Чтобы погрузиться в античную культуру, нет необходимости ехать в Грецию. Древняя цивилизация оставила немало памятников в России: некогда на территориях Кавказа и Крыма простиралось могучее Боспорское царство. В некоторых наших городах до сих пор можно полюбоваться на наследие эллинов. Кроме памятников искусства и археологических площадок сохранились и некоторые культурные традиции — например, виноделие.
"Золотое кольцо Боспорского царства" — межрегиональный туристический маршрут по местам, где в античные времена стояли поселения древнего государства. Он включает 12 городов и посёлков, расположенных на территории Краснодарского края, Республики Крым, Ростовской области, города Севастополя. В этот проект, разработанный РГО, входит более 35 объектов культурно-исторического наследия, музейных комплексов, археологических площадок и современных туристических достопримечательностей античной тематики. Маршрут "Винные дороги Боспорского царства" объединяет 27 винодельческих хозяйств регионов — участников проекта, где сохранились памятники древней культуры или действуют музеи истории виноделия.
Некрополь, Фанагория. Фото: Ольга Ладыгина
Фанагория древняя и современная
На Таманском полуострове Краснодарского края на 65 гектарах покоится под землёй огромный город. Он единственный в своём роде — другие памятники древней культуры затерялись посреди жилых массивов в Керчи, Севастополе, Азове и др. Только Фанагория стоит особняком, не затронутая современностью. Исследователи обнаружили здесь остатки храма Деметры, мраморные статуи Афродиты, керамические и бронзовые сосуды, украшения из золота и драгоценных камней и т.п. Раскопки продолжаются — пока исследовано всего около двух процентов некрополя. В реставрационных комнатах и хранилище Научно-культурного центра учёные кропотливо собирают из черепков амфоры и пифосы, по клеймам на ручках определяя, где сосуд был изготовлен. Помимо имени автора на глине зачастую красуются тематические рисунки — например, виноградная лоза и голова Диониса.
Примерно треть древнего поселения захватило море. Подводные археологи подняли со дна немало артефактов, среди которых — бронзовый таран боевого корабля времён Митридата VI Евпатора, датированный 63 годом до н.э. Но чаще в гавань Фанагории заходили торговые суда. Со строительными материалами в окрестностях было не слишком хорошо, поэтому каждый из кораблей должен был привезти с собой необычную "дань" — крупный камень. Сейчас геологи из МГУ берут пробы этих камней, из которых сложены помещения города, и выясняют, откуда они привезены, чтобы составить карту торговых путей. В частности, сюда нередко приплывали корабли из Хиоса, привозили вина, которые входили в десятку лучших по всей Греции. Одна амфора стоила сотню драхм, тогда как преуспевающий архитектор в те времена получал около одной драхмы в день.
Фанагория. Фото: Ольга Ладыгина
Современная Фанагория производит вина сама. Один из крупнейших винзаводов России появился в 1957 году и успешно создаёт благородные напитки на любой вкус, руководствуясь девизом Noblesse oblige — "Положение обязывает". Виноградники Фанагории раскинулись между Таманским заливом и Азовским морем, помимо Таманского полуострова лозу сажают в предгорьях Кавказа. Разное местоположение обеспечивает различный терруар — почвенно-климатические условия, в которых вызревает виноград. Благодаря этому специалисты винзавода могут выращивать разнообразные сорта и создавать различные линейки вин.
В 1985 году в России был принят "сухой закон", и виноградники оказались под ударом. Фанагорию спасло то, что предприятие производило не только вино, но и виноградный сок. Когда пришли вырубать лозы, работники сумели отстоять свои посадки, упирая на ценность натуральных соков для здоровья нации. Под обещание произвести миллион литров сока завод оставили нетронутым. Сок действительно выпустили в продажу — несколько меньше, чем обсуждалось, 300 тыс. литров. Остальной виноград, как и всегда, пошёл на вино.
