На перекрестке морей: экспедиция РГО обследовала памятник инженерного искусства XIX века

Маяк Святой Нос. Фото предоставлено Центром современной истории

Маяк Святой Нос. Фото предоставлено Центром современной истории

На перекрестке морей: экспедиция РГО обследовала памятник инженерного искусства XIX века На перекрестке морей: экспедиция РГО обследовала памятник инженерного искусства XIX века

Завершился очередной этап совместной экспедиции а РГО и Центра современной истории (ЦСИ) «Маяки России». Ее участники обследовали деревянный маяк на мысе Святой Нос, освещавший путь морякам в Баренцевом и Белом морях с 1863 года. Рассказываем об исследованиях и находках экспедиции.

Мыс Святой Нос находится на восточном побережье Кольского залива. Версий происхождения его наименований несколько. По одной из них, слово «нос» у поморов означает «мыс». На мысе издревле устанавливали приметные кресты — важный элемент навигационной практики поморов. Возможно, поэтому мыс и назвали Святой Нос.

Маяк Святой Нос освещает путь мореплавателям с августа 1863 года. Фото предоставлено Центром современной истории

Маяк Святой Нос освещает путь мореплавателям с августа 1863 года. Фото предоставлено Центром современной истории

Высокие отвесные берега здесь почти полностью лишены растительности. С одной стороны мыс омывает Баренцево море, с другой — Белое. Это самое опасное место для мореплавания в Кольском Заполярье.

До цели участники экспедиции добирались почти сутки на гидрографическом судне Северного флота. Маяк расположен в 1,5 км от берега, в районе губы Лопское Становище в северной части мыса.

К основным задачам экспедиции — проведению технического обследования, фотограмметрических работ и лазерного сканирования маяка для создания его детальной трехмерный модели — на этот раз прибавилось поручение от командования Северного флота. Специалисты должны разработать проектную документацию для подачи заявки на финансирование реконструкции маяка на мысе Святой Нос, имеющего статус объекта культурного наследия.

— Маяк Святой Нос уникален, и не только потому, что он деревянный, — объясняет директор Центра современной истории и руководитель экспедиции Иван Анохин. — Такой конструкции, как у него, мы еще не видели. Возможно, у маяка есть аналоги, но мы о них не знаем. У маяка забутованный фундамент, то есть заложенный в основании камнями. Снаружи конструкция обшита вагонкой, внутри все также сделано из дерева, кроме маячной будки, изготовленной из металла еще в XIX веке. В Военно-морском архиве мы нашли технические чертежи маяка, благодаря которым узнали, как он был устроен изначально, до серии реконструкций.

Внутри маяка все конструкции также деревянные. Фото предоставлено Центром современной истории

Внутри маяка все конструкции также деревянные. Фото предоставлено Центром современной истории

О строительстве маяка Святой Нос заговорили еще в XVIII веке, однако к реализации идеи приступили почти век спустя. В 1828 году лейтенант Михаил Рейнеке, в будущем известный ученый-гидрограф, вице-адмирал, подал рапорт с предложением построить маяки на мысах Святой Нос и Городецкий. Предложение было одобрено. В этом же году на Святом Носе установили 15-метровый деревянный маяк, выкрашенный в бело-черно-красную полоску. Вскоре выяснилось, что он плохо виден с моря. Поставленная недалеко от него еще одна деревянная башня положение не спасла.

Тогда было предложено возвести более высокую металлическую маячную башню — считалось, что она будет более долговечной и простой в монтаже. Среди минусов была в том числе высокая стоимость проекта. Например, для защиты от коррозии все конструкции необходимо было покрывать специальной краской, что значительно увеличивало расходы.

Точку в спорах поставил посетивший Мурманское побережье первый председатель Русского географического общества великий князь Константин Николаевич, предложив Александру II возвести деревянный маяк. Подряд на его строительство получил архангельский купец Иван Торопов. Деревянную конструкцию в разобранном виде привезли на мыс, и в сентябре 1862 года маяк был установлен. Башню выкрасили в светло-желтый цвет. Осветительный аппарат заказали в Ревельской ламповой мастерской Дирекции балтийских маяков. Освещать путь мореплавателям маяк начал с августа 1863 года, став самым северным и отдаленным маяком России. Его свет был виден на расстоянии около 20 морских миль.

У маяка забутованный фундамент, то есть заложенный в основании камнями. Фото предоставлено Центром современной истории

У маяка забутованный фундамент, то есть заложенный в основании камнями. Фото предоставлено Центром современной истории

С тех пор маячная башня несколько раз перестраивалась, пока в 1890 году не приобрела современный вид. В Российском государственном архиве Военно-морского флота участники экспедиции обнаружили документы, связанные с перестройкой и переоснащением маяка. Например, они нашли письмо архангельского купца Г. Н. Шмидта, вызвавшегося за свой счет провести работы «по постановке нового аппарата на маяке Святой Нос… на сумму две тысячи (2000) рублей». Новый световой прибор фирмы F. Barbie Cir с линзой Френеля был куплен в Париже и в августе 1890 года установлен на маяк.

В ходе экспедиции специалисты ЦСИ обследовали конструкцию маяка и провели лазерное сканирование.

