В дагестанском селе Гоцатль живут мастера серебряных дел, которые начинали осваивать семейное ремесло ещё в детстве, помогая отцам. А потом передали его своим сыновьям — те же технологии, формы предметов, узоры, что создавались здесь сто, двести, триста лет назад. Какие бы тяжёлые времена ни переживали жители Гоцатля, ювелирные мастера сумели сохранить традицию до наших дней.
Тонкая серебряная проволока ложится плотными витками, украшая браслет прихотливо изогнутыми листьями и закрученными спиралями старинных узоров. Мастер Шарапудин Гаджиев подхватывает пинцетом крохотные серебряные шарики один за другим и аккуратно закрепляет их, завершая орнамент. Потом сдвигает со лба щиток с линзами и, оставшись в одних очках, замечает: "С годами зрение, конечно, садится. Филигрань — тонкая работа, требует кропотливости и внимания".
Серебряные изделия из Гоцатля. Фото: Ольга Ладыгина
Большой Гоцатль вольготно раскинулся среди гор на высоте больше тысячи метров над уровнем моря. По улицам бродят коровы, время от время задумчиво объедая абрикосы с тяжело свешивающихся ветвей. На крыше важно жмурит глаза рыжий кот, у дороги азартно спорят о чём-то над резиновым мячом трое мальчишек. Время течёт неспешно, жители придерживаются традиционного уклада жизни.
Считается, что работать по металлу здесь начали в XVII–XVIII веках. Поначалу изготавливали предметы из меди: котлы, подносы, десятилитровые кувшины. Каждая девушка получала такой в подарок от матери, чтобы ходить к роднику. А после свадьбы первым делом должна была войти в новый дом, неся за плечами сосуд, полный воды.
Гоцатль. Фото: Ольга Ладыгина
По легенде, мастеров в аул привели силой после военного набега. Но отличить их от других пленных никак не могли — умельцы не признавались в своих талантах. Тогда их повели по дороге, на которой разбросали уголь и кусочки меди. Настоящий мастер никогда бы не позволил себе наступить на уголь и не смог бы пройти мимо ценного металла, не подняв его. Так и обнаружили тех, кто положил начало славе местных ремесленников.
Параллельно в Гоцатле развивалось серебряное дело. Украшали крупным строгим орнаментом оружие, делали посуду и женские украшения. В первой половине ХХ века промысел начал затухать, в ауле осталось лишь несколько мастеров. Но в 1958 году мастер-универсал Магомед Джамалудинов, сумевший заинтересовать традиционным ремеслом сразу два министерства — культуры и промышленности, открыл в селе ювелирную артель. Через два года она выросла в Гоцатлинский художественный комбинат.
За работой. Фото: Ольга Ладыгина
Его серое одноэтажное здание стоит в центре аула. До 90-х здесь, бывало, работало до трёхсот человек, но с переходом на рыночную экономику предприятие пришло в упадок. Конкурировать с дешёвыми китайскими украшениями было сложно — ручная работа стоит гораздо дороже, даже если построена по принципу конвейера.
"Конвейерное производство позволяло создавать изделия быстро и эффективно, — рассказывает Шарапудин. — Но из-за этого мало кто может воспроизвести все этапы, большинство были знакомы только с одной операцией. Один придавал серебру нужную форму, другой занимался гравировкой, третий — чернением... Когда комбинат закрылся, мастеров в селе осталось не так много". В наше время лишь несколько из них по-прежнему работают в стенах комбината, используя его помещения под частные мастерские.
Рассвет в Гоцатле. Фото: Артур Акопян
Сам Шарапудин, окончив художественное училище в Махачкале, много лет трудился в экспериментальном цехе. Здесь создавались образцы будущих изделий. Теперь он продолжает своё дело в домашней мастерской: колдует над женскими украшениями, обшивает узорчатыми серебряными окантовками гладко отполированные рога, украшает кавказские кинжалы.
Если в селе Кубачи — знаменитом далеко за пределами Кавказа центре художественной обработки металла — ювелиры заполняют тонкой вязью всю поверхность изделия, гоцатлинские мастера отличаются большей сдержанностью, их узоры не так затейливы, но более графичны. От основного мотива из филиграни или черни, изображённого в центре предмета, ничто не должно отвлекать взгляд.
Серебряные украшения работы гоцатльских мастеров. Фото: Ольга Ладыгина
Тонкости мастерства
Филигрань — техника украшения предметов с помощью тонкой проволоки из драгоценного металла, которую припаивают на основу изделия. Ажурная филигрань не требует основы, в этом случае форму предмета создают из самой проволоки, благодаря чему он выглядит выполненным из металлического кружева.
Чернь — декоративная отделка металла. Предмет, на котором выгравированы узоры, покрывают сплавом из серебра, меди, серы и свинца и вплавляют его в основу, после чего шлифуют изделие, так что выемки остаются чёрными, а остальная поверхность — серебряной.
Традиционные узоры
Жураб-накъиш — стилизованные цветы и листья, расположенные в определённой последовательности.
Дамган — симметричный орнамент, обычно использующийся для женских украшений.
Кахаб — белый узор на чёрном фоне.
Чеэраб-накъиш — чёрный узор на белом фоне.
Коронавирус тоже сильно осложнил жизнь местным ювелирам. Несколько месяцев были закрыты магазины в Махачкале, куда мастера сдавали свои работы. Сократился поток туристов, многие из которых с увлечением посещали мастер-классы, знакомясь с деталями работы по серебру и охотно покупая местные украшения. На стенах мастерской Шарапудина висят дипломы за победы на конкурсах и участие в тематических выставках, ещё целая стопка лежит на полке рядом с мелочами, необходимыми для работы. Но сейчас выставки, где ювелиры могли бы показывать и продавать свои изделия, не проводятся из-за пандемии.
В мастерской Шарапудина Гаджиева. Фото: Ольга Ладыгина
Тем не менее мастера продолжают работать и передавать свои навыки наследникам. Сын самого Шарапудина пошёл по стопам отца и уже открыл собственный небольшой магазинчик в селе Хунзах. Стоимость изделий молодого мастера не такая высокая, но качество работы не оставляет сомнений — ювелирное дело в Гоцатле будет развиваться и дальше. А трудные времена пройдут рано или поздно.
Ольга Ладыгина