Однажды она подсчитала и удивилась: за десятилетия работы в вузе через ее лекции и практики прошло более 5 тыс. студентов. А несколько лет назад в одной из приемных кампаний из 50 абитуриентов оказались девять детей бывших выпускников и даже один внук. В День знаний мы поговорили с Валентиной Матвеевной о призвании, географии, учениках и наставниках.

Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО
Валентина Смирнова живет в Нижнем Новгороде. Она — кандидат географических наук, в недавнем прошлом — ученый секретарь Нижегородского отделения РГО. Начала работу в 1958 году лаборантом Спасской средней школы Борского района Горьковской области, здесь же в 1965–1967 годах работала учителем географии. С 1968 года трудилась доцентом кафедры экономической географии естественно-географического факультета Нижегородского государственного педагогического университета, сегодня носящего имя Козьмы Минина.

Валентина Смирнова. Фото Нижегородское региональное отделение РГО
— Валентина Матвеевна, почему вы выбрали делом своей жизни географию?
— Я выросла в лесном краю, и то, что меня окружало, мои первые впечатления и воспоминания, ощущение заботы и красоты — это была природа. Поэтому выбор биолого-географического факультета я сделала без каких-либо колебаний. У меня был очень хороший учитель по биологии, мне хотелось изучать и этот предмет, и все, что связано с природой и ее устройством. Помню, в школе я даже ходила в биологический кружок. Однажды учитель выдал мне семена хлопка, и я вырастила хлопчатник. Это был 6-й или 7-й класс, про меня даже написали в районной газете. Из-за внезапной «славы» дети из школы дразнили меня, но интерес к биологии не угас. Спустя много лет я вернулась работать в свою школу, и учитель показал мне мой засушенный хлопчатник. Не передать словами, какие теплые воспоминания возникли у меня тогда.
— В вашем роду были географы?
— Мама с папой были учителями в начальной школе. Все тети и дяди по отцовской линии тоже работали в школе. Поэтому можно сказать, что педагогика у меня в крови. В нашей семье было шестеро детей, я — самая младшая. Четверо ушли в педагогику. Братья мои — фронтовики — преподавали историю и физику, один даже был директором школы. Сестра тоже работала с детьми. Но из географов — я первопроходец. Зато после меня еще пятеро родственников окончили биолого-географический факультет, и это меня очень радует.
— Кто был наставником для вас?
— Первым моим наставником, который привил мне этические нормы, был мой отец. Замечательный учитель, который знал души людей и умел с ними говорить. Мы, его дети, в начальных классах учились у папы, он ругал именно нас. Помню, писали диктант, папа указывал на ошибки других учеников по моей тетради, а потом я увидела, что у меня «пятерка». Остальные ученики понимали, что, раз папа так на своих детей ругается, лучше с ним не шутить и прилежно учиться.
Я родилась слабенькой, за 10 дней до войны. Отец всегда и везде брал меня с собой. Особенно ему нравился лес, он успевал сходить туда до работы. И я вместе с ним. Так я узнавала травы, птичьи голоса. Папа приохотил меня к природе. Однажды отец подвел меня к большому книжному шкафу и сказал: «Вот тут стоят словари, когда тебе что-то непонятно, бери и узнавай то, что интересно». Мне кажется, отец знал все.
— В чем специфика географии как научной дисциплины?
— География — одна из древних наук, которая возникла наряду с геометрией, историей. Думаю, что особенность ее в том, что она изучает всю Землю. Мы занимаемся изучением всех элементов природы. К примеру, в физической географии более 30 направлений. Все находит свое место в географической науке. А еще я уверена, что география влияет на людей — они становятся искренними, открытыми и совсем иначе воспринимают этот мир.
— А ваши ученики становились географами?
— Когда я только пришла в школу, у меня были 10-й и 11-й классы. Нужно сказать, первое время в школе было непросто: ты только начинаешь преподавать, набираться опыта — и сразу взрослые ученики. Но мне удалось и увлечь ребят предметом, и завоевать их авторитет. Из первого выпуска трое учеников связали свою жизнь с географией. А потом еще пятеро пошли учиться на специалистов в этой сфере.
— Что вам дает удовлетворение от работы, что вдохновляет?
— В вузе у нас были замечательные преподаватели, это было что-то исключительное. Географию тогда вели одни мужчины, большинство из них были фронтовиками, которые прошли огонь, воду и медные трубы. Это были очень живые люди, несмотря на разницу в возрасте, включались в нашу студенческую жизнь. Поэтому с уверенностью могу сказать, что вдохновляют люди, увлеченные коллеги, талантливые преподаватели. А также «живость» самой географии. Затянула меня эта наука, но потом я преподавала и химию, и биологию, и генетику. Мне настолько нравилось учиться, что на выпускном, когда мне вручали диплом, сказали: «Ну, тут и посмотреть не на что!» У меня были одни «пятерки».