Современная Фанагория. Фото: Ольга Ладыгина
Тамань древняя и современная
В VII веке до нашей эры на полуострове возникла греческая колония Гермонасса. На территории археологического комплекса Гермонасса-Тмутаракань на берегу Таманского залива нашли остатки храма Афродиты, клад золотых боспорских монет IV века до н.э., мраморный саркофаг и многое другое. Греки посадили на Тамани особый стелющийся виноград и начали делать вино, которым торговали по всей Европе. Спустя два с лишним тысячелетия их дело продолжают работники российской винодельни "Кубань-Вино", производящей напитки таких известных торговых марок, как Chateau Tamagne и "Высокий берег". Как и Фанагория, эта винодельня одна из крупнейших в стране и работает по принципу производства полного цикла: от выращивания лоз до розлива вина в бутылки. У предприятия есть свой питомник саженцев, виноградники растут не только на Таманском полуострове, но и в Анапском районе.
Местные технологи не прочь поэкспериментировать, разрабатывая новые марки. Как-то они решили создать отечественный аналог божоле — французского вина, которое делают из сорта гаме. Для его производства применяется способ углекислотной мацерации: виноград помещают в герметичную ёмкость, заполненную углекислотой, так что процесс ферментации идёт без доступа кислорода. Проблема заключалась в том, чтобы правильно подобрать сорт винограда — на Кубани гаме не растёт. Руководство завода сомневалось, стоит ли рисковать, и технологи поставили на кон зарплату, уверяя, что справятся. Увы, первые две попытки оказались неудачными — выбранные сорта амур и франковка не дали нужного вкуса и аромата. Тогда в дело включилась главный винодел Ванда Ботнарь, тоже не побоявшаяся рискнуть своим месячным доходом. Её совет использовать саперави спас ситуацию — в ассортименте предприятия появилось "Молодое", по своим характеристикам аналогичное молодым винам типа "Божоле Нуво".
Фото: Ольга Ладыгина
Древнегреческие традиции и не только
Греки по-прежнему живут на территории бывшего Боспорского царства, как и в былые времена, они выращивают виноград и делают вино. Попробовать его можно, заглянув на "Винное подворье Старого Грека" в селе Витязево под Анапой. На маленькой семейной винодельне Валерия Асланидиса следуют старым традициям понтийских греков. Здесь делают исключительно моносортовые вина, при изготовлении которых используется только один сорт винограда. Помимо вина, вызревающего в подвале "Подворья", угощают птицей, ягнятиной и овощами со своей фермы, а также греческими сырами собственного производства. "У нашего вина есть один недостаток — его очень мало", — признаётся сам Старый Грек.
В долине Лефкадия в Краснодарском крае виноделы пошли ещё дальше — здесь производят вино по истинно античной технологии, в амфорах. Полученный напиток по вкусу ближе всего к тем, которые пили много веков назад жители Боспора. В местном Музее виноделия — единственном частном музее такого рода в России — можно увидеть уникальные инструменты древних эллинов и виноделов более поздних времён вплоть до начала XX века. Сами вина тоже не ограничиваются линейкой амфорных. Рядом в землю закопаны сосуды квеври, в которых их создают по грузинской методике. В соседних производственных помещениях лежат привычные нам дубовые бочки, стоят стальные ёмкости. Есть и экспериментальные современные варианты — бетонные резервуары в форме яйца и додекаэдры из нержавеющей стали. Семья Николаевых, которая 15 лет назад создала винодельческое хозяйство в Крымском районе края, руководствовалась амбициозной идеей создать российские вина премиального качества. Здесь ведётся тщательная лабораторная работа, детально изучается состав почв, тестируются различные способы производства. Виноделов консультируют энологи с мировым именем, работающие в Бордо, Шампани и других прославленных винодельческих регионах.
Современные винодельческие технологии. Фото: Ольга Ладыгина
К опыту французов прибегают и в других районах бывшего Боспора, например в Геленджике, где некогда была древнегреческая колония Торик. С 2005 года здесь действует винодельческое хозяйство Château de Talu, где властвует главный энолог — винодел Франк Дюсенер. Французская стилистика выдерживается во всём: выстроенном в стиле классицизма дворце ресторанно-дегустационного комплекса, разбитом перед ним регулярном парке, клумбы в котором расположены с геометрической точностью. Даже романтический вид с Толстого мыса на геленджикскую бухту отвечает истинно французскому умению наслаждаться, известному как art de vivre — "искусство жить". Смаковать элегантный напиток, любуясь закатом над морем или разбитыми перед шато виноградниками, — это очень по-французски.
