Далекие берега Командорских островов. Фото: Vasta Expeditions
Естественные резерваты дикой природы, затерянные где-то посреди Тихого океана, — настоящая экзотика Дальнего Востока. Необитаемые острова-вулканы, группы скал, возвышающиеся над водой, — первозданная терра инкогнита, площадка для наблюдений, а может быть, и новых открытий, которые ждут своего часа.
Добраться сюда можно только по воде — например, приняв участие в одном из экспедиционных круизов от Vasta Expeditions. Задаваться философским вопросом, что взять с собой на необитаемый остров, вам не придется: достаточно хорошей камеры и отличного настроения, а все остальное соберут за вас. Кстати, экспедиционными эти круизы названы не просто так: на борту путешественников сопровождают ученые, которые поведают увлекательные факты об островах и их обитателях.
В подборке от «Путешествий с РГО» — девять необитаемых островов, которые можно посетить во время круизов по Дальнему Востоку, и активности, которыми там можно заняться.
"Профессор Хромов" у Курильских островов. Фото: Vasta Expeditions
Из 56 островов Курильской гряды лишь четыре обитаемые, да и то очень условно — всего несколько тысяч человек на огромной территории дикой природы. Еще в конце XIX века многие острова населяли айны — коренные жители этих мест. Теперь же здесь живут только морские птицы и обитатели прибрежных вод. Почувствовать себя наедине со Вселенной можно практически на каждом острове, однако, несмотря на кажущуюся близость, характер у них абсолютно разный.
Остров Атласова: курильский Фудзи
Вулканы Алаид и Такетоми (на переднем плане). Фото: Дмитрий Баландин, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
Самый северный из Курильского архипелага и самый высокий в России остров (2339 м) постоянно увеличивается в размерах благодаря частым извержениям вулкана Алаид (собственно, весь остров — это надводная часть вулкана). Величественный конус с правильными пропорциями сравнивают с японской горой Фудзи, и начинать знакомство с островом нужно как с хорошей картиной — издалека. Из-за высокой вулканической активности здесь не растет ничего выше кустарников, а мрачные базальтовые утесы и вулканические пляжи создают впечатление, будто ты попал на другую планету. Возможно, поэтому остров-вулкан некогда стал неотъемлемой частью айнского фольклора.
Свое название остров получил в честь первооткрывателя Владимира Атласова, который первым описал малоизвестные берега Камчатки и Курильского архипелага, а здешние айны дали ему имя Оякобакка, что в вольном переводе означает «голова в другом месте». По разным преданиям, этот вулкан некогда возвышался посреди Курильского озера, которое, кстати, можно увидеть отсюда в ясную погоду.
Удобных подходов к берегу здесь нет, поэтому высадиться на землю можно только, подплыв на маленькой лодке. Путешественников встретит черный песок под ногами, непроходимая тундра, наполненная ароматами вереска и багульника, и снежная шапка, белыми лентами спускающаяся до самого подножия. Взобраться на вершину Алаида достаточно трудно, но можно прогуляться по боковым кратерам вулкана. Первый, Олимпийский Прорыв, образовался в прошлом столетии во время Игр в Мюнхене в 1972 году, а второй, Такетоми, — это вулкан-спутник, с вершины которого открывается живописный вид на остров Атласова и соседний Парамушир.
Остров Онекотан: вулкан в вулкане
Вид на Онекотан. Фото: Vasta Expeditions
Если остров Атласова — это идеальный одиночный силуэт, то Онекотан — его полная противоположность, природная вулканическая матрешка. Остров прячет в своем сердце кальдерное озеро Кольцевое, а из центра водоема поднимается более молодой вулкан Креницына высотой 1325 м. В этом месте время кажется застывшим следом грандиозной катастрофы, когда древний гигант рухнул, оставив после себя водную чашу, в которой позже родился новый конус.
Это царство абсолютной тишины, нарушаемой лишь криками морских птиц и рокотом океана. Подойти к этой дикой земле можно только с моря и с палубы экспедиционного судна увидеть двойной ландшафт — внешние суровые склоны и внутренний, почти инопланетный мир идеальных окружностей, где небо отражается в холодной глади озера, заключенного в объятия древней кальдеры. Подняться на вершину конуса Креницына непросто, а вот прогуляться до края кальдерного озера вполне по силам почти любому туристу.
