Крути педали, внутренний ребенок! Почему люди едут вокруг света на велосипеде

Крути педали, внутренний ребенок! Почему люди едут вокруг света на велосипеде Крути педали, внутренний ребенок! Почему люди едут вокруг света на велосипеде
Томас Стивенс отправляется. Фото: из книги «Вокруг света на велосипеде»

Томас Стивенс отправляется. Фото: из книги «Вокруг света на велосипеде»

Если в человеке живет страсть к путешествиям, его не остановят ни отсутствие денег, ни незнание языков, ни косые взгляды окружающих. И не так уж важно, каким транспортным средством пользоваться. Хотя, пожалуй, все же важно, ведь некоторые транспортные средства позволяют, помимо посещения далеких стран, заработать и спортивные достижения.

Кругосветка, которая не планировалась

Изначально Томас Стивенс не собирался выезжать за пределы США. В XIX веке пересечь Американский континент на велосипеде уже было изрядным событием. 22 апреля 1884 года молодой человек, искренне влюбленный в этот вид транспорта, выехал из Сан-Франциско, имея при себе лишь смену одежды, плащ-палатку со спальным мешком, револьвер Smith & Wesson и несколько монет. Он направлялся в Неваду через хребет Сьерра-Невада. И с самого начала ему пришлось нелегко — первый отрезок пути Стивенс не столько ехал, сколько шел, толкая своего двухколесного коня вдоль железнодорожных путей.

Тяготы пути. Фото: из книги «Вокруг света на велосипеде»

Тяготы пути. Фото: из книги «Вокруг света на велосипеде»

«Для того чтобы пересечь залитые половодьем земли, мне пришлось начать долгое и утомительное преодоление железнодорожных мостов-эстакад протяженностью 6 миль. Шаг за шагом, шпала за шпалой, под постоянные удары бум, бум, бум колес велосипеда. Река Сакраменто каждую весну выходит из берегов из-за таяния снегов на горе Сьерра-Невада, и эти мосты, по которым проходит железная дорога, позволяют воде стекать вниз, не размывая ее. Эти эстакады созданы только для поездов и ни для чего другого, они не предполагают каких бы то ни было удобств для пешеходов. Однако длина шпал по краям позволяла мне перемещаться вдоль путей вместе с поездами. А машинисты, проносившиеся мимо меня, пока я сидел на корточках у конца шпал, удерживая велосипед на весу, недоумевали, гадая, заблудился я или украл его».

Томас Стивенс «Вокруг света на велосипеде»

Преодолев горы, путешественник 40 миль ехал через пустыню Невады, где прихваченный с собой револьвер помог отогнать горного льва, а толстые гетры выдержали укус гремучей змеи. К июлю удалось добраться до Чикаго, месяц спустя — до Бостона. Зиму Стивенс провел в Нью-Йорке, где нашел себе спонсора в лице крупнейшего американского производителя велосипедов Альберта Поупа. Именно на машине компании Pope Manufacturing Стивенс пустился в свое приключение. Помимо нее Поупу принадлежал журнал Outing, в каждом выпуске которого начали выходить дорожные заметки Стивенса. Тогда путешествие через Америку и разрослось до кругосветки — Поуп согласился его профинансировать.

Через год после начала своей авантюры, в августе 1885-го, Стивенс отплыл в Англию. Проехал через несколько стран Европы: Францию, Германию, Австрию, Венгрию, Румынию и Болгарию — и добрался до Османской империи. Здесь дело пошло медленнее — непривычные к такому аттракциону местные жители попросту отказывались пропускать его через города или деревни, пока Стивенс не продемонстрирует, на что способен велосипед. В Адрианополе путешественника подвело различие культур — когда ему предложили устроить показательное выступление на мощеном дворе под навесом, он решительно помотал головой, забыв, что здесь этот жест означает «да, конечно!». Пришлось сесть на велосипед и проехать несколько шагов, «рискуя вышибить себе мозги о торчащие стропила и балки».

Дальнейший путь лежал на юго-восток — через Армению в Курдистан, Ирак и Персию. Пересечь границу с Россией и проехать через Сибирь Стивенсу не удалось, как и добраться до Индии через Афганистан, где его арестовали по подозрению в шпионаже и выслали в Персию. В итоге пришлось возвращаться в Константинополь и отправиться оттуда морем. В Индии путешественнику понравилось, несмотря на жару, и постепенно он достиг Китая.

Здесь снова начались проблемы: в глубинке к Стивенсу относились откровенно враждебно, так что ему даже пришлось как-то приструнить толпу верным Smith & Wesson. Не зная, как выяснить нужное направление — языковой барьер не облегчал общение с местным населением, — путешественник все же сумел доехать до Шанхая, откуда на пароходе перебрался в Японию. Здесь люди встречали его куда дружелюбнее, так что в течение трех недель он добрался до порта в Йокогаме, откуда вернулся в Америку. 7 января 1887 года его вояж окончился там же, где и начинался, — в Сан-Франциско.

