Комиссия по географическому и экологическому образованию
Комиссия Русского географического общества по географическому и экологическому образованию воссоздана в 2013 году и носит преемственный характер по отношению к профильным комиссиям, существовавшим при Императорском Русском географическом обществе и в рамках Географического общества СССР.
В настоящее время приоритетными направлениями деятельности Комиссии являются популяризация географических и экологических знаний, участие в разработке и экспертизе образовательных программ и учебно-методических материалов, стимулирование развития исследовательской и природоохранной деятельности молодежи.
Чистяков Кирилл Валентинович
Председатель Комиссии
Вице-президент РГО, председатель Санкт-Петербургского городского отделения РГО, директор Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета
Комиссия Русского географического общества по географическому и экологическому образованию воссоздана в 2013 году и носит преемственный характер по отношению к профильным комиссиям, существовавшим при Императорском Русском географическом обществе и в рамках Географического общества СССР.
В настоящее время приоритетными направлениями деятельности Комиссии являются популяризация географических и экологических знаний, участие в разработке и экспертизе образовательных программ и учебно- методических материалов, стимулирование развития исследовательской и природоохранной деятельности молодежи.
Члены Комиссии:
⦁ способствуют развитию системы повышения профессиональной квалификации педагогических работников, оказывают поддержку профессиональному и личностному росту молодых учителей географии, участвуют в издании современных учебных пособий;
⦁ помогают в работе над проектами Русского географического общества, выступают в качестве экспертов при оценке заявок на гранты;
⦁ организуют экспедиции и полевые практикумы, проводят конкурсы в сфере географии и экологии, открытые заседания, конференции, лекции и круглые столы с участием молодежи и опытных специалистов.
В состав Комиссии входят ведущие специалисты в области географии, педагогики и методики преподавания – представители крупнейших университетов страны, ведущих научных и образовательных учреждений, учебно-методических центров, а также региональных отделений Русского географического общества.
Необходимость в создании комиссии при Императорском Русском географическом обществе по вопросам учебной географии возникла в связи с введением нового университетского устава 1884 года. Согласно уставу в университетах создавались кафедры географии. Ревизионная комиссия Общества внесла пожелание о разработке Обществом предложений по постановке преподавания географии в высших и специальных учебных заведениях. Созданную для этой цели в 1887 году комиссию возглавил будущий Вице-председатель Общества П.П.Семенов.
В 1907 году председателем Географо-педагогической комиссии стал Ю.М.Шокальский. Члены Комиссии готовили представление о необходимости введения физической географии в курс средних учебных заведений, обсуждали сложные и спорные вопросы географической педагогики, занимались критическим разбором учебников географии.
По инициативе Общества в 1918 году в Петрограде было учреждено первое в мире специальное географическое высшее учебное заведение – Географический институт, а в 1919 году – Центральный географический музей.
В 1933 году созван первый Всесоюзный съезд географов, в рамках которого работала школьная подсекция. Привлечение внимания широкого круга географов к вопросам географического образования способствовало возобновлению работы Общества в этой сфере деятельности.
В 1936 году официально приступила к работе Школьная комиссия под руководством В.А.Гаврилова. Активное участие в ее деятельности принимали учителя географии, которым было предложено проводить лекции, консультации, участвовать в географических экспедициях и других проектах с целью повышения общероссийского уровня географических знаний.
В 1940 году Школьная комиссия была преобразована в Школьно-методическую секцию в составе Комиссии пропаганды географических знаний, которая занималась разработкой учебно-методических вопросов. Секция организовывала такие лекции, как «Среднеазиатские путешествия Географического общества», «Как читать географическую карту», «Общегеографическая карта СССР в масштабе 1:1 000 000», и многие другие.
