Участники экспедиции "Байкал-Аляска". Фото: vk.com/baikalalaska
В XVIII веке, во времена Екатерины II, Иркутская губерния простиралась от Байкала до побережья Тихого океана. В разное время в ее состав входили Якутия, Дальний Восток, Камчатка, Чукотка и даже колониальные территории Русской Америки. Главным двигателем в освоении восточных территорий империи стали торговые компании сибирских купцов по добыче пушнины — «мягкого золота» России, а ключевым центром и основной базой экспедиций стал Иркутск. 150 лет спустя современные предприниматели с берегов Байкала решили повторить исторические маршруты и пройти путь от истоков Ангары до юга Аляски.
Исторический контекст
Город Ново-Архангельск, столица Русской Америки. Иллюстрация: Государственный архив ВМФ России
Первыми европейцами, достигшими побережья Аляски в 1732 году, были участники экспедиции во главе с русским путешественником Михаилом Гвоздевым — еще за 10 лет до Великой Северной экспедиции Витуса Беринга. Гвоздев был военным геодезистом и картографом. Он описал значительную часть побережья полуострова, дополнил сведения о Беринговом проливе и определил координаты близлежащих островов (один из них позже был назван в его честь).
Новые неизведанные земли манили богатыми ресурсами. Пушной промысел составлял важную часть экспорта, однако коммерчески успешные экспедиции все равно оставались слишком затратными и небезопасными. Так, с подачи иркутского промышленника и купца Григория Шелихова на Аляске началось строительство первых русских поселений и была основана Северо-Восточная компания, позже переименованная в Российско-Американскую. Столицей Русской Америки был город Ново-Архангельск (современное название — Ситка), а главный штаб, управлявший компанией, находился в Иркутске, откуда выстраивалась вся логистика. За время своего существования (а это без малого сто лет) Российско-Американская компания стала крупнейшей в империи по объему капитала. Ее участники первыми среди европейцев освоили Аляску и основали в Калифорнии русский Форт-Росс, а также спонсировали крупнейшие исследовательские экспедиции, в том числе первую русскую кругосветку под командованием Ивана Крузенштерна.
Российские владения в Америке. Карта: wikipedia.org
Полтора столетия спустя группа путешественников из Иркутска решила повторить исторический маршрут на парусно-моторном надувном катамаране «Искатель», соединив берега Байкала с далекими землями Аляски. За три года участники прошли 15 470 км по рекам и морям России, а вернувшись, открыли в Иркутске исторический отель «Байкал-Аляска» по мотивам этой экспедиции. Так на берегу Ангары появилась новая точка притяжения, раскрывающая одну из самых интересных эпох в истории России. Рассказываем про 10 интересных мест, которые участники увидели на своем пути.
Карта экспедиций "Байкал-Аляска". Иллюстрация: "Байкалов"
1. Северный Байкал: первозданная природа
Песчаная коса острова Ярки. Фото: Андрей Супруненко, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
Заповедные берега Северного Байкала — скалистые горы с непроходимой тайгой, окутанные мистикой шаманских ритуалов. Дорог здесь практически нет, передвигаться можно только по воде, поэтому и добираются сюда немногие. С севера берег закрывает заснеженный перевал Даван — часть Байкальской горной страны, обрамляющей котловину озера. Чуть восточнее, в месте впадения Верхней Ангары, находится удивительный остров Ярки. Это узкая песчаная коса длиной почти 20 км и шириной всего 100 м, поросшая редкими соснами и кедровым стлаником, — самый большой пляж на Байкале. Песок постепенно размывает водой, поэтому по весне остров превращается в архипелаг. Самые красивые виды открываются с высоты — тонкая полоска берега отделяет заболоченный залив от чистых вод Байкала.
2. Река Алдан: самый многоводный приток России
Город Алдан на берегах одноименной реки. Фото: Яков Аликин, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
Такой титул носит стремительная река, впадающая в Лену на просторах Якутии. Исторически Алдан служил одной из главных водных артерий для освоения восточных рубежей России — по реке на деревянных судах поднимались промысловые экспедиции и отряды первопроходцев. Об истории этих мест напоминает поселок Усть-Мая. По свидетельствам историков, часть его старых построек возводилась еще под руководством участников экспедиций Витуса Беринга в XVIII веке, когда русские моряки искали пути к Тихому океану. Новый виток в жизни реки начался в середине XX века, когда Алдан окрестили золотой артерией Якутии. По его берегам находили месторождения золота, слюды и угля, что вызвало здесь настоящую промышленную лихорадку. Сегодня в редких поселениях еще можно услышать легенды о тех временах и отважных старателях.