Изучать вою страну - дело увлекательное. Фото: Михаил Бадьин
— Вы много лет проработали в школе и в вузе. Чем отличаются разные поколения школьников и студентов?
— В школе я проработала два с половиной года, но потом еще несколько лет вела практики в школе. Здесь очень многое зависит от личности преподавателя, от его заинтересованности миром в целом. Главное — пробудить интерес и душу ребенка.
Старшие классы и старшие курсы — самые интересные для меня, ребята задают много вопросов, могут вступить в дискуссию, получаются очень увлекательные уроки. Вообще, когда я работала в школе, каждый урок давал о себе знать: как ты урок провела, так ребята к тебе и отнесутся. Это меня постоянно держало в тонусе. Иногда вспоминаю, как с 1 сентября или последнего звонка в школе я уходила домой с букетами цветов. Мой муж всегда говорил мне: «Какая у тебя красивая работа!»
В вузе такой яркой отдачи не получалось, но когда студенты выходили на практику в школу, я была уверена, что они настоящие специалисты и по педагогике, и по профильным дисциплинам. Я проработала в вузе 48 лет, у меня было более 5 тыс. студентов. Мы встречались потом с выпускниками на курсах повышения квалификации, это были радостные минуты. Но самое важное для меня, что дети наших выпускников потом поступали к нам. Один год из 50 абитуриентов было девять детей наших выпускников и даже один внук.

Вид на Волгу и Канавинский мост. Фото: Артем Виноградов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
— Что вы лично считаете своим главным достижением?
— В работе — это моя защищенная диссертация по нашей горьковской агломерации. Я исследовала маятниковую миграцию: взаимосвязь с местом жительства населения и местом работы. Например, люди живут в городе Балахна, а работают в Нижнем Новгороде. Мое исследование изучает нагрузку на транспорт, торговые потоки и прочие факторы. Эксперты отмечали, что была проведена четкая линия между поездками и маятниковой миграцией (регулярными поездками).
Также в ходе моего исследования было выявлено, что частая миграция влияет на успехи детей при обучении. Если семья часто переезжала, то дети учились на долю балла хуже.
Как я люблю говорить, вторым браком я была замужем за экологией. Я стала соавтором четырех учебников по экологии, мы даже были отмечены на уровне региона.
Еще одна моя гордость — 16 дальних практик со студентами во времена моей работы в вузе. В основном мы исследовали Северную Азию (Киргизия, Таджикистан, Северный Кавказ, Грузия, Азербайджан) и привозили большие отчеты об исследованиях.
— Как из учителя получается наставник?
— Моим наставником на работе был Иван Константинович Орфанов. Именно он пригласил меня работать на кафедре. Однажды я пришла в аудиторию, а там одни взрослые люди — это были заочники. Я не знала, как правильно себя поставить, чтобы завоевать их авторитет. И тогда Иван Константинович мне сказал: «Ты всегда должна знать лучше, чем самый умный студент». Мои научные достижения во многом случились благодаря ему.
Для того чтобы стать наставником, нельзя ограничиваться своим предметом, нужно давать более широкие знания. Сам учитель должен быть хорошо подготовлен по философии и психологии. Многие говорят: «Зачем нам философия?» Я уверена, что учитель должен видеть мир шире и подавать материал с точки зрения всемирного осмысления. Это заставляет детей задуматься.
Анна Зотова