Географическое образование и мировоззрение: как РГО отвечает на современные вызовы

Географическое образование и мировоззрение: как РГО отвечает на современные вызовы Географическое образование и мировоззрение: как РГО отвечает на современные вызовы
Заседание открыто. Фото: пресс-служба РГО в Санкт-Петербурге

Заседание открыто. Фото: пресс-служба РГО в Санкт-Петербурге

Уже более полутора веков Русское географическое общество играет важную роль в формировании и развитии отечественного географического образования. Сегодня, когда на первый план выходят задачи устойчивого развития, экологической безопасности и пространственного планирования, вопросы географического образования приобретают особую актуальность. 26 сентября в исторической Штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге прошло юбилейное заседание Комиссии по географическому и экологическому образованию (КГЭО). Тема встречи: «Отечественное географическое образование в деятельности Русского географического общества».

Что формирует личность

С приветственным словом выступил Вице-президент РГО и председатель КГЭО Кирилл Чистяков, поблагодарив всех за слаженную и плодотворную работу, нацеленную на укрепление и развитие географического образования как в средней, так и в высшей школе.

В начале заседания Кирилл Чистяков поздравил члена Комиссии, заведующего кафедрой социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ Алексея Наумова с получением почетного звания «Заслуженный географ Российской Федерации».

Участники заседания обсудили актуальные проблемы географического образования, а также проекты и векторы дальнейшего развития Общества в этом направлении. Особое внимание уделили популяризации географических знаний среди школьников и молодежи и развитию высшего географического образования.

— Ценность школьной географии заключается именно в том, что она — единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания. Общая цель географического образования — в формировании целостной личности, — сказал модератор встречи, заместитель председателя КГЭО, профессор МПГУ Александр Лобжанидзе.

Между тем в школьных курсах до сих пор не реализован комплексный подход: отсутствует системное соединение физической и социально-экономической географии, слабо развиты проектные формы работы и краеведение.

Эту мысль продолжила профессор МПГУ Ирина Баринова:

— Географическая культура — это часть общей культуры личности. География вносит огромный вклад в социализацию, воспитание патриотизма, духовно-нравственное развитие.

Одним из наиболее важных показателей возрождения интереса к географии стало постепенное увеличение числа учащихся, выбирающих дисциплину для сдачи государственной итоговой аттестации в 9-х классах. В текущем году эта цифра достигла 736 тыс. человек.

Особую роль в популяризации географии как науки играет РГО. Его проекты «Географический диктант», Фестиваль РГО, конкурс «Самая красивая страна» доступны для широкой публики. Есть и более специализированные, для учителей, студентов, школьников, — Съезд учителей географии, «НЕурок географии», экспедиции и Молодежные клубы РГО, «Классная география», профильные смены РГО. Все они становятся способом повысить мотивацию для изучения предмета. Результат очевиден: например, с первого года проведения Географического диктанта количество школ-участниц постепенно выросло почти в 50 раз, а из года в год учащиеся школ составляют половину всех участников диктанта.

Участники Географического диктанта. Фото: Николай Разуваев

Участники Географического диктанта. Фото: Николай Разуваев

Но география — это еще и наука, которая должна успевать за временем.

— Страноведение было в основе географического образования еще со времен Античности. Но сегодня «описательная» и «энциклопедическая» парадигмы, на которых держалась советская школа, уже не отвечают вызовам XXI века, — обратил внимание заведующий кафедрой МГУ Алексей Наумов.

Современная наука требует системного анализа и конструктивного подхода — применения географических знаний для практики устойчивого развития.

— Нужно показывать учащимся возможности современной географии, — подчеркнул Алексей Наумов. — Только так можно изменить отношение к предмету и вернуть ему значение ключевого образовательного фундамента.

Так, в 2024 году Русское географическое общество выступило партнером крупнейшего в России фестиваля по алгоритмическому программированию и искусственному интеллекту RuCode в части реализации образовательного проекта «Классный час для школьников "Искусственный интеллект для каждого"».

Алексей Наумов. Фото: пресс-служба РГО в Санкт-Петербурге

Алексей Наумов. Фото: пресс-служба РГО в Санкт-Петербурге

География в высшей школе

Особое беспокойство вызывает судьба высшего географического образования. Заместитель декана географического факультета МГУ Нина Алексеева констатировала: прием в университеты по направлению «География» сокращается, в региональных вузах профили закрываются, кадровый дефицит растет.

— Неясно даже, войдет ли география в перечень специальностей, соответствующих задачам обеспечения технологической независимости страны, — отметила она.

Однако, несмотря на видимую шаткость статуса географии как преподаваемой дисциплины в вузах, наблюдается положительная динамика. Всего за шесть лет, с 2019 по 2025 год, количество специальностей, на которые предусмотрен прием абитуриентов с экзаменом по географии, увеличился почти в пять раз, с 12 до 66.

В новой модели высшего образования предполагается единое «ядро» для наук о Земле и дополнительная педагогическая квалификация для выпускников. Вызовы, стоящие перед профессиональным сообществом, очевидны: отсутствие рамки квалификаций географов, слабый мониторинг потребностей рынка труда.

— Важно не утратить, а нарастить значение географии в новой системе подготовки кадров, — подчеркнула Нина Алексеева.

