Крупные обвалы, оползни и сели в 2007 и 2014 годах серьёзно изменили ландшафт знаменитой Долины гейзеров на Камчатке. Часть уникальных объектов погребли под собой осадочные породы и подпрудное озеро. Однако две эти катастрофы стали своеобразным экспериментом, который на наших глазах ставит сама природа. Она подарила учёным редкую возможность изучить процессы восстановления и образования новых гейзеров. В мае нынешнего года периодичность работы термальных источников в долине измерили сотрудники Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН.
Долгосрочная задача сотрудников института Александра и Марины Белоусовых — выяснить, как с течением времени меняется деятельность природных горячих фонтанов, пострадавших при крупных оползнях в 2007 и 2014 году. Работы ведутся на 13 гейзерах, известных учёным с момента открытия долины в 1941 году, и шести источниках, которые появились в разное время в течение последних девяти лет.
Вулканологи за работой. Фото: Кроноцкий заповедник / Александр Белоусов, Марина Белоусова
Вулканологи проводили режимные наблюдения за сменой характера извержений, их частоты, силы и продолжительности. Для этого используются различные методы: визуальные наблюдения, хронометраж, покадровая автоматическая видеосъёмка специальными камерами. Одновременно с помощью электронных датчиков измерялась динамика температуры и давления воды в каналах извергающихся гейзеров.
— Это был наш первый опыт мониторинга режима гейзеров весной. Мы заметили, что по сравнению с летом для этого времени года характерен необычный режим работы многих гейзеров, что, вероятно, связано с большим количеством снега на склонах долины. Гейзеров с явно нестабильным периодом в этот раз было четыре. Два из них (Котлы и Крепость) в любое время года нарушают свой режим. Котлы — "метеозависимый" гейзер. Во время сильных ветров и дождей он обычно увеличивает период извержений или даже полностью перестаёт действовать. Гейзер Крепость до обвала 2007 года был пульсирующим источником, до сих пор его режим нестабилен, и мы каждый год отмечаем резкие колебания периода его извержений или даже полное прекращение деятельности на несколько дней, — рассказал ведущий научный сотрудник Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Александр Белоусов.
Работа вулканологов — дело трудное. Фото: Кроноцкий заповедник / Александр Белоусов, Марина Белоусова
Обработка полученных данных позволит учёным с высокой точностью определить режимы деятельности гейзеров, включая продолжительность отдельных фаз извержений. Сравнение с данными предыдущих лет даст возможность проследить изменения за прошедший год, а в перспективе выявить природные закономерности, которые приводят к появлению гейзеров и вызывают сбои в их режиме.
Сотрудники Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН изучают Долину гейзеров с момента её открытия Татьяной Устиновой в 1941 году. Непрерывный ряд наблюдений за активностью гейзеров длительностью более 80 лет не имеет аналогов в мировой практике. Для продолжения этих исследований на период 2023–2024 годов получен грант Российского научного фонда "Механизм периодического действия гейзеров, эволюция динамики их извержений при изменениях окружающей среды и геологической обстановки". В рамках этого гранта в мае 2023 года мониторинг в Долине гейзеров проводили сотрудники института Александр Белоусов, Марина Белоусова и Иван Нуждаев.