В 1951 году Школьно-методическая секция была преобразована в Отделение учебной географии, которое в этот период занималось вовлечением учителей в члены Общества, обсуждением проектов учебных планов и программ, экспертизой учебников, журналов, хрестоматий, сборников, постановкой вопроса о восстановлении Географического музея, организацией дальних экскурсий для учителей географии и оказанием методической помощи преподавателям.
С 1947 года началась организация специальных секций и комиссий школьной географии в региональных отделах и филиалах Общества. С участием филиалов и отделов были составлены и изданы учебники географии отдельных областей для 7–8 классов школ, а также учебные карты многих союзных республик и областей РСФСР. Региональные секции занимались проведением школьных конференций, созданием специальных лекториев для школьников и студентов, а также организацией экскурсий. Активная работа Отделения учебной географии и школьных комиссий в составе региональных отделов Общества продолжалась вплоть до 1990-х годов XX века.
Осенью 2011 года, впервые в современной истории Русского географического общества, после почти столетнего перерыва, был организован Всероссийский съезд учителей географии, ставший вторым в истории России.
С 2013 года работает воссозданная Комиссия Общества по географическому и экологическому образованию. В ее состав вошли ведущие эксперты в сфере педагогики, методики и географического образования.
В 2014 году Общество становится соорганизатором географической олимпиады школьников «Ломоносов».
В 2016 году при содействии Комиссии проведен второй в новой истории РГО Всероссийский съезд учителей географии, в котором приняли участие более 550 педагогов со всей страны.
В 2017 году проведена экспертиза двух линеек школьных атласов и контурных карт по географии от издательств «Бином. Лаборатория знаний» (холдинг «Просвещение») и «Дрофа» с 5 по 11 класс, рецензирование учебников по географии издательства «Дрофа» для 5-9 классов.
2018 год Министерством просвещения России утверждена Концепция развития географического образования в Российской Федерации, главная цель которой – обеспечить соответствие системы географического образования современным потребностям семьи, государства и общества, а также вывести ее на лидирующие позиции в мире.
2019 год – При содействии Комиссии подготовлены предложения по расширению списка специальностей в вузах и направлений подготовки, при приеме на которые требуется сдать ЕГЭ по географии. По результатам работы утвержден новый перечень вступительных испытаний при приеме в вузы, согласно которому усилилось присутствие географии в качестве обязательного экзамена на 19 специальностей и направлений подготовки и как дополнительного испытания на 60 направлений подготовки;
В 2020 году впервые организован всероссийский конкурс «Лучший учитель географии».
В рамках международной акции «Ночь географии» в 2021 году масштабные просветительские мероприятия прошли в 53 российских регионах и 28 зарубежных странах.
В 2022 году стартовала подготовка к изданию познавательного географического сборника и настольной игры «100 вопросов по географии России, ответы на которые должен знать каждый».
На сегодняшний день Комиссия по географическому и экологическому образованию при поддержке РГО совместно с сообществом учителей географии России разрабатывает и реализует ряд мероприятий программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26.12.2017 г., цель которых – сохранение лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества естественнонаучного образования (TIMS) и повышение позиций России в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
К настоящему времени благодаря комплексной работе Комиссии по географическому и экологическому образованию Русского географического общества в сфере образования достигнуты значимые результаты:
⦁ выпущено около 1000 экземпляров учебных атласов и контурных карт с логотипом РГО, создана серия учебно-краеведческих атласов регионов России, которые используются на уроках географии;
⦁ открыты кафедры географии и ведется набор на географические специальности в нескольких вузах страны;
⦁ наиболее крупные научно-образовательные проекты стали проводиться на регулярной основе, среди них – «плавучие университеты», летние школы, олимпиады, школьные экспедиции;
⦁ принято непосредственное участие в подготовке российской команды школьников к выступлению на международных олимпиадах;
⦁ благодаря финансовой поддержке Общества многие школы получают дополнительные возможности проводить внеклассные полевые практикумы и краеведческие экспедиции;
⦁ география образовательных проектов на сегодняшний день охватывает практически все регионы России.