Площадь во время наводнения 1824 года. Фото: https://ru.wikipedia.org
19 ноября 1824 года Нева вышла из берегов и, поднявшись на рекордную высоту 4,21 м, затопила российскую столицу. Сколько людей погибло за время катастрофы, подсчитать так и не удалось — многие пропали без вести, так как бушующая вода унесла их в Финский залив. Стихия снесла 462 дома и повредила еще 3681. Всего за сутки блистательный Санкт-Петербург превратился в изломанный город, наполненный людьми, которые потеряли близких.
Ученые пришли к выводу, что основная причина наводнений в Санкт-Петербурге — длинные нагонные волны, захлестывающие акваторию Финского залива. Возникают они из-за циклонов — вращающихся воздушных вихрей с низким атмосферным давлением в центре, которое к периферии увеличивается. В результате образуется длинная гравитационная волна, длина которой может достигать 1 тыс. км. Особенно мощная амплитуда у подобный волны будет, если она формируется на мелководье.
Среди проходящих над Балтийским морем циклонов самыми опасными исследователи признали северо-восточные и юго-западные — со Скандинавского полуострова. Когда с моря идет глубокий и быстрый, достигающий 90 км/ч, циклон, со стороны мелководного Финского залива на город направляется мощная нагонная волна, способная чуть ли не повернуть вспять Неву, стремительно повышая ее уровень.
Еще за несколько дней до катастрофы механик Антон Роспини обеспокоился непривычно низким давлением, которое показывал его барометр. 18 ноября поднялся юго-западный ветер — настолько мощный, что на Адмиралтействе зажгли сигнальные огни, предупреждающие о возможном наводнении. И оно не заставило себя ждать.
«Все, по сю сторону Фонтанки до Литейной и Владимирской, было наводнено. Невский проспект превращен был в бурный пролив; все запасы в подвалах погибли; из нижних магазинов выписные изделья быстро поплыли к Аничкову мосту; набережные различных каналов исчезали и все каналы соединились в одно. Столетние деревья в Летнем саду лежали грядами, исторгнутые, вверх корнями. Ограда ломбарда на Мещанской и другие, кирпичные и деревянные, подмытые в основании, обрушивались с треском и грохотом», — писал позже Александр Грибоедов в статье «Частные случаи петербургского наводнения».
Нева разнесла огромные мосты: Исаакиевский, Троицкий и др. По улицам города мощный поток нес суда, будки, крыши домов, бревна, кладбищенские кресты, трупы животных… Растерянные люди, особенно приезжие, не знали, что делать, и зачастую в поисках спасения гнали лошадей в низко расположенные районы, где их неминуемо ждала смерть. Те, кто был порешительнее, старались предпринять что-то для спасения пострадавших.
Наводнение в Санкт-Петербурге, картина неизвестного автора. Фото: https://ru.wikipedia.org
«В эту роковую минуту государь явился на балконе. Из окружавших его один сбросил с себя мундир, сбежал вниз, по горло вошел в воду, потом на катере поплыл спасать несчастных. Это был генерал-адъютант Бенкендорф. Он многих избавил от потопления, но вскоре исчез из виду, и во весь этот день о нем не было вести», — вспоминал Грибоедов.
По счастью, катастрофа принесла с собой не только трагедии, но и случаи чудесного спасения. Какого-то потерпевшего прибило к судну, на борт которого его и подняли. Кого-то с кровли, которую уже начала покрывать вода, сняли гвардейские казаки. Один драгун, услышав крики ребенка, разбил окно, взял малыша со стола, на котором тот плавал, и, водрузив его себе на голову вместо кивера, вынес в безопасное место.
А некая женщина, вышедшая за покупками аккурат перед наводнением и уже мысленно похоронившая своих детей, обнаружила, что они не только благополучно пережили катастрофу, но и восприняли ее как веселое приключение. «Пришедши в чувство и удостоверившись, что происшествие сие не сновидение, а действительное, она спросила у детей, не боялись ли они воды. "Нет, матушка, — отвечала старшая из них, — мы играли в комнате, и как вода стала входить сюда, то мы вскочили на стул, а потом на стол. Нас очень забавляло, как стол начал плавать по комнате, а когда он стал подыматься, то мы не могли устоять на нем, а легли и проспали, покуда ты не пришла"», — писал об этом случае Самуил Адлер. Собирал он и другие свидетельства благополучного исхода.