В погоне за пальмовой ветвью

Онисима Панкратова объехать вокруг света на велосипеде надоумил отец. В 1886 году он прочитал в газете, что Международная федерация велоспорта вручит бриллиантовую пальмовую ветвь тому, кто сумеет объехать Европу по определенному маршруту, напоминающему знак бесконечности. Амбициозный Петр Панкратов с детства лепил из сына спортсмена: с его подачи тот занимался борьбой, бегом, мото- и велогонками. Последние были ему милее всего — в 1910 году он стал одним из лучших гонщиков на велотреке Харбина, чемпионом-рекордсменом и заслужил почетный нарукавный знак.

К лету 1911 года будущий кругосветчик разработал подробный маршрут своего путешествия и приобрел легкодорожный велосипед. В путь он отправился 10 июля в компании еще трех спортсменов — Воропинова, Церберга и Сорокина. Велосипедистов провожал военный оркестр, а железнодорожная администрация выдала им открытый лист, позволявший следовать вдоль линий, предназначенных для поездов. Через некоторое время спутники Панкратова сошли с маршрута — угнаться за Онисимом им было не под силу, что раздражало и их, и его. От Читы он продолжил путешествие в одиночестве.

Онисим Панкратов. Фото: https://ru.wikipedia.org

Онисим Панкратов. Фото: https://ru.wikipedia.org

Чтобы не колесить по сибирскому бездорожью, велосипедист повторил опыт своего американского предшественника и стал двигаться вдоль железнодорожной колеи. На каком-то этапе закончились деньги. Для продолжения пути приходилось задерживаться тут и там, чтобы немного подзаработать.

Панкратову приходилось остерегаться и диких зверей, и темных крестьян, которые порой встречали его градом камней. Под Красноярском его попытались ограбить, но брать с путешественника оказалось нечего. Обнаружив в кошельке всего два целковых, разбойники отпустили его с миром. Под Канском в него выстрелили из револьвера — по счастью, не попали. «То лошадей вспугнул, глядишь, на курицу наехал, то просто так», — объяснял путешественник эти ситуации. В селе Миасское пришлось отбиваться от собак, которых на велосипедиста натравили местные казаки.

Впрочем, и без добрых людей не обходилось. Так, в Челябинске его приютил ночной сторож, устроил на ночлег, напоил чаем. А утром вручил на дорогу рукавицы на собачьем меху и теплую шапку-финку с козырьком. Панкратов упорно продвигался вперед, аккуратно заполняя особый журнал штампами. Их туда ставили старосты деревень, через которые он проезжал, чтобы ни у кого не было сомнений, что маршрут действительно пройден.

Когда удалось добраться до Москвы и Петербурга, стало полегче — в крупных городах были свои велоклубы, где путешественник не только встретил понимание и одобрение, но и получил материальную поддержку. Впереди была Европа, куда он выехал 12 декабря 1912 года. Панкратов с успехом проехал через Кенигсберг, Швейцарию, Италию, Сербию, Турцию и Грецию, откуда вновь вернулся в Турцию и пошел на новый виток — в Италию, Францию, Южную Испанию, Португалию, Северную Испанию и вновь во Францию.

Тут тоже не обошлось без приключений. Для начала пришлось перевалить Альпы, поднявшись на 3 тыс. м над уровнем моря. В Турции велосипедиста приняли за итальянского шпиона и избили, а в Италии посчитали турецким шпионом и взяли под арест.

Финансы регулярно заканчивались, и, чтобы заработать на дорогу, Панкратов, как и Стивенс, публиковал путевые заметки. Кроме того, деньги приносило участие в соревнованиях по велоспорту и борьбе. Помогали ему и русские, проживавшие за границей, в частности беллетрист Александр Амфитеатров и супруга Максима Горького Мария Андреева.

Онисим Панкратов в Швейцарии. Фото: https://ru.wikipedia.org

Онисим Панкратов в Швейцарии. Фото: https://ru.wikipedia.org

Наконец заветная «восьмерка» была пройдена, но останавливаться на этом путешественник не собирался. Из Па-де-Кале он переплыл в Англию, а оттуда отправился в США, куда прибыл в начале зимы 1913 года. Местные фермеры оказались не радушнее сибирских крестьян. «Едешь по дороге, приближаешься к какой-нибудь ферме, хочешь отдохнуть, а тебя встречают с ружьем наготове и с заряженными кольтами», — вспоминал путешественник. Да и дороги оставляли желать лучшего, «по ним больше мой конь едет на мне, чем я на нем», сетовал Панкратов. Однако он все же успешно добрался от Нью-Йорка до Чикаго, а оттуда — в Сан-Франциско. Дальше его путь лежал на пароходе в Японию, проехав по которой он достиг Китая, откуда вернулся в исходную точку — Харбин. 28 июля 1913 года его встречали там, как и провожали, — с оркестром.

