
Фото: Сергей Кичигин, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
Мировые медиа обсуждают катастрофу у побережья Сицилии. 19 августа рано утром роскошная парусная яхта Bayesian затонула в районе городка Портичелло примерно в полумиле от берега. На борту судна находились 22 человека, известно об одном погибшем, еще шестеро числятся как пропавшие без вести. Среди них — владелец яхты, британский бизнесмен Майк Линч и его 18-летняя дочь. Как случилось, что в спокойном месте Средиземного моря произошло крушение яхты, имеющей колоссальный запас прочности? Опытный яхтсмен и путешественник, член РГО Оскар Конюхов специально для сайта Русского географического общества рассказал о причинах произошедшего.
Оскар Конюхов — сын и соратник легендарного путешественника Федора Конюхова. В недавнем прошлом — исполнительный директор Всероссийской федерации парусного спорта, семь раз пересек Атлантический океан под парусом. Был участником перехода на макси-яхте через Тихий океан вокруг мыса Горн.
— Надо сказать, что вообще-то яхта Bayesian — очень крепкая и надежная. Ее построили на известной итальянской верфи Perini Navi, это хорошо известная у профессионалов компания, существующая на рынке более полувека, — отметил Оскар Конюхов. — Яхта гигантская: ее длина — около 50 м, высота мачты — 75 м. В момент катастрофы судно стояло на рейде, на обозначенной якорной стоянке у северного побережья Сицилии. Как говорится, ничего не предвещало ЧП. Однако в этом году, по наблюдениям метеорологов, Средиземное море перегрето: температура воды на 4 градуса выше среднестатистической. Это способствует зарождению мощных торнадо, внутри которых скорость ветра может достигать 200 миль в час.

Посреди Атлантики. Фото из личного архива Оскара Конюхова
Оскар Конюхов отметил, что капитан яхты родом из Новой Зеландии, а новозеландцы известны как «очень крутые моряки»:
— Стать капитаном такой суперъяхты, какой была Bayesian, — это примерно как стать командиром экипажа самого большого в мире пассажирского аэробуса А380. Случайных людей здесь не бывает. Поэтому я не сомневаюсь в его компетенции. Единственное упущение, и капитан это признает, — экипаж поздно заметил надвигающийся торнадо. И представьте себе: лето, все немного расслаблены, хорошая погода, яхта стоит на якоре в комфортном месте — это ведь не Антарктида или Арктика. И тут налетает торнадо, закручивает яхту и ломает 75-метровую алюминиевую мачту.
Конюхов-младший предположил, что при падении мачта с большой вероятностью пробила и борт, и палубу, наверняка травмировала людей.
— Что происходило дальше, можно легко себе представить, — сказал наш эксперт. — Яхта заваливается на борт. Вода начинает поступать в жилые и технические помещения через входной люк и иллюминаторы. Если бы яхта шла в отрытом океане, да еще в шторм, все иллюминаторы были бы плотно задраены. А тут лето, курорт, иллюминаторы открыты на проветривание. Кроме того, сами дверные проемы в люксовой яхте большие, сделаны для максимального комфорта пассажиров. В итоге вода хлынула внутрь мощным потоком и очень быстро заполнила полости этой громадной яхты. Она сейчас лежит на глубине 55 м.
По словам Оскара Конюхова, торнадо для яхт — это примерно то же, что и облачность Cumulonimbus для самолетов. Пассажирские лайнеры облетают грозовые кучевые облака стороной. Самолет, попав внутрь, может получить фатальные механические повреждения из-за воздействия мощных потоков воздушных масс, с большой скоростью перемещающихся по вертикали.

Оскар (слева) и Федор Конюховы у мыса Горн во время перегона яхты «Алые Паруса» из Новой Зеландии на Фолклендские острова. Фото из книги «С отцом по всем океанам»
— Во время океанских переходов мы никогда не попадали в торнадо, — поделился воспоминаниями Оскар Конюхов. — Но видели их приближение в тропиках. А заметив, старались как можно быстрее уйти из опасной зоны. Но когда ты находишься в тропических широтах, где-нибудь вблизи экватора, то ты во всеоружии: там это может случиться всегда. Мощные торнадо характерны и для Мексиканского залива. В Средиземном море торнадо тоже случаются, но не так часто и столь мощные. До сих пор это было редким явлением. Но, судя по всему, сейчас они будут происходить чаще. Возможно, причиной тому — климатические изменения на планете. Вероятно, этот фактор нужно теперь постоянно учитывать не только путешественникам-экстремалам, но и простым (и непростым) отдыхающим. А вообще, никогда не следует забывать, что море и океан — это мощная стихия, в сравнении с которой человек — ничтожно малая величина.
Айвар Валеев