Сюжеты наводнения. Фото: https://viewer.rusneb.ru
«Бедная вдова, жившая с семейством своим в Галерной гавани в низеньком домике, была столь внезапно застигнута водою, что не могла даже оставаться на чердаке, а принуждена была со всеми детьми взлезть на крышу и там ожидать жребия своего. Между тем вода начала уже покрывать часть крыши и весь дом стал колыхаться. Но что представилось взорам их к большему ужасу? Вдали увидели они большое судно, с быстротою несшееся прямо на их дом. Отчаянная вдова готовила уже себя и детей своих на неминуемую смерть, моля Всевышнего о прощении грехов; но к величайшему их счастию вдруг судно сие засело вблизи от их дома между большими деревьями и стало для них так удачно, что защитило их не токмо от наноса подобных судов и обломков, но даже от ветра и ужасных валов. В таковом положении все семейство оставалось до другого утра и сохранено было благополучно».
Самуил Адлер «Описание наводнения, бывшего в Санкт-Петербурге 7-го числа ноября 1824 года»
На следующий день вода сошла, резко похолодало, начались морозы. Мокрые стены покрылись инеем, обледенели, отапливать дома зачастую было нечем — печи пострадали от стихии. Многие люди остались без крова, еды, теплой одежды. Чтобы справиться с бедой, император Александр I издал указ о создании Комитета о пособии разоренным наводнением Санкт-Петербурга и выделил в его распоряжение 1 млн руб. «от сбереженных хозяйственным устройством военных поселений». В комитет также шли деньги, продовольствие, одежда и строительные материалы от различных обществ, собраний, купеческих гильдий и частных жертвователей. Так, Александр Пушкин распорядился выделить часть средств, полученных им за «Евгения Онегина», на помощь кому-нибудь из пострадавших, при этом не афишируя свой поступок. Постепенно люди приходили в себя.
«Учредили комитет для пособия пострадавшим от наводнения. Рассказывали чувствительные анекдоты: о бедной старушке, отказавшейся от шубы при раздаче теплого белья: "Я свою шубенку спасла, а мне чулочки пожалуйте"; о добродетельном чиновнике Иванове, хоронившем бедных на свой счет; о младенце, приплывшем в сахарном ящике к старому холостяку, который взял дитя на воспитание.
А также анекдоты веселые: в одном доме окотившаяся кошка перенесла котят на ту именно ступеньку лестницы, где остановилась вода; в подвал Публичной библиотеки заплыл сиг, и библиотекарь Иван Андреевич Крылов поймал его, зажарил и съел; приезжий барин думал, что сошел с ума, когда, встав поутру, увидел полицеймейстера Чихачева, плывущего в лодке по двору; а графиня Толстая так рассердилась за наводненье на Петра I, что, проезжая мимо памятника его, высунула язык».
Дмитрий Мережковский «Александр I»
С тех пор бедствий таких масштабов город не знал, хотя наводнения в нем по-прежнему случались — последнее произошло в 2011 году. В том же году удалось достроить комплекс защитных сооружений (КЗС), призванных защитить Санкт-Петербург от подобных катастроф.
КЗС начали возводить еще в 1979 году, но в лихие 90-е работы были приостановлены. Вернулись к ним только в 2003 году, и через восемь лет КЗС были введены в эксплуатацию. В основе современных защитных сооружений лежит комплекс из 11 каменно-земляных дамб, затворы в которых при угрозе наводнения немедленно закрывают. Кроме того, в комплекс входят шесть водопропускных и два судопропускных сооружения. Кстати, последнее наводнение, которое таким образом удалось благополучно предотвратить, угрожало Санкт-Петербургу не далее как 17 ноября этого года.
Одна из дамб системы КЗС. Фото: Фото: Антон Галахов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»
КЗС дело не ограничивается — для решения проблемы также активно применяют современные методы прогнозирования, позволяющие максимально эффективно задействовать комплекс и избегать возможных аварий. Исследователи используют систему, позволяющую прогнозировать уровень воды в Финском заливе, основываясь на гидродинамическом моделировании Балтийского моря. Чтобы повысить точность, ученым приходится учитывать множество факторов: прогноз морского волнения, локальные физико-географические условия Невской губы, метеорологические прогнозы и т. д.
На данный момент Санкт-Петербург надежно защищен от катастроф, подобных той, что произошла 200 лет назад. Пожалуй, можно перечитать «Медного всадника» Александра Пушкина, не опасаясь, что описанная в нем история повторится.
Ольга Ладыгина