие 20 лет площадь морского льда начала сокращаться в два раза быстрее, чем за два последних десятилетия прошлого века. Существенное увеличение скорости таяния льдов также наблюдалось в тёплый период в морях Карском, Лаптевых, Восточно-Сибирском, Бофорта, в Центральной части Арктики к югу от 80° с. ш., а также в Северо-Западных проливах Канадского Арктического архипелага.
При этом с максимальной скоростью уменьшение площади морских льдов в целом в Арктике происходило в августе-октябре (860–880 тыс. км2 за 10 лет). С декабря по апрель до 80% потерь во всём Арктическом регионе шло за счёт сокращения ледяных полей в Баренцевом и Охотском морях. В июне-июле определяющая роль в изменении тренда принадлежала Карскому морю, морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому морю. В августе-октябре основной вклад вносили Центральная Арктика южнее 80° с. ш. и Восточно-Сибирское море. В ноябре-декабре наиболее существенными были сокращения площади льда в морях Баренцево, Карское, Баффина и в Гудзоновом заливе.
Белые медведи в Арктике. Фото: Татьяна Матвеева / лаборатория климатологии Института географии РАН
Авторы исследования полагают, что ускоренное таяние арктического морского льда в начале XXI века может быть связано с деятельностью человека и увеличением количества парниковых газов в атмосфере. Также процесс может отражать переход к новому динамическому состоянию всей арктической климатической системы, когда увеличивается перенос тепла в Арктику из океана и атмосферы и активизируется положительная обратная связь в данной системе.
Научная работа специалистов Института географии РАН Татьяны Матвеевой и Владимира Семёнова опубликована в журнале Atmosphere.