— Проводить лазерное сканирование деревянных объектов, в отличие от каменных или бетонных, намного сложнее. Для них необходимо делать намного больше станций (точка, с которой проводится сканирование. — Прим. ред.), так как сканеру трудно привязать облако точек к уже отснятому материалу, — объясняет руководитель научно-поисковых проектов ЦСИ Сергей Катков. — Он не может просветить бревно целиком, поэтому для съемки нужны несколько станций. С каждой станции снимается по 30–40 млн точек, и их необходимо увязать между собой. Чем больше ровных поверхностей (пол, стены, потолок), тем проще это сделать, а если мы имеем дело с большим количеством меняющихся дощатых конструкций, то это достаточно сложно. Потому что, например, первые отснятые 40 млн точек необходимо связать со вторыми 40 млн, затем с третьими и т. д.

С маяка открывается замечательный вид. Фото предоставлено Центром современной истории

С маяка открывается замечательный вид. Фото предоставлено Центром современной истории

Результаты проведенного в ходе экспедиции обследования и лазерного сканирования маяка позволят сохранить его текущее состояние и подготовить необходимую проектную документацию для работ по сохранению и реставрации исторического объекта.

Башня маяка состоит из цокольного яруса-основания и пяти уровней. Первый по форме представляет собой восьмигранник с покатой крышей и шестью вентиляционными окнами. На его бревнах были обнаружены отметки, в частности на одном из них было высечено: «СФВ 1927, 5-6-50». По предположению участников экспедиции, это означает, что ремонт маяка проводился в 1950 году.

По центру через башню сверху донизу проходит вертикальный столб, собранный из бруса и соединенный металлическими тягами с боковыми наклонными колоннами. Последние связаны между собой крестообразно скрепленными брусьями меньшего диаметра и металлическими тягами.

На четвертом уровне установлены аккумуляторные батареи, обеспечивающие работу маяка. Световой аппарат находится на пятом ярусе. Он неоднократно менялся. Последний раз световое оборудование было модернизировано в 2004 году.

Участники экспедиции обследовали конструкцию маяка и провели лазерное сканирование. Фото предоставлено Центром современной истории

Участники экспедиции обследовали конструкцию маяка и провели лазерное сканирование. Фото предоставлено Центром современной истории

 — Состояние маяка по строительной классификации удовлетворительное, ограниченно-работоспособное, — отмечает Иван Анохин. — Но некоторые элементы основания, примыкающего к земле, подгнили из-за большой влажности грунта и близкого расположения грунтовых вод. Пока это не несет существенных угроз маяку, но требует скорейшей реставрации.

Участники экспедиции также обследовали территорию, прилегающую к маяку. Во второй половине XIX века около него находилась кузница, служебные и жилые строения, паровой свисток. В начале ХХ века последний заменили на пневматическую сирену.

Сейчас от маячного комплекса остались лишь два бревенчатых дома, расположенных недалеко от маяка. В свое время они не были признаны объектами культурного наследия, хотя на некоторых бревнах отчетливо видна вырубленная топором дата 1858, что совпадает со временем строительства маяка. Один дом уже полностью разрушен, второй находится в аварийном состоянии.

Маяк Святой Нос в высоты птичьего полета. Фото предоставлено Центром современной истории

Маяк Святой Нос в высоты птичьего полета. Фото предоставлено Центром современной истории

— Во втором здании полностью сохранился сруб, планировка внутренних помещений, частично — потолок, деревянная крыша, элементы декоративной отделки потолка, дверных и оконных проемов, — делится Иван Анохин. — Так как это единственное сохранившееся здание маячного городка, мы, учитывая его историческую ценность, провели его лазерное сканирование. Надеемся, что еще не поздно здание спасти, придать ему охранный статус и провести реконструкцию. К сожалению, времени на это у нас мало, еще немного — и его постигнет та же участь, что и соседнее. 

 Проект «Маяки России» реализуется с 2016 года по инициативе команды северо-западной комплексной экспедиции РГО «Гогланд». Команда проекта участвовала в восстановлении маяков Родшер, Южный Гогландский, Толбухин и благоустройстве маячных городков на островах Гогланд и Большой Тютерс, подготовке обоснования для приведения в порядок других маячных объектов акватории. Совместно с инженерной компанией «Фертоинг» она также занимается паспортизацией и формированием базы фотограмметрических изображений исторических маяков Российской Федерации для составления большого общедоступного интернет-каталога этих уникальных объектов культурного наследия нашей страны.

С 2020 года к проекту подключился Центр современной истории, специалисты которого собирают информацию об истории маяков, проводят техническое обследование, фотограмметрические работы и лазерное сканирование для создания их детальных трехмерных моделей.

Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
Экспедиции
14 декабря 2023
Георгиевская медаль в 11 лет: экспедиция РГО узнала историю самой юной смотрительницы маяка
Подробнее
05 сентября 2023
Наследие Карафуто: экспедиция РГО обследовала памятник инженерного искусства
Подробнее
08 августа 2023
У истоков Севморпути: ученые исследуют один из старейших маяков северных морей
Специалисты РГО изучат уникальный памятник военно-инженерного искусства XIX века
Подробнее
27 июля 2023
Изучить, чтобы спасти: специалисты РГО исследуют исторический объект на Сахалине
Стартовала экспедиция историко-культурного проекта РГО "Маяки России"
Подробнее
03 мая 2023
Маяки России. 3-й сезон
Подробнее
30 января 2023
Экспедиция РГО "Маяки России" обследовала четыре исторических объекта в 2022 году
Подробнее
13 января 2023
"Делай то, что никогда не делал": смотритель маяка рассказал о жизни на Урупе
Подробнее
11 августа 2022
Тайны смотрителя маяка Таран раскрыли специалисты РГО
Подробнее
Показать еще Загрузка