От Москвы до села Себино Тульской области чуть больше 300 километров, но эта дорога кажется быстрой только на первый взгляд. На последнем отрезке, за себинским храмом Успения Богородицы, асфальт пропадает и время сильно сбавляет ход. До лагеря археологов на высоком берегу реки Мокрая Табола машина осторожно ползёт через поле по еле заметной грунтовке. Когда по днищу то и дело скребут камни, совсем не до скорости.
Воздух звенит от зноя и кружит голову запахами диких трав. Когда-то на этих холмах в верховьях Дона сходились лес и степь, Русь и Орда. Эта земля помнит Мамая, крымцев с ногайцами, стрельцов Ивана Грозного… Сейчас на месте средневековых русских поселений работает Тульская экспедиция Государственного музея-заповедника "Куликово поле". Возглавляет её заместитель директора музея Андрей Наумов — один из последователей Михаила Гоняного, заложившего основы современной археологии на первом поле ратной славы России.
Что представляет собой памятник под Себином, какие открытия будут отражены в одной из публикаций музея, как пандемия коронавируса повлияла на состав экспедиции и почему полевые работы в этом году завершатся сразу после 15 августа — специально для RGO.RU узнал член РГО, корреспондент ТАСС Сергей Новиков.
Фото: Сергей Новиков
Собрать историю по деталям
Быт экспедиции обустроен "по классике": с десяток двухместных палаток под жильё и две большие — под столовую и "камералку", где собирают находки для первичного анализа. За подачу электричества отвечает дизель-генератор, за питание — газовая плитка и передвижная цистерна с водой. Связь налажена с помощью раций. Другая, мобильная, здесь почти не ловит.
На флагштоке посреди "площади" издалека видны два полотнища. Одно, с косым синим крестом на белом фоне — часть личной истории "экспедиционеров": многие служили на флоте. Второе и главное — с изображением Дмитрия Донского и славянской подвески о семи лопастях — дань памяти Гоняного, основателя Волго-Донской археологической экспедиции Государственного исторического музея. Стараниями и идеями Михаила Ивановича "выросли" экспедиция "Куликова поля" и сам музей, ведущий историю с 1996 года.
Фото: Сергей Новиков
Селище Себино-2 находится в километре от лагеря вверх по реке, по узкой тропке через балку. На этом памятнике, открытом более 30 лет назад, учёные работают с 2017 года, четвёртый сезон кряду. "Андрей", — запросто представляется руководитель и, выходя из раскопа, протягивает руку для приветствия. Степенный, коренастый и седобородый, он напоминает воеводу древнерусской дружины. Былинный образ дополняют огромный серебряный крест и круглый медальон на шее. Такие вручали на фестивале военно-исторической реконструкции "Поле Куликово", где Наумов много лет председательствует в оргкомитете.
"Чем мы тут занимаемся? В двух словах, детализируем историю Куликова поля как обширного региона в Окско-Донском междуречье. Собственно поле битвы и ближайшие окрестности изучены благодаря Михаилу Ивановичу. Ещё год назад он выезжал на работы, а в июле этого года его не стало... Сейчас мы продолжаем его дело", — говорит исследователь.
Фото: Сергей Новиков
Самый интересный памятник
Селище расположено в южной части древнерусского археологического комплекса у Пустого Красного городища, одного из самых интересных памятников Куликова поля. Данный комплекс учёные считают пограничной окраиной Рязанского княжества. Все эти поселения появились на торговом пути между русскими землями и Северным Причерноморьем. Судя по керамике, которую в прошлом году раскопали на городище, поселения появились в первой половине XII века. Их основали черниговцы, осваивавшие новые территории на востоке. Раньше считалось иначе — что первопоселенцы появились там только в конце XII столетия, а само заселение проходило с северо-востока.
Фото: Сергей Новиков
Важным источником дохода местных жителей была торговля, не сдавшая позиций и при Золотой Орде. В середине XIV века, спустя век после Батыева нашествия, активизировался Донской торговый путь. По высокой вешней воде купеческие ладьи шли по рекам Ранова и Табола, спускались по Дону до Азова и выходили в Чёрное море.
