head-bg-picture

Завершилась экспедиция по поиску гидроаэродромов на Курильских островах

Буксир ВМФ

Буксир ВМФ "Андрей Степанов" в бухте Броутона острова Симушир. Фото: Марина Круглякова

Завершилась экспедиция по поиску гидроаэродромов на Курильских островах Завершилась экспедиция по поиску гидроаэродромов на Курильских островах

 
Завершился третий сезон комплексной научной экспедиции РГО, Гидрографической службы Тихоокеанского флота и Государственного океанографического института имени Н. Н. Зубова (ФГБУ «ГОИН»). Ученые обследовали бухту Броутона острова Симушир для оценки возможности размещения в ней гидроаэродрома.

Восемь часов полета до Южно-Сахалинска, час на машине до военного причала в городе Корсаков, около полутора суток на буксире ВМФ «Андрей Степанов» по Охотскому морю — и участники экспедиции на месте проведения исследовательских работ, в бухте Броутона острова Симушир, одного из средней группы островов Большой Курильской гряды.

Бухта названа в честь британского мореплавателя Уильяма Броутона, обнаружившего на Симушире (тогда он назывался Марикан) эту большую и глубокую бухту. Экспедиция под руководством Уильяма Броутона на Сахалин и Курильские острова на шлюпе «Провиденс» состоялась в 1796 году.

Бухта Броутона, заполненная водой кальдера потухшего вулкана Уратман, по форме напоминает две сомкнутые клешни краба, узкая щель между которыми — вход в нее со стороны моря.

В советское время на острове размещались военные части, а в бухте Броутона был построен городок Кратерный, где жили военнослужащие и их семьи.

Из архивных документов известно, что в те годы в бухте садились противолодочные турбовинтовые самолеты Бе-12. Участники экспедиции обнаружили сооружение, которое в 80-е годы использовалось в том числе как гидроспуск для гидросамолетов. Значит, возможности для их посадки и взлета в бухте есть, но насколько целесообразно организовывать в ней постоянный гидроаэродром и строить для него инфраструктуру — на этот вопрос и должны дать ответ ученые.

 

Мы посмотрели рельеф местности, — отмечает руководитель экспедиции, заместитель директора ФГБУ «ГОИН», ведущий научный сотрудник отдела специальных прикладных экологических исследований ФГБУ «ГОИН» Сергей Проценко. — Для нас было важно понять, как он влияет на направление ветра. Бухта закрытая, и в этом удобство, потому что океаническая зыбь в нее не заходит. В то же время гидрометеорологические условия и роза ветров расположены так, что ставят под сомнение целесообразность размещения в ее акватории гидроаэродрома. За счет рельефа образуется постоянный, боковой, порывистый ветер, он и формируемое им ветровое волнение не совсем благоприятны для гидросамолетов. Как и мощные туманы, которые могут стоять здесь по несколько недель.

Бухта Броутона острова Симушир. Фото: Марина Круглякова

Бухта Броутона острова Симушир. Фото: Марина Круглякова

Специалисты осмотрели бухту и ее берега, изучили прилегающую растительность и орнитофауну — крупных птичьих базаров, представляющих серьезную опасность для гидросамолетов, в бухте нет. Глубины, измеренные при помощи эхолотов, оказались более чем достаточные для размещения гидроаэродрома. Но чтобы сделать окончательные выводы о том, подходит ли бухта Броутона для размещения гидроаэродрома, ученые должны еще изучить данные многолетних гидрометеорологических наблюдений.

Это волшебное место нереальной красоты, — делится Сергей Проценко. — Первое впечатление — как будто попал в кино про хоббитов. Зеленые долины, холмы, поросшие яркой растительностью, все яркое, красивое. Просто невероятные впечатления! Я был очарован этим островом и этой бухтой.

 

Комплексная научная экспедиция РГО совместно с Гидрографической службой Тихоокеанского флота и ФГБУ «ГОИН» по поиску мест для организации гидроаэродромов стартовала в 2021 году, когда специалисты исследовали бухту Касатка острова Итуруп для оценки возможности размещения в ней гидроаэродрома. В 2022 году ученые с этой же целью изучали бухту Иванцова острова Русский и бухту Завойко в Авачинской губе.