Российская наука в ближайшее время получит новое сверхсовременное экспедиционное судно для проведения исследований в Арктике и Антарктике. Оно получит название "Иван Фролов" и в перспективе сменит нынешний флагман полярного флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института — "Академик Фёдоров". Контракт на строительство был подписан между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и акционерным обществом "Адмиралтейские верфи" 6 марта.
— Новый российский научный флагман ждёт великое будущее. Он будет оставаться на службе 30 или даже 40 лет — до 70-х годов XXI века, а значит, он станет участником грандиозных событий, связанных с российскими научными проектами и победами в Арктике и Антарктике. Это судно на десятки лет расширяет горизонт возможного планирования научных исследований, а для молодых учёных, стремящихся посвятить свою жизнь полярной науке, с этим судном может открываться внятная перспектива и возможность реализовать себя и свой талант в профессии. Полюса ждут новое поколение исследователей, которые придут нам на смену, — отметил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.
Макет будущего научного судна. Фото: ААНИИ
Иван Фролов — заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАН, Почётный полярник, член экспертного совета национальной премии "Хрустальный компас". Сразу после окончания Ленинградского гидрометеорологического института в 1971 году он начал работать в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте, где прошёл путь от инженера до директора, а с 2017 года стал научным руководителем учреждения.
Среди инициатив Ивана Фролова — проектирование и строительство в Петербурге ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс". В 2019 году он возглавил и успешно провёл комплексную экспедицию "Трансарктика 2019" по изучению арктического бассейна. Под руководством Ивана Фролова было построено научно-экспедиционное судно "Академик Трёшников", созданы международная гидрометеорологическая обсерватория Тикси и научно-методический центр "Ладога", организована обсерватория на мысе Баранова (остров Северная Земля).
Основными областями научных интересов Ивана Фролова были морское ледоведение, полярная метеорология, океанология и климатология. Он также являлся ведущим специалистом в области изучения гидрометеорологического и ледово-гидрологического режима Северного Ледовитого океана и его морей, принимал участие более чем в 30 арктических и антарктических экспедициях, в 20 из них был руководителем. Опубликовал более 150 научных трудов в ведущих отечественных и зарубежных изданиях, являлся редактором и соавтором шести монографий.
По словам министра природных ресурсов и экологии России Александра Козлова, новое экспедиционное судно "Иван Фролов" обеспечит бесперебойную работу экспедиций в Антарктике. Сейчас у России на Южном континенте пять круглогодичных станций и пять сезонных баз.
— Нынешнее судно, которое доставляет полярников и грузы в Антарктиду, уже устаревает, и осталось как раз немного времени, чтобы ввести в строй новое судно. "Иван Фролов" будет "пять в одном": танкер, ледокол, пассажирское, грузовое и научное судно, — подчеркнул министр.
Строить "Ивана Фролова" будут корабелы Санкт-Петербурга, обладающие колоссальным опытом. Именно они создали уникальную, не имеющую аналогов в мире ледостойкую самодвижущуюся платформу "Северный полюс", которая сейчас дрейфует в высоких широтах Арктики.
Руководитель Росгидромета Игорь Шумаков рассказал, что проектирование нового судна продлится весь 2023 год. Он добавил, что все проекты, которые сегодня реализуются по заказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, являются уникальными и не имеют аналогов в мире. На сегодняшний день никто не планирует создавать даже что-то отдалённо похожее на "Ивана Фролова".
— Антарктида для науки — это очень важно, тем более что сейчас все говорят об изменении климата, и нам надо к этим изменениям адаптироваться. А чтобы адаптироваться, нужно понимать, как климат может меняться. Как раз научные исследования в Антарктиде помогают понять, как менялся климат в прошлом и что с ним будет в будущем, — отметил Игорь Шумаков.
Также руководитель Росгидромета подчеркнул, что при строительстве судна будет использовано много комплектующих российского производства.
Антарктическая станция "Мирный" и судно "Академик Фёдоров". Фото: Дмитрий Резвов, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
Сегодня в составе научно-экспедиционного флота ААНИИ три судна: "Академик Фёдоров", "Академик Трёшников" и уникальная плавучая обсерватория "Северный полюс". "Иван Фролов" станет четвёртым по счёту и будет использоваться для проведения морских исследовательских работ, замены персонала и обеспечения арктических и антарктических станций. Судно будет соответствовать классу Российского морского регистра судоходства Arc7. Его длина составит почти 165 м, водоизмещение — около 25 000 тонн. Оно рассчитано на комфортное размещение 240 человек, включая 70 членов экипажа и до 170 учёных и членов авиаотряда. На борту может быть обустроено до 20 лабораторий для любого типа исследований — от дна океана до стратосферы, предусмотрен комплекс для двух вертолётов типов Ка-32, Ми-8 и Ми-38. Планируется, что судно будет построено в 2028 году и прослужит не менее 30 лет.