Журнал путешественника пестрел штампиками, которые он просил поставить во всех населенных пунктах, через которые проезжал. Свой путь длиной 50 тыс. км Панкратов проделал, не владея ни одним иностранным языком. Он был в дороге 748 дней, сносил 53 покрышки, четыре седла, два руля, 11 цепей, восемь педалей и 750 спиц. Пальмовую ветвь ему не дали, но все же без награды кругосветчик не остался — в Харбине ему вручили медаль, бриллиантовую звезду с почетной лентой и лавровый венок.

Вокруг света за 78 дней

В 2017 году шотландец Марк Бомонт, вдохновившись знаменитым романом Жюля Верна, решил объехать на велосипеде весь мир за 80 дней. К тому моменту у него был опыт серьезных свершений: однажды он совершил велосипедную кругосветку в 2008 году — правда, она заняла у него около 195 дней.

К делу спортсмен подошел серьезно и собрал целую команду. Это избавляло от необходимости заботиться о воде и пище, позволяло в любой момент получить медицинскую или техническую поддержку, освобождало от организационных вопросов. Теперь Марк мог полностью сосредоточиться на скорости — чтобы уложиться в срок, необходимо было ехать 75 дней из 80, делая где-то по 387 км в день. Три дня отводилось на перелеты, еще два — на непредвиденные обстоятельства.

В этом путешествии за Бомонтом следовали два транспорта сопровождения: один — со съемочной группой, другой — техподдержка. На каждом этапе маршрута одна из машин ехала вперед, расчищая для спортсмена дорогу, обеспечивая безопасность и быстрое пересечение границ. Члены команды (от шести до восьми, в зависимости от отрезка пути) обеспечивали буквально все нужды велосипедиста. В итоге Марк ехал не только днем, но и ночью — всего он проводил в седле велосипеда по 16 часов.

Марк Бамонт. Фото: Марк Бамонт, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=20311761

Марк Бамонт. Фото: Марк Бамонт, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=20311761

Конечно, такому беспрецедентному испытанию предшествовала серьезная подготовка. 15-дневный тренировочный заезд через Британию позволил команде обкатать особенности питания, логистику и взаимодействие друг с другом. Поскольку побережье Британии, где проходил маршрут, очень холмистое, физическая тренировка оказалась достойной. Чтобы проехать намеченные 5310 км, велосипедист ежедневно вставал в полчетвертого утра и делал четыре заезда по четыре часа. На сон оставалось всего около пяти часов, и в результате недосып начал сказываться на скорости — этот недочет команда постаралась устранить во время путешествия вокруг света.

«Мы делали кучу ошибок по ходу дела — именно ради этого все и было затеяно. Так мы смогли научиться и подготовиться к кругосветке. Ключевой момент в том, чтобы восстанавливаться, а в целом поездка вокруг Британии показала, что я могу выдерживать нужный режим».

Марк Бомонт

Вопрос питания тоже был важен — невозможно демонстрировать максимум физических возможностей, существуя 80 дней на одних батончиках. Диетолог Рут МакКин разработала для Марка сбалансированную диету на 8 тыс. ккал в день — езда на велосипеде требует серьезных энергетических расходов, поэтому количество белков, жиров и углеводов было тщательно просчитано. Во время каждого приема пищи спортсмен должен был потреблять около 30–40 г белка (это все равно что съедать по четыре-шесть яиц за раз). В 4 утра, когда Марк стартовал, он был еще не готов к полноценному завтраку, поэтому ограничивался йогуртом с медом и фруктами. Через час следовал смузи, потом перекус, а во время первой передышки после четырехчасовой езды — полноценный завтрак. Вечером же вся команда объединялась на совместный ужин, богатый белками и жирами. Меню было заказано заранее — на пути следования путешественникам удалось полакомиться и марокканским ягненком, и спагетти болоньезе.

Маршрут проходил в четыре этапа: сначала из Парижа в Пекин через Польшу, Литву, Россию, Монголию и Китай. Потом от Перта в Австралии, через Брисбен — в новозеландские Инверкаргилл и Окленд. Третий этап — от американского Анкориджа до канадского Галифакса. И наконец, последний — от Лиссабона до Парижа. Старания спортсмена и его команды не прошли зря — все получилось. 18 сентября 2017 года очередной рекорд был установлен: велосипедист объехал вокруг света даже быстрее, чем планировал, всего за 78 дней, 14 часов и 40 минут. Стоило ли это всех мучений? Бомонт определенно считает, что да. «В сердце этого вызова — мой внутренний ребенок, которому страшно любопытно узнать, насколько быстро я смогу ехать», — признался он по завершении проекта.

И пусть сменяются века и десятилетия, но всегда будут находиться те, кого внутренний ребенок подталкивает узнать, а что же там, за горизонтом, как быстро и на чем еще туда можно попасть.

Ольга Ладыгина

Читайте также:
Все
Статьи и репортажи
Лектории
26 апреля 2024
«Мне бы в небо»: как аэростаты помогали в изучении земного шара
Подробнее
07 февраля 2024
Однодворцы – лапотные дворяне
Обзорная лекция этнографа и фольклориста Натальи Скавытиной
Подробнее