Шато де Талю. Фото: Ольга Ладыгина
Дизайн винодельни "Сикоры", созданной Александром Сикорским, разрабатывал тоже француз, архитектор Матье Брюллон, а первые лозы приехали из питомника "Братьев Мерсье". Практически всё оборудование закупается за рубежом, но вина тут создают усилиями отечественных специалистов. В хозяйстве царит исключительный порядок, производство ультрасовременное, из древних традиций остались лишь ручные работы вроде сбора винограда — если этот процесс автоматизировать, можно повредить ягоды, от чего пострадает качество напитка. Шпалеры, поддерживающие лозы, выверены словно по линейке, между ними растут тщательно подобранные травы — клевер, горчица и др., — они помогают поддерживать минеральный состав почвы. Капризный сорт пино-нуар зреет на участке, половина которого находится в тени, а другая — на солнце. В результате одна часть винограда получается более кислой, другая — более сладкой, что позволяет создавать вино с максимально сбалансированным вкусом.
Виноград опускают в прессы через специальные отверстия, чтобы он двигался без лишнего механического воздействия, благодаря только силе тяжести. Так работает гравитационный метод, позволяющий максимально раскрыть качества лозы. Выдерживаются вина не только в бочках, изготовленных из французского и европейского дуба, но и в цементных шарообразных ёмкостях. Необработанная внутренняя поверхность и сферическая форма последних позволяют вызревающему вину максимально выявлять минеральные и фруктовые оттенки вкуса. Футуристический облик здания и внутренних помещений винодельни далёк от античности, но производят здесь тот же самый напиток, который некогда подарил эллинам весёлый бог Дионис.
Сикоры. Фото: Ольга Ладыгина
"Обыкновенный Абрау-Дюрсо"
Именно так аттестовал "ого-го-го, какое вино" персонаж пьесы Михаила Булгакова "Дни Турбиных" Шервинский. Винный дом "Абрау-Дюрсо" — одна из старейших виноделен России, она возникла в 1870 году по указу императора Александра II. Здесь тоже не обошлось без французов: знаменитое шампанское "Абрау-Дюрсо" создал прибывший из Шампани с женой и сыном Виктор Дравиньи. Он задержался в России на 14 лет и наладил производство игристых вин, которые было не зазорно подать к императорскому столу — например, на празднование 300-летия дома Романовых в 1913 году. Мало того, российское шампанское успешно продавали по всему миру от Европы до Америки. Уезжавший в 1919 году из России с женой и шестью детьми, Дравиньи увозил с собой два знака признательности Николая II: золотые часы с цепочкой и золотой портсигар с бриллиантовым орлом. А его потомки в 2010 году подарили музею Абрау-Дюрсо портсигар самого мастера — хотя он сделан из обычных материалов, ценность его не меньше, чем у золотого.
В тоннелях винных подвалов, общая длина которых достигает пяти с половиной километров, ждут своего часа штабеля покрытых пылью бутылок. Пусть к императорскому столу они уже не попадут, но отправиться за рубеж вполне могут: Абрау-Дюрсо поставляет продукцию в 22 страны. В Боспорском царстве таких вин не знали.
Фото: Ольга Ладыгина
Античная тропа, которую проложили специалисты Новороссийского отделения РГО, ведёт от озера Абрау к побережью Чёрного моря, минуя развалины смотровой башни эпохи Боспорского царства. В 14 километрах от посёлка Абрау-Дюрсо лежит Новороссийск — в древности здесь было поселение Бата, южный форпост Боспора. Проект "Золотое кольцо Боспорского царства" позволяет познакомиться с античным наследием во всей его полноте. Почему бы не отправиться в путь по древнегреческим поселениям, прихватив с собой бутылочку вина?
Подробности проекта можно узнать на сайте Золотое кольцо Боспорского царства.
Ольга Ладыгина