
Сотрудник Научной библиотеки РГО Антон Матвеев проводит экскурсию по выставке. Фото: Вера Ковалевская
В эти дни в Малом зале Штаб-квартиры РГО в Санкт-Петербурге проходит выставка, посвященная деятельности Географического общества в годы Великой Отечественной войны. Экспозицию составили документы из Научного архива и Картографического фонда РГО, в том числе ранее не публиковавшиеся.
Выставка получилась камерной, но на удивление емкой, в первую очередь благодаря выдающимся личностям и вследствие драматических событий 40-х годов ХХ века. В последнее предвоенное десятилетие Географическое общество при АН СССР (ГО СССР) в Ленинграде переживало свой ренессанс. В 1931 году Председатель ГО СССР, выдающийся океанолог Юлий Шокальский, сделавший очень много для сохранения Общества в непростые времена, передает руководство Николаю Вавилову. Тот занимается, в частности, подготовкой Первого всесоюзного съезда географов в Ленинграде 1933 года. Сам же Юлий Михайлович становится Почетным президентом ГО СССР.
Собственно, и повествование на выставке начинается с предвоенных лет. В 1938 году при Географическом обществе был учрежден лекторий. Темой первой лекции, которая состоялась 10 ноября, стала научная судьба Николая Пржевальского.
— К вопросу о преемственности поколений в РГО: нескольким десяткам слушателей, собравшихся в тот хмурый осенний день в здании Общества, о великом русском исследователе Азии рассказывал выдающийся ученый — Юлий Шокальский, которому посчастливилось в стенах Общества встречаться с Николаем Михайловичем, — отмечает заведующая Научным архивом РГО Мария Матвеева.
После смерти Юлия Михайловича в 1940 году лекторию было присвоено его имя. При этом сам жанр публичных лекций о географии стал весьма востребованным. Здесь выступали многие выдающиеся географы, которые рассказывали детям и взрослым о строении Земли, климате, дальних странах и увлекательных путешествиях. Среди них Лев Берг, Николай Вавилов, Станислав Калесник, Владимир Обручев.
— Сейчас довольно сложно представить, что географический лекторий в то время занимал нишу телевидения и интернета, был настоящим окном в мир для простых тружеников Ленинграда, студентов и школьников, — продолжает Мария Матвеева. — А учитывая личности лекторов, не стоит удивляться тому факту, что лекторий стал необычайно популярным у публики. К 1940 году лекции в Географическом обществе в Демидовском переулке (нынешний переулок Гривцова) посетили 30 тыс. человек!
Разгоравшаяся в Европе война несколько сместила акценты, однако именно географический подход, где был минимум идеологии, но максимум научных знаний, делал выступления ученых особо ценными и актуальными.
Когда война постучалась в наши двери, лекторий продолжил работу в полевом формате. 18 членов Общества отправились на фронт и в госпитали, где рассказывали об экономической, политической и военной географии нашим бойцам.
Но многие члены Географического общества СССР ушли в 1941 году защищать Родину с оружием в руках. Среди них — молодой географ Павел Померанцев. Кстати, он стал своего рода содокладчиком Юлия Шокальского на самой первой лекции о «путешественнике всех времен и народов» Пржевальском. На выставке представлен «Географический атлас для средней школы» 1941 года издания с автографом Павла Петровича, который готовил карты для книги: «Думаю, что этот атлас нашей Отчизны будет последним до окончания нашей Отечественной войны… Магазин поврежден взрывом бомбы в Гостином дворе, холодно, хмуро. Среди всего этого так приятно было взять в руки этот маленький "Чертеж земли Советской". Хорошее время настанет, и в новом атласе будет все еще более лучшим и интересным… Дожить надо во что бы то ни стало!»
Эти слова четким почерком ученого написаны Померанцевым в казарме ночью во время дежурства 25 ноября 1941 года.
В июле того же года ушел на войну и экономгеограф Вадим Покшишевский. На выставке мы можем видеть его заявление в райвоенкомат Октябрьского района Ленинграда о внеочередном призыве добровольцем в действующую армию.
А буквально накануне, 26 июня, он защитил кандидатскую диссертацию на тему промышленной географии Ленинграда, что стало результатом глубокого исследования. Рукопись долгое время считалась утерянной. Лишь в прошлом году она была опубликована при поддержке Русского географического общества в виде отдельной книги.
Современные географы отмечают, что работа получилась новаторской и по сию пору многие ее аспекты актуальны. Города считались слишком маленькими для того, чтобы стать объектами исследования географии. Вадим Вячеславович стал одним из тех, кто заложил основы геоурбанистики.