"На западном берегу Таболы мы нашли немало серебряных монет, в том числе арабских дирхемов и поздних ордынских с "баранчиком", рязанским надчеканом начала XV века. Тут же хранили товары. Недалеко от лагеря мы нашли множество обломков чугунных котлов из Золотой Орды. Поскольку котлы стоили дорого и их чинили каждый раз после поломки, можно говорить, что в этом месте был "склад запчастей", — рассказывает Наумов.
Фото: Сергей Новиков
По его словам, раскопки показывают, что здешние богатые почвы привлекали людей и позднее, во времена крымско-ногайских набегов. "В 2019 году на Себино-2 мы обнаружили овин, который — опять же судя по керамическому материалу — был построен в начале XVI века. Ранее в этих местах на стыке леса и степи не было находок моложе XV столетия. Выходит, поселения просуществовали около 350 лет и опустели примерно за полвека до основания Епифанского острога (1566/67), ставшего форпостом Русского государства в Диком поле. Была ли эта жизнь непрерывной? Исходя из того, что мы нашли здесь следы насильственного уничтожения в виде сгоревших построек, поселения периодически пустели, но люди возвращались на родные пепелища... Находки, которые относятся к последнему периоду жизни поселений, стали для нас неожиданностью. Музей готовит по ним большую публикацию", — говорит руководитель экспедиции.
Фото: Сергей Новиков
В настоящее время археологи изучают ремесленные участки поселения, а также исследуют границу между двумя сельскими усадьбами второй половины XIV — начала XV века. Раскопки идут по краю узкого проулка, через который когда-то гоняли скот на водопой. На этом же раскопе обнаружены следы построек конца XV — начала XVI века, позднейшего периода жизни селища. Находки не заставили себя ждать с первых дней: как обычно, очень много керамики, а недавно подняли небольшой железный нож и обух топора, который средневековый мастер, видимо, отложил для переделки.
"Себино-2 — очень насыщенный памятник, на него у нас большие планы. Год назад мы тесно работали с московскими специалистами и закладывали план раскопа по составленной ими сетке геофизической разведки. Благодаря этому мы знаем, что здесь будут интересные раскопки, и надеемся продолжить работы в перспективе двух-трёх лет. Хотелось бы провести детальную аэрофотосъёмку и 3D-моделирование этой территории, чтобы наложить полученные данные на геофизическую съёмку. Это позволит составить трёхмерную картину, которая поможет вычленить самые поздние, наиболее интересные для науки участки поселения. Не в последнюю очередь мы надеемся понять, какими по площади были сельские усадьбы того времени и какое назначение они выполняли", — заключает археолог.
Фото: Сергей Новиков
"Надеемся, всё состоится"
Из-за пандемии коронавируса сезон пришлось проводить сокращённым составом — в этом году в "дружине" Наумова нет ни волонтёров, ни студентов-практикантов. В поле выехали только 15 человек — сотрудники музея и выпускники истфака ТГПУ имени Толстого. Как почти в каждой экспедиции, это "золотые кадры" — те, кто ездил раньше и приедет ещё. По тем же причинам пришлось подредактировать и программу сезона, сосредоточившись на раскопках Себино-2 и исключив разведки на этом и других памятниках.
Фото: Сергей Новиков
"Что касается начала работ, нам пришлось дожидаться, когда в Тульской области снимут ограничения на деятельность музеев, — отмечает Наумов. — То есть мы как музейная организация могли начать раскопки, только когда музей откроется для посещения. Это произошло 2 июля, а уже 10-го мы выехали в экспедицию. Будем копать до 15 августа, День археолога отметим в полях".
Впрочем, оставаться там дольше учёные не смогут даже при всём желании. 19 сентября на Куликовом поле готовится праздник по случаю 640-й годовщины сражения. Запланированы театрализованная реконструкция битвы, исторические биваки, турниры по историческому фехтованию, концерты средневековой музыки и широкая ярмарка. А к 500-летию Тульского кремля — эту дату, предварительно, будут отмечать 25–27 сентября — "Куликово поле" открывает представительство в Музейном квартале на улице Металлистов в областном центре. "Не теряем надежды, что всё состоится", — улыбается Наумов.
Сергей Новиков