Нина Алексеева. Фото: пресс-служба РГО в Санкт-Петербурге

Нина Алексеева. Фото: пресс-служба РГО в Санкт-Петербурге

Учитель географии XXI века

Кто он — современный учитель географии? Каким его хочет видеть школа, общество, государство? Доцент Южноуральского государственного гуманитарно-педагогического университета Мария Панина убеждена, что подготовку учителя географии необходимо выделить в отдельную проблему не только в практическом, но и в теоретическом плане.

— Учитель ограничен в межпредметном пространстве и не получает полноценной подготовки для системного анализа, — отметила она.

Решение эксперт видит в создании особой, надпредметной образовательной среды, где вместе работают преподаватель вуза, школьный учитель, студент и магистрант. Именно такой формат способен «регенерировать» высшее педагогическое образование в области естественных наук и вернуть профессии престиж.

Учитель географии XXI века. Фото: Владимир Нескоромный / пресс-служба РГО

Учитель географии XXI века. Фото: Владимир Нескоромный / пресс-служба РГО

Ценность географической культуры

— Географическая культура служит основной целью и базовой ценностью географического образования, — напомнила заведующая кафедрой Уральского государственного педагогического университета Ольга Гурьевских.

Ее слова звучат особенно актуально в эпоху цифровых технологий, когда мир познается все чаще через экран, а не через реальное пространство.

По мнению эксперта, формирование географической культуры — это непрерывный процесс, требующий целевой установки и методической системы. И здесь Русское географическое общество играет особую роль.

— РГО сегодня работает по 21 направлению деятельности, и каждый проект через призму формирования географической культуры приобретает новые смыслы, — подчеркнула Ольга Гурьевских.

Приложение «Окружающий мир РГО» для ведения фенологических наблюдений. Фото: Ксения Гасица

Приложение «Окружающий мир РГО» для ведения фенологических наблюдений. Фото: Ксения Гасица

С другой стороны, экспедиции РГО становятся возможностью увидеть территорию в комплексе и через это лучше понять страну. Так считает Игорь Шидловский, старший методист школы №1282 «Сокольники», заслуженный учитель РФ. Он предложил инициировать конкурс РГО для учителей географии на лучшую методическую разработку своеобразного междисциплинарного урока-практикума — занятия по географии, проведенного за пределами школьного класса. Такой формат, на взгляд эксперта, способен не только оживить школьное обучение, но и вывести его за рамки кабинета, превратив изучение территории в совместное открытие.

Оценить знания практикой

Но как измерить результат? И можно ли оценить географическое мышление по устаревшим схемам тестов и контрольных? На этот вопрос попыталась ответить и. о. заведующего кафедрой социально-экономической географии и природопользования Института наук о Земле Южного федерального университета Анна Эртель.

Она подчеркнула, что практико-ориентированные задачи — это универсальный инструмент оценивания образовательных результатов по географии. С 1 сентября 2025 года вступили в силу новые приказы Минпросвещения РФ, изменившие цели федеральных образовательных программ. В этих условиях, считает эксперт, особенно важно правильно отбирать источники информации и грамотно конструировать структуру задач. Отвечая на этот вызов, Русское географическое общество планирует создать единый государственный учебник по географии для 5–11-х классов, а также сопутствующих дополнительных материалов в виде атласов и контурных карт. Ожидается, что единый методический материал позволит обновить содержание дисциплины, учитывая баланс между физической и экономической географией, делая упор на передовые технологии науки.

Русское географическое общество планирует создать единый государственный учебник по географии. Фото: Николай Разуваев

Русское географическое общество планирует создать единый государственный учебник по географии. Фото: Николай Разуваев

Такие задания, по словам Анны Эртель, позволяют не просто проверить память, а оценить способность применять знания на практике. Именно это становится ключом к формированию географической грамотности: от уроков в школе до подготовки к олимпиадам.

Выступления экспертов показали, что отечественное географическое образование сталкивается с системными трудностями как на школьном, так и на вузовском уровне. Вместе с тем проекты Русского географического общества демонстрируют потенциал для их преодоления. РГО остается ключевым институтом, обеспечивающим не только популяризацию географических знаний, но и развитие новых образовательных инициатив, направленных на формирование географической культуры, воспитание молодежи и подготовку кадров.

Мария Пылаева

236 просмотров
Читайте также:
Все
Статьи и репортажи
Новости
25 сентября 2025
Новый сезон «Вопросов о географии» стартует 26 сентября
В центре внимания — технологии и образование
Подробнее
09 июня 2025
Подведены итоги просветительского проекта «День географии в школе»
На вопросы мини-геодиктанта ответили школьники из 64 субъектов РФ
Подробнее
29 мая 2025
«Понятия географии и военного дела тесно связаны»: о роли географов в Великой Отечественной войне
Подробнее
26 мая 2025
Победителям Московской олимпиады школьников по географии вручили награды
Церемония прошла в Штаб-квартире РГО в Москве
Подробнее
13 мая 2025
Великая Отечественная глазами географа: эксперты РГО расскажут о роли нашей науки в годы войны
Очередной круглый стол состоится 14 мая
Подробнее
30 апреля 2025
Кто и как живет в постиндустриальном мире: географы отвечают социологам и экономистам
Подробнее
28 апреля 2025
Проект РГО «День географии в школе» провели в российских регионах
Дети ответили на восемь увлекательных вопросов о родной стране
Подробнее
14 апреля 2025
Наступил ли постиндустриальный мир? Эксперты РГО проверят на прочность известное утверждение
Круглый стол пройдет в рамках проекта «Вопросы о географии»
Подробнее
Показать еще Загрузка