head-bg-picture

Стартовал очередной этап экспедиции РГО по поиску мест для организации гидроаэродромов

Снимок острова Симушир из космоса. Фото: Википедия

Снимок острова Симушир из космоса. Фото: Википедия

Стартовал очередной этап экспедиции РГО по поиску мест для организации гидроаэродромов Стартовал очередной этап экспедиции РГО по поиску мест для организации гидроаэродромов

Начался третий сезон совместной комплексной научной экспедиции РГО, Государственного океанографического института имени Н. Н. Зубова (ФГБУ «ГОИН») и Гидрографической службы Тихоокеанского флота по поиску мест для организации гидроаэродромов.

Из Москвы группа ученых вылетела в Южно-Сахалинск, далее они добрались до города Корсаков, откуда на буксире ВМФ «Андрей Степанов» отправились по Охотскому морю к Симуширу, одному из средней группы островов Большой Курильской гряды.

Исследовательские работы будут проводиться в бухте Броутона.

Уникальность бухты Броутона в ее расположении, — объясняет руководитель экспедиции, заместитель директора ФГБУ «ГОИН», ведущий научный сотрудник отдела специальных прикладных экологических исследований ФГБУ «ГОИН» Сергей Проценко. — Это заполненная водой кальдера потухшего вулкана Уратман. Она представляет собой своего рода кольцо с узким горлышком входа со стороны моря.

В советское время на Симушире размещались военные части. Чтобы крупнотоннажные суда могли войти в бухту, ее углубили и расширили. Для военных и их семей построили военный городок Кратерный, где жили около 900 человек. На острове находилась авиабаза ВМФ, часть ПВО, на берегу бухты Броутона стояли четыре береговых противокорабельных комплекса «Редут». Жители называли Кратерный «непотопляемым авианосцем».

В 1994 году воинские части были выведены с острова, с тех пор он необитаем.

Бе-12 морской авиации ВМФ СССР,  1990 г. Возможно, такие гидросамолеты садились в бухте Броутона. Фото: Википедия

Бе-12 морской авиации ВМФ СССР, 1990 г. Возможно, такие гидросамолеты садились в бухте Броутона. Фото: Википедия

Мы осмотрим гидроспуски, которые раньше были в бухте, — делится Сергей Проценко. — Это бетонное техническое сооружение, которое под наклоном уходит в море. Оно необходимо, чтобы гидросамолет самостоятельно мог выбраться на берег. В советское время в бухте Броутона садились гидросамолеты Бе-12, но полноценного гидроаэродрома, который включал бы в себя соответствующую инфраструктуру, не существовало. Посмотрим, где можно было бы построить причалы для гидросамолетов. В бухте океанической зыби нет, но есть определенное волнение из-за ветра. Для гидросамолетов это не очень хорошо. Наша задача в ходе экспедиции провести предварительное обследование акватории бухты Броутона и прилегающей территории.

Участники экспедиции определят состав преобладающей растительности, открытость акватории по отношению к направлению подхода океанической зыби, проведут гидроакустическую съемку с помощью эхолота. Возможно, где-то нужно будет сделать механические промеры с привязкой к пространству и времени. Также они проведут обследование и сделают описание типов берегов, определят физико-географические характеристики района, сезонное распределение параметров ветра, волнения и ветровую загрузка залива с учетом розы ветров, изучат архивные документы.

 

В 2021 году в ходе совместной комплексной научной экспедиции РГО, ФГБУ «ГОИН» и Гидрографической службы Тихоокеанского флота по поиску мест для организации гидроаэродромов специалисты исследовали бухту Касатка острова Итуруп, в 2022 году — бухты Иванцова острова Русский и Завойко в Авачинской губе с прилегающими к ним акваториями.

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Экспедиции