В ходе комплексной экспедиции Русского географического общества и Северного флота на арктических архипелагах был обследован пароход "Челюскин", раздавленный льдами и затонувший в 1934 году в Чукотском море.
Поиски остова затонувшего судна организовывались неоднократно, начиная с 1936 года. К 70-летию памяти "Челюскина" была организована подводная археологическая экспедиция "Челюскин-70". В сентябре 2006 года ей было найдено затонувшее судно, а поднятые фрагменты подтвердили, что обнаружен именно легендарный пароход.
Пароход "Челюскин" во льдах, 1933 год. Фото: Пётр Новитский
В маршруте комплексной арктической экспедиции было запланировано исследование района Чукотского моря, в котором затонул "Челюскин". Участники экспедиции, работающие на ледоколе "Илья Муромец", с помощью многолучевого эхолота провели трёхмерную акустическую съёмку парохода "Челюскин". Удалось произвести видеосъёмку объекта с помощью необитаемого подводного аппарата "Марлин – 350". Это первая качественная съёмка парохода — до сих пор никому не удавалось сделать чётких кадров, так как в районе, где затонул корабль (недалеко от Берингова пролива), очень мощное течение и мутная вода.
Элементы корпуса судна. Фото предоставлено участниками экспедиции
На фото и видео отчётливо видны носовая и средняя части судна, а также прямоугольные иллюминаторы. Название парохода на носу и на корме не сохранилось. Но, изучив отснятые фото- и видеоматериалы, специалисты пришли к выводу, что затонувший объект — пароход "Челюскин".
Советский пароход "Челюскин" построен в Дании в 1933 году. Корабль предназначался для грузовых и пассажирских перевозок между устьем Лены и Владивостоком и усилен для навигации во льдах. Своё название получил в честь русского мореплавателя, исследователя Севера Семёна Челюскина.
2 августа 1933 года с 112 пассажирами на борту пароход вышел из Мурманска во Владивосток, чтобы за одну летнюю навигацию пройти по Северному морскому пути. В Чукотском море 23 сентября пароход оказался полностью заблокирован льдами. Затем несколько месяцев дрейфовал вместе с экипажем и с льдами вошёл в Берингов пролив. Но судно было увлечено назад, и 13 февраля 1934 года "Челюскин" в результате сильного сжатия был раздавлен льдами и затонул в Чукотском море. В течение следующих двух месяцев с помощью авиации всех пассажиров эвакуировали с льдины.
Элементы корпуса судна. Фото предоставлено участниками экспедиции
После изучения затонувшего судна ледокол Северного флота "Илья Муромец" с членами комплексной экспедиции на борту продолжил следовать по маршруту экспедиции. В настоящее время "Илья Муромец" направляется к острову Врангеля. Там планируется исследовать места, связанные с Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) 1910 – 1915 годов в восточных районах Чукотского моря.
Экспедиционный отряд Северного флота и Русского географического общества, действуя на ледоколе "Илья Муромец", в районе полуострова Таймыр обнаружил следы экспедиции Владимира Русанова (1910 г.), уточнил координаты артиллерийских батарей на побережье Карского моря, в ходе подводных исследований определил местоположение останков нескольких судов, погибших в Карском море в ХХ веке. Предположительно одно из них может быть ледокольным пароходом "Вайгач". Ряд важных исторических артефактов XVII века были обнаружены в заливе Симса моря Лаптевых.
15 сентября 2020 года более 80 артефактов, найденных вторым отрядом экспедиции (на морском буксире МБ-12) на Новой Земле, были переданы в Российский государственный музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.
"Илья Муромец". Фото предоставлено участниками экспедиции
Экспедиция 2020 года — третья совместная экспедиция РГО и Северного флота на арктических архипелагах. Она стартовала 5 августа и посвящена сразу нескольким памятным датам: 75-летию Победы, 175-летию Русского географического общества, 110-летию Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, 120-летию Русской полярной экспедиции и 145-летию со дня рождения Владимира Русанова.