Остров Янкича: нырнуть в жерло вулкана
Панорама кальдеры вулкана на острове Янкича. Фото: Vasta Expeditions
Возможно, в детстве вы задавались вопросом, что будет, если прыгнуть в кратер вулкана. На острове Янкича это можно сделать, не опасаясь за свою жизнь. Вулкан тут давно потух, а в его кальдере образовалось не просто озеро, а целая бухта, куда можно заплыть на лодке. В ее центре находятся два небольших острова с изумрудными берегами, усеянными термальными источниками. Смешиваясь с океанской водой, горячие ключи создают уникальную экосистему и настоящий райский сад для морских птиц. Ученые из Института биологии моря еще в прошлом столетии открыли здесь новые бактерии и организмы, адаптировавшиеся к этой среде.
Водная прогулка по лазурной воде кальдерного озера на лодке или сапе — само по себе невероятное приключение. А если выйти на берег и искупаться в горячих источниках или понаблюдать за смоляными песцами и отдыхающими на скалах сивучами, этот день определенно станет одним из лучших в вашей жизни.
Невероятная архитектура Командорских островов. Фото: Vasta Expeditions
В отличие от Курил, в состав Командорского архипелага входят всего четыре крупных острова, три из них — необитаемы. Четвертый, самый большой, назван в честь своего первооткрывателя Витуса Беринга, чья могила находится тут же. Командоры — царство дикой природы: километровые лежбища ластоногих, аборигенные голубые песцы и фонтаны китов дарят неповторимое ощущение настоящей свободы. Но главные жители этих мест — морские птицы. По разным подсчетам, одновременно на островах гнездятся более миллиона пернатых. Все острова архипелага объединены в Командорский национальный парк, один из крупнейших в России, — это единственное место в России, где наблюдения за китами проводятся круглогодично. Здесь зарегистрирован 21 вид гигантов океана, а это 25% от мировой популяции.
Остров Медный: китовое сафари
Панорама острова Медный. Фото: Илья Труханов, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
Медный — второй по величине остров Командор после Беринга. Когда-то здесь селились алеуты, занимавшиеся китобойным промыслом и зверобойной охотой. Сегодня несколько брошенных изб — единственные следы присутствия человека в этих местах. Сложный каменистый рельеф острова, отвесные скалы, обрывающиеся в море, и множество эндемичных видов растений и животных привлекают ученых, для которых Медный — словно живая исследовательская лаборатория. Сюда отправляются проводить мониторинг зимующих птиц и ушастых тюленей, морских котиков и каланов, греющихся на камнях словно на ступенях природных лестниц, поднимающихся из океана, а еще наблюдать за китами.
Лучше всего изучать остров на расстоянии. Плавая на лодке вдоль берегов, можно встретить кашалотов, финвалов и горбачей, выпрыгивающих из пучины, — прибрежные воды Медного идеально подходят для китового сафари. А гористый рельеф с бурными водопадами и отвесные берега здешних фьордов, усеянные птичьими гнездами, — находка для натуралистов и любителей первозданной природы.
Острова Топорков и Арий Камень: владения птиц
В ожидании. Фото: Дмитрий Куликов, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
Название острова Топорков говорит само за себя — зеленый оазис практически идеально круглой формы полностью принадлежит морским попугаям, как их часто называют жители архипелага. По разным подсчетам на площади 200 кв. м гнездятся около 100 тыс. топорков. Узнать этих черно-бурых птиц можно по характерному алому клюву и белым пучкам перьев на голове. Несмотря на то что этот вид водоплавающих находится под охраной, командорским алеутам разрешена добыча птичьих яиц, но только в строго ограниченном количестве и в определенных зонах острова.
Сбор яиц проходит раз в году, в начале лета, под надзором орнитологов Командорского нацпарка. Сам по себе процесс довольно необычный, ведь топорки обустраивают свои гнезда не на открытом пространстве, а в небольших каменистых норках. Охотники достают яйца, надев специальные защитные рукавицы, а затем обкладывают их травой, чтобы не разбить ценный улов. Традиционный промысел, практикующийся в течение многих веков, поддерживается и сегодня, но уже в контролируемых учеными масштабах, не вредящих популяции.
