РГО традиционно поддерживает повышение качества туристической отрасли в регионах. Фото: пресс-служба РГО / Анна Юргенсон
18 декабря в Штаб-квартире Русского географического общества в Москве состоялась презентация Индекса туристической привлекательности регионов России по итогам 2024 года. Это комплексный показатель, который оценивает развитие внутреннего и въездного туризма. РГО традиционно поддерживает исследования, направленные на повышение качества туристической отрасли в регионах.
Первое место Индекса туристической привлекательности в 2024 году разделили Москва и Краснодарский край. В пятерку лидеров также вошли Санкт-Петербург, Татарстан, Московская и Свердловская области. Результаты исследования доступны на официальном сайте проекта.
Первый заместитель Исполнительного директора РГО Сергей Корлыханов подчеркнул, что система комплексной оценки и выработки индекса туристической привлекательности регионов России заработала фактически на общественных началах. Ключевая цель — предоставить регионам ориентиры для улучшения туристической привлекательности, а туристам — помощь в выборе направлений для путешествий и отдыха. Проект получает широкий общественный резонанс: руководители субъектов РФ обращают внимание на результаты исследования. Индекс поможет оперативно корректировать некоторые региональные программы, повышая инвестиционную привлекательность субъекта в сфере туризма.
— Сейчас на всех уровнях власти, бизнеса, общественных организаций мы признаем, насколько высок мультипликативный эффект от туристической отрасли и насколько нужным оказался национальный проект по туризму, — отметил Сергей Корлыханов. — На базе Штаб-квартир РГО в Москве и Санкт-Петербурге проходит в течение года множество различных круглых столов и дискуссионных площадок, которые позволяют нам обсудить, помочь и рекомендовать как на федеральном уровне, так и отдельным регионам конкретные решения. Хочу поблагодарить коллег за ту работу, которая была начата несколько лет назад. Сейчас она набирает обороты, и Русское географическое общество принимает в этом непосредственное участие.
Первый вице-президент и научный руководитель Общенационального союза индустрии гостеприимства, директор НИИ экономики и управления устойчивым развитием туризма Сочинского государственного университета Христофор Константиниди представил ключевые выводы и результаты исследования, проведенного в рамках подготовки Индекса туристической привлекательности регионов.
— Последние два года идет постепенное перераспределение турпотока — выездной туризм замещается внутренним, — сказал он. — Тренд этот раскрывается в конкретике факторов, влияющих на выбор туристами определенных регионов. При этом география или климатические условия субъектов не являются определяющими. Привлекательными становятся те регионы, которые активно развивают инфраструктуру и создают точки притяжения.
Участники мероприятия. Фото: пресс-служба РГО / Анна Юргенсон
Внутренний туризм продолжает расти: в 2024 году количество путешественников, которые выбрали отдых в России, увеличилось на 11%. На этом показателе также сделал акцент первый заместитель председателя Комитета Госдумы по туризму Николай Валуев.
— Представленный Индекс туристической привлекательности, выраженной в количественном и качественном отношении, оказался очень востребованным в регионах, — рассказал он. — Статистика говорит нам, что развитие идет, качество и количество турпоездок внутри страны неуклонно растет. Мы продолжим поддерживать государственные программы, направленные на поддержку внутреннего туризма.
Кроме того, фиксируется рост интереса к экологическому туризму и отдыху в арктических регионах страны. Ключевыми драйверами роста становятся региональная туристическая инфраструктура и продвижение. Показатели регионов-лидеров прямо коррелируют с наличием линейки разнообразных предложений в субъекте. Также высокие позиции в индексе помогает обеспечить специализация региона.
— Русское географическое общество несколько лет является партнером рэнкинга устойчивого туризма; представляемый сегодня Индекс туристической привлекательности дополняет и продолжает эту логику «большого среза» туристических реалий регионов, — напомнила директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Наталия Белякова. — Два исследования не случайно имеют много смысловых пересечений. Устойчивость туризма в регионе и его общая привлекательность для туристов все чаще совпадают. Значит, потребители голосуют рублем и ногами в пользу честных практик устойчивого туризма.
Для оценки ранжирования уровня туристической привлекательности регионов была специально разработана комплексная методика расчета. Набор показателей охватывает широкий спектр значимых для туристов вопросов — от развития транспортной инфраструктуры до представленности региона в социальных сетях. Всего при расчете задействовано 50 показателей, сгруппированных в шесть тематических блоков: масштабы туристического потока, инфраструктура региона, интересные места и их доступность, управление туристической привлекательностью, безопасность и устойчивое развитие туризма.
Индекс разработан научно-образовательным консорциумом «Устойчивый туризм» совместно с Сочинским государственным университетом и сервисом для путешественников «Погнали!» при поддержке Русского географического общества, Комитета Государственной думы по туризму и Национального конгресс-бюро.