Природа Алдана впечатляет и сегодня. Его воды настолько чисты и прозрачны, что во время сплава можно разглядеть подводных обитателей: сибирского осетра, тайменя, нельму, стерлядь и другую ценную рыбу. А эвенки, коренные жители этих мест, бережно хранят свои традиции, проводя на берегах реки этнические фестивали с древними обрядами, которые связывают прошлое с настоящим.
3. Порт Аян: ворота в Охотское море
Порт Аян в 1870 году. Иллюстрация: wikipedia.org
На берегу бухты Аян стоит одноименный старинный порт — одно из первых поселений Российско-Американской компании. Его сегодняшняя безмятежность — лишь намек на прошлое, полное историй первопроходцев и морских легенд краболовов. В XIX веке Аян служил отправной точкой Аянского тракта — кратчайшего пути от Якутска к Тихому океану. По этому пути везли грузы из столицы и Иркутска, чтобы затем отправить их на Камчатку и к американским берегам. В Аяне закончил свое морское путешествие Иван Гончаров, известное всему миру по роману «Фрегат "Паллада"»: отсюда ему предстояло добраться до Санкт-Петербурга через всю Россию. После продажи Аляски судьба маршрута переменилась, и оживленный порт постепенно опустел. Сегодня Аян — небольшая промысловая гавань, укрытая в глубине бухты среди сопок и скалистых мысов. Суровый климат и богатство моря диктуют здесь свои правила — как шутят местные, здесь даже картошку в рыбу сажают, используя ее в качестве удобрения. Правда, бывает и так, что всю рыбу, а заодно и картошку выкапывают медведи.
4. Охотск: легенда русского мореходства
Тримаран "Искатель" в Охотском море. Фото: vk.com/baikalalaska
До появления Аяна Охотск служил главными воротами России в Тихий океан —все ключевые экспедиции на Аляску отправлялись именно отсюда. Здесь была создана Охотская флотилия, открыта навигацкая школа. Два столетия поселок оставался стратегической точкой, базовым городом для русской тихоокеанской экспансии. В 1728 году с Охотской верфи по указу Петра I вышли в плавание построенные здесь пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова. Спустя полвека через этот же порт Григорий Шелихов организовывал первые промысловые экспедиции на Аляску, заложившие основу будущей Российско-Американской компании. Символично, что на историческом гербе Охотска изображали не только два якоря (знак портового города империи), но и калана — ценного зверька, которого доставляли с аляскинских берегов. Сегодня Охотск — это поселок рыбаков и золотопромышленников, затерянный в суровой северной глубинке. Но его тишина до сих пор хранит эхо той великой эпохи, когда отсюда начинались пути, изменившие карту мира.
5. Мыс Рубикон: крайняя южная точка Чукотки
Перейти Рубикон. Фото: vk.com/baikalalaska
Для моряков, бросающих вызов Берингову морю, мыс Рубикон — настоящая граница между двумя мирами в духе Юлия Цезаря: скалами огненной Камчатки и невысокими сопками Чукотки. Здесь даже природа признает невидимую черту. Как отмечают бывалые капитаны, стада серых китов никогда не пересекают эту линию — к северу от мыса они хозяйничают в воде, к югу же не встретить ни одного. Переход ощутим физически: только минуешь каменный исполин мыса, выступающий далеко в море, как грозные вулканические склоны сменяются древними пологими сопками. Но красота Рубикона обманчива. Огромный мыс, удаленный от столицы региона, — одно из самых коварных мест на всем побережье. Подводные рифы, непредсказуемые водовороты и полное отсутствие лоций требуют от капитана не романтики, а холодного расчета.
6. Китовая коса: чукотский Стоунхендж
Китовая аллея. Фото: Владимир Манилов, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
Одно из чудес России — мистическое сооружение из китовых костей на необитаемом острове Итыгран в нескольких километрах от Чукотки. Более 500 м вдоль берега тянется Китовая аллея, где черепа и скелеты свыше 60 гренландских китов выложены в четкий орнамент. Ученые датируют это сооружение XIV веком, но оно кажется вневременным. По масштабу и загадочности это место сравнивают со Стоунхенджем. Установка черепов, каждый из которых весит около 300 кг, требовала усилий десятков охотников. Между ними расположены 150 ям-хранилищ для мяса. Историки до сих пор спорят о назначении аллеи: была ли это ритуальная площадка, шаманское сакральное место или база китобоев. Сегодня, чтобы увидеть уникальный памятник, нужно получить разрешение — Китовая аллея находится на территории национального парка «Берингия». Здесь каждый путешественник может почувствовать дыхание древней Арктики и представить, как столетия назад охотники возводили это монументальное святилище в честь морских исполинов.