Но это станет очевидным много позже. Покшишевский же, окончив курсы военных топографов, воевал на Ленинградском фронте. В 1942 году после тяжелой контузии и сильного обморожения лечился в эвакогоспиталях, а затем был отозван для работы в Институт географии АН СССР.
Особый интерес в экспозиции представляют материалы о Ладожском озере выдающегося озероведа Ивана Молчанова, которые были переданы Географическим обществом Гидрографической службе Краснознаменного Балтийского флота. Схема замерзания и схема вскрытия Ладожского озера, сделанные Молчановым, использовались во время прокладки знаменитой Дороги жизни, а также для работ по сооружению трубопровода и прокладки электропровода по дну Ладожского озера.

Схема замерзания и схема вскрытия Ладожского озера, составленные Иваном Молчановым. Фото: Научный архив РГО
Отдельный раздел выставки отдан материалам, рассказывающим о жизни Общества в военные годы, в том числе во время блокады Ленинграда.
Еще в июле 1941 года здание ГО СССР в Демидовском переулке было предоставлено для размещения эвакуационного госпиталя №2010. В распоряжении географов остались помещения библиотеки, архива и зала Совета.
В блокаду Игнатий Крачковский и Зинаида Шокальская исполняли обязанности Вице-председателей Географического общества. Особенно много усилий для сохранения материальных ценностей Общества приложила Зинаида Юльевна.
В Научном архиве РГО хранятся дневники ученого секретаря Общества Виталия Ромишовского, которые он вел с 8 августа 1941 года по февраль 1946 года. Осенью 1941 года Виталий Иванович поселился в Обществе, став, по собственному определению, его «несменяемым дежурным». Все, что он видел и пережил, Ромишовский аккуратно фиксировал в своих дневниках. Благодаря этому ценнейшему документу мы можем проследить историю Географического общества в годы Великой Отечественной войны день за днем. На выставке представлены его дневники с 1941 по 1944 год.
— В начале 1942 года один за другим гибнут оставшиеся в Ленинграде сотрудники и ученые Географического общества, — рассказывает Мария Матвеева. — Голод и лишения унесли жизни 12 сотрудников Общества. На своем рабочем месте 14 января 1942 года скончался заведующий архивом Евгений Глейбер, о чем пишет в своем дневнике Ромишовский. На выставке представлены учетные карточки действительных членов Общества, умерших в 1942 году.
5 января 1944 года в здание Общества попал и разорвался внутри артиллерийский снаряд, повредив потолок хранилища архива. В экспозиции мы видим фотографии разрушений в Научном архиве и осколки снаряда.
— 27 января 1944 года полностью была снята блокада Ленинграда, — продолжает Мария Матвеева. — А в июле небольшой коллектив оставшихся в живых сотрудников сумел перевезти в здание в Демидовом переулке более 10 тыс. томов библиотеки академика, Председателя ГО СССР Николая Вавилова. В экспозиции — последняя фотография Николая Ивановича с сотрудниками Общества, сделанная в 1940 году, и письмо его жены Елены Барулиной к Зинаиде Шокальской, датированное 1944 годом.
В нынешнюю экспозицию вошли также материалы из Картографического фонда РГО. Это три карты: «Западная Европа» (1941 год издания), «Великая Отечественная война Советского Союза: разгром фашистской Германии», включающая так называемые 10 сталинских ударов (1952 год) и «Битва за Ленинград» (1978 год).

Карта «Битва за Ленинград» была составлена ГУГК в 1973 году совместно с Институтом военной истории Минобороны СССР. Исправлена в 1976 году. Фото: Картографический фонд РГО
Вскоре после Победы эвакогоспиталь №2010 выехал из здания в Демидовом переулке. Сотрудники ГО СССР начали приводить помещения в порядок.
Параллельно шла подготовка к празднованию большого юбилея Географического общества. Тогдашний его руководитель Лев Берг к концу войны подготовил книгу «Всесоюзное Географическое общество за 100 лет», опубликованную издательством Академии наук СССР в 1946 году.
И это весьма показательный факт: даже в суровые годы Великой Отечественной и блокады географы были преданы своей науке и верили, что война — явление временное, неестественное, а знания и память — вечны.
Выставка открыта до 31 мая. Посетить ее можно в составе экскурсии по зданию Штаб-квартиры Русского географического общества в Санкт-Петербурге.
Айвар Валеев