Начался второй сезон комплексной научно-исследовательской экспедиции Русского географического общества по маршруту Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В фокусе — оценка геологических и криогенных рисков, мониторинг состояния железнодорожной инфраструктуры и разработка рекомендаций для ее безопасной эксплуатации в условиях меняющегося климата и высокой сейсмичности.
В течение трех недель несколько научных групп будут работать на разных участках трассы — каждая по своему направлению. В поле зрения специалистов окажутся наиболее сложные и опасные участки магистрали: район Северомуйского тоннеля, Таксимо, Новой Чары, а также трасса от Тынды до Сковородино. Ученые проведут исследования для того, чтобы уточнить уровень сейсмической опасности, изучат последствия деградации вечной мерзлоты, оценят устойчивость железнодорожного полотна, мостов и тоннелей.
— Проработка глобальных логистических маршрутов — одна из задач РГО, — рассказал научный руководитель экспедиции, заместитель директора по научной работе Института физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН Алексей Собисевич. — В приоритетах — транспортная связанность территорий нашей страны, включая объединение БАМа и Транссибирской магистрали. Поэтому мы продолжаем фундаментальные геолого-геофизические исследования по маршруту Байкало-Амурской магистрали. Это особенно важно с учетом строительства дублера Северомуйского тоннеля, дублера Кузнецовского тоннеля, а также нового Дуссе-Алиньского тоннеля. В связи с развитием новых объектов необходимо учитывать и природно-техногенные риски — территория находится в зоне многолетней мерзлоты, деградирующей в связи с наблюдаемыми изменениями климата. Хочу отметить и сейсмоопасность региона, обусловленную близостью Байкальской рифтовой зоны, геодинамические процессы в пределах которой могут стать причиной высокомагнитудных землетрясений. Новые геофизические данные, полученные в ходе натурных экспериментов, позволят создавать научно обоснованные адаптационные сценарии для снижения возможных негативных последствий разномасштабных природно-техногенных катастроф, содействовать решению основополагающих вопросов безопасности жизнедеятельности, а также обеспечению надежной и безаварийной работы стратегически значимой транспортной инфраструктуры.
В ходе экспедиции ученые исследуют, как активное строительство дорог и рост туризма влияют на местную природу и жизнь людей. Специалисты оценят изменения традиционных промыслов, и разработают систему уборки мусора. Результаты этой работы лягут в основу практических рекомендаций: как адаптировать инфраструктуру для суровых условий Севера, совместить современные технологии с традиционным укладом, а также создать просветительские программы для жителей и туристов, чтобы развитие региона было безопасным и сбалансированным.

Геологические исследования в районе Байкальского тоннеля. Геофизики ИФЗ РАН Екатерина Мануилова и Татьяна Тверитинова. Фото предоставлено участниками экспедиции
— Строительство инфраструктурных объектов на Дальнем Востоке и в Сибири — это всегда вызов, брошенный природе, — отмечает руководитель экспедиции, заведующий кафедрой «системы автоматизированного проектирования» Российского университета транспорта (РУТ МИИТ) Иван Нестеров. — Суровый рельеф этих регионов диктует особые подходы к проектированию и возведению критически важных сооружений. Деградация мерзлых пород ведет к непредсказуемой просадке грунта, что напрямую угрожает устойчивости земляного полотна, фундаментов мостов и опор контактной сети. Важно отметить, что по итогам работ будет дана комплексная оценка воздействия хозяйственной деятельности на хрупкие экосистемы региона, включая проблемы накопления отходов и риски возникновения чрезвычайных ситуаций.
В рамках своих задач геофизики изучат зоны тектонических разломов, чтобы оценить напряжение в земной коре, а также будут искать следы древних землетрясений в районе Таксимо и Ангараканского озера. Это поможет понять, как часто здесь происходят сильные подземные толчки. Кроме того, между Новой Чарой и Североморском специалисты установят временные сейсмодатчики. Они будут фиксировать даже слабые землетрясения.
По ходу машрута участники экспедиции проводят социологические опросы местного населения. Это даст возможность муниципальным органам сформировать механизмы решения демографических проблем с учетом мнения коренных жителей.
— Стратегическое значение магистрали обретает новое измерение в свете развития глобального коридора «Север — Юг». Данные нужны всем, причем в единой мониторинговой логике. Результатами полевых и камеральных работ планируется наполнить специализированную геоинформационную систему (ГИС), — рассказала директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Наталия Белякова. — Результаты экспедиции позволят разработать практические рекомендации по минимизации георисков и обеспечению устойчивого развития территорий, прилегающих к БАМу.
Экспедиция проходит совместно с Институтом Географии РАН, Петербургским государственным университетом путей сообщения, Институтом физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН, федеральным исследовательским центром «Единая геофизическая служба РАН», Институтом геоэкологии им. Е. М. Сергеева РАН, Российским университетом транспорта (МИИТ), Санкт-Петербургским университетом ГПС МЧС России, Музеем антрополоогии и этнографии имени Петра Великого РАН.
Мария Булдакова