7. Ном: столица золотоискателей
Палаточный городок старателей в разгар "золотой лихорадки" в 1900 году. Фото: wikipedia.org
Город на западной окраине Аляски — будто миниатюрный музей под открытым небом, где каждый дом хочется рассматривать со всех сторон. А при мягком закатном свете открывается настоящая ретрокартинка, создающая ощущение, что ты переносишься на много лет назад. Когда-то это был крупный центр, куда съезжались золотодобытчики со всей округи. Жителей тогда было раз в пять больше, чем сейчас, да и темп жизни зашкаливал: азарт золотых разработок вселял перспективы. В годы Второй мировой войны Ном был последним городом на территории США, из аэропорта которого по трассе Алсиб самолеты через океан отправлялись в Сибирь. Старинные фотографии, которые можно встретить в музеях, передают ощущения того времени.
8. Национальный резерват дельты Юкона: голос Эльдорадо
Панорама Юкона. Фото: Joris Beugels / unsplash
«Дельта Юкона» — второй по величине заповедник в США. Река Юкон — сердце Аляски и одна из ее главных водных артерий. Само ее название, доставшееся от индейских племен, говорит само за себя — в переводе оно означает «большая река». Невероятная мощь Юкона сравнима с главными сибирскими артериями: Обью, Енисеем и Леной. Хотя формально он впадает в Берингово море, его воды уносятся течениями дальше на север, в просторы Ледовитого океана. Первые исследования этих земель провели русские экспедиции, снаряженные Российско-Американской компанией. Однако всемирную известность эти берега получили опять же благодаря старателям — в месте впадения в Юкон реки Клондайк в конце XIX века развернулась самая знаменитая в истории золотая лихорадка. И хотя тот безумный век ушел в прошлое, тихая добыча золота продолжается здесь и по сей день.
9. Пролив Шелихова: суровые ворота Кадьяка
«Нева» в гавани Святого Павла на острове Кадьяк. Гравюра по рисунку Юрия Лисянского
Пролив, отделяющий Аляску от острова Кадьяк, пользуется у моряков недоброй славой. Путь длиной 350 км скрывает множество угроз: мощные приливные течения, скалистые берега, рифы и островки, внезапно вырастающие из тумана. Опасность этих вод часто сравнивают с печально известным проливом Дрейка у берегов Антарктиды.
Свое имя пролив носит в честь иркутского купца и первопроходца Григория Шелихова. Именно он в 1784 году основал в бухте Трех Святителей на южном берегу Кадьяка первое постоянное русское поселение в Америке. Это место быстро стало главной базой для исследования Аляски и центром меховой торговли, а позже — резиденцией первого правителя Русской Америки Александра Баранова. Остров Кадьяк и сегодня остается самым «русским» местом на Аляске. В его столице расположен Музей Баранова, есть проспект его имени и православные храмы. Традиции живы — тут отмечают православные праздники, работает русское кафе. Но Кадьяк — это еще и мир дикой природы. Здесь обитают гигантские бурые медведи — кадьяки, эндемики острова, реки полны лосося, а в прибрежных водах плавают палтус и королевский краб, в честь которого устраивают ежегодный фестиваль.
10. Ситка: столица Русской Америки
Гавань города Ситка. Фото: Mick Kirchman / unsplash
До 1867 года этот город носил гордое имя Ново-Архангельск. Он 60 лет служил столицей Русской Америки, был главным форпостом России на Американском континенте и базой Сибирской флотилии. Дух той эпохи не угас и сегодня. Главный его символ — православный собор Архангела Михаила, изначально построенный на средства Российско-Американской компании и бережно восстановленный после пожара. Внутри хранятся уникальные святыни: личные вещи святителя Иннокентия, включая Евангелие, переведенное им на алеутский язык, и украшенное жемчугом распятие. Пейзажи Ситки с ее таежными склонами удивительно напоминают Прибайкалье. Эта нетронутая природа стала основой для экотуризма — по лесам проложены тропы, а в местных музеях бережно хранятся памятники истории. Город также считается Меккой для рыболовов — здесь ловят лосося, палтуса, треску и морского окуня. В местных ресторанах гостям гарантировано гастрономическое путешествие — блюда готовят из рыбы, выловленной буквально несколько часов назад.
Фильм об экспедиции
Экспедиция «Байкал-Аляска» стала живым мостом между прошлым и настоящим, напоминанием о великой истории русского освоения Тихоокеанского региона. Сегодня путешествия продолжаются. В 2021 году команда прошла около 10 тыс. км по следам Амурской экспедиции Невельского, в 2022 году — 7,8 тыс. км по великим рекам Сибири из Иркутска до плато Путорана. А в следующем году запланировано путешествие по участку трассы Алсиб — уже на гидросамолете.