head-bg-picture

Житель Череповца создаёт модели парусных кораблей Вологодской губернии XVIII века

Житель Череповца создаёт модели парусных кораблей Вологодской губернии XVIII века Житель Череповца создаёт модели парусных кораблей Вологодской губернии XVIII века

28 июля – День Военно-морского флота, а 21 июля 1810 года было открыто судоходство по Мариинской водной системе, названной в честь императрицы Марии Фёдоровны, жены императора Павла I, матери императора Александра I, которая выделила на строительство водного пути значительные средства. В 1964 году Мариинская водная система официально превратилась в Волго-Балтийский водный путь.

Сергей Лушкин из Череповца – пенсионер. Он морской офицер, капитан второго ранга в отставке, член Русского географического общества. Его большое увлечение – судомоделирование. К Мариинской водной системе у него особое отношение. Его дед, Александр Лушкин, был старшим судовым механиком в пароходстве Милютина. Похоже, любовь к морю и вологодским кораблям передалась внуку по наследству.

Эксперт по миниатюрам отдаёт своё предпочтение моделям русских парусных кораблей Вологодской губернии первой половины XVIII века. Это, как правило, небольшие парусные суда – военные, торговые и промысловые: кочи, лодьи, карбасы, новгородские бусы, ушкуи, шитики, архангельские гукоры, пинки и другие.

Вологодчина славилась корабелами. По указу Петра наших мастеров отправляли в Петербург, Архангельск, Воронеж на строительство кораблей. 70 процентов мастеров на кораблестроительных верфях в то время были выходцами из Вологодской губернии.

В начале XVIII века названия городов Вологодской губернии и местных святых носили более 20 кораблей. В честь Поморья, к примеру, названы всего два корабля. В честь Вологодчины – пинки "Вологда" и "Великий Устюг", фрегат "Феодосий Тотемский", три галеры "Шексна", галеры "Чагодоща", "Устюжна", галиоты "Вологда" и "Тотьма".

При этом, по словам Сергея Лушкина, в целом у российских судомоделистов, можно сказать, нет интереса к российскому флоту. Большинство мастеров изготавливает модели иностранных судов. Череповчанин трудится над своими шедеврами прямо в квартире.

Он родился и вырос в Череповце. Окончил Военно-морское училище подводного плавания в Ленинграде. Служил на Дальнем Востоке на подводных лодках. В 1991 году вышел в запас и вернулся в родной город. Когда служил на флоте, видел, как коллеги делали несложные модели. Тоже заинтересовался и со временем увлёкся.

Процесс изготовления каждого экземпляра длительный. Работа ручная, тысячи деталей. Много времени уходит на разработку модели, поиски старинных чертежей.

– Я делаю точную реконструкцию, поэтому информацию собираю по крупинкам. В российских архивах почти невозможно найти подробную и достоверную информацию о тех судах, что я делаю. Сотрудничаю с Госархивом флота, Военно-морским музеем в Санкт-Петербурге. Чтобы найти чертежи пинка "Вологда", я делал запрос в британский музей в Гринвиче и в музей Амстердама. Только там мне смогли помочь, – поделился собеседник.

Основной материал – дерево: самшит, мореный дуб, дуб, яблоня, груша. Из металлов – медь, латунь и сталь. Паруса – из тонированной бязи. Для имитации стёкол в окнах – слюда. Работы Сергея Лушкина выставлялись в музеях Череповца, Вологды, Тотьмы, Кириллова, Переславля-Залесского.

– Переписываюсь с английскими моделистами. Историческое моделирование в Англии очень популярно и широко распространено. Материалы, достоверные чертежи и информация о кораблях там гораздо доступнее, чем в России. Британские друзья часто помогают мне в поиске чертежей. Жаль, что в нашей стране судомоделизм не развит, модели кораблей воспринимают больше как игрушки. А ведь это наша история, – отметил мастер.

Екатерина Старостина по материалам cherinfo.ru. Фото: Сергей Лушкин, Сергей Прокудин-Горский, cherinfo.ru