Вершина острова Арий Камень. Фото: Наталья Поспелова, участница конкурса РГО "Самая красивая страна"
Арий Камень — одинокая скала, торчащая из воды, — точно так же полностью оправдывает свое название. Арами местные алеуты называли тонкоклювых кайр, чьи многотысячные колонии прекрасно себя чувствуют на каменной глыбе площадью около 80 кв. м. Гомонящих птиц теснят сивучи и антуры, превращая скалу в единый живой организм. Одна из увлекательных задачек, которая под силу далеко не каждому путешественнику, — попытаться прикинуть, сколько животных он видит на берегу. Ответ может удивить!
У берегов Японского моря. Фото: Vasta Expeditions
В российской акватории Японского моря находится около 200 островов, большинство из которых имеют охранный статус — например, входят в состав Дальневосточного морского заповедника. Пышная зелень и живописные скалы среди бирюзовой воды — визитная карточка практически любого из островов, рассыпанных вдоль берегов Приморья. Эти заповедные участки суши, как конструктор, собираются в маршруты для самых разнообразных круизов.
Остров Аскольд: дом пятнистых оленей
Маяк на острове Аскольд. Фото: Vasta Expeditions
Аскольд в заливе Петра Великого — природный заповедник в миниатюре, созданный силами ветра и океана. Его подковообразная форма образует укрытую бухту Наездник, где тайга спускается к самой воде, а склоны покрыты реликтовым лесом из тиса и рододендрона. Главное чудо острова — его обитатели. Аскольд является естественным питомником для одной из самых крупных на Дальнем Востоке популяций пятнистых оленей. Эти грациозные животные совершенно не боятся людей и спокойно выходят к берегу.
Второй символ острова — старый маяк на мысе Елагина, который давно стал частью пейзажа. Он больше не участвует в навигации, но его силуэт, вписанный в скальный ландшафт, идеально дополняет суровую красоту этого места. Остров также известен среди геологов и минералогов. В XIX веке здесь действовал золотой прииск, где добывали не только драгметалл, но и редкий минерал — кальцитовый шпат, известный как исландский шпат. Его прозрачные кристаллы использовались в оптических приборах, и сегодня на старых отвалах можно найти его образцы. На скалистых мысах гнездятся редкие птицы, включая белоплечего орлана, а в прибрежных водах встречаются тюлени ларги.
Остров Петрова: страницы истории
Панорама острова Петрова. Фото: Vasta Expeditions
Остров Петрова — часть большого Лазовского заповедника, охраняющего обитателей южных предгорий Сихотэ-Алиня. Главное сокровище острова — реликтовая тисовая роща, возраст которой, по разным подсчетам, достигает тысячи лет. Поразительно, но, по одной из версий, эти витиеватые хвойные деревья были посажены на острове бежавшими из Китая разбойниками. Сверху роща напоминает нерасшифрованный иероглиф, а отдельные причудливо изогнутые тисы, как верят посетители, могут иметь почти мистические формы.
Сегодня остров необитаемый, но так было не всегда — люди жили здесь еще до нашей эры. В начале VIII века остров служил резиденцией князей тунгусо-маньчжурского государства Бохай, что подтверждают найденные археологами украшения. А в XIII веке остров стал одним из последних оплотов империи Цзинь в ее борьбе с монгольскими завоевателями. Теперь просторные золотые пляжи, окаймленные изумрудной водой, напоминают о затерянном райском острове, в глубине которого можно найти следы амурских тигров.
Остров Монерон: мир под водой
Между двух стихий. Фото: Степан Решетников, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"
Остров Монерон — первый в нашей стране морской природный парк, а также излюбленная локация для дайверов. Теплое Цусимское течение создало в холодных водах Татарского пролива своеобразные субтропики — здесь можно встретить редких обитателей, нехарактерных для дальневосточных широт. Вода сохраняет кристальную прозрачность видимостью до 40 м, позволяя наблюдать невероятное смешение фауны: косяки рыб, морские звезды и осьминоги соседствуют с редкими моллюсками галиотисами (морскими ушками) и трепангами.
Подводный ландшафт здесь не уступает по богатству тропическим рифам. Главные объекты — подводные гроты, самый известный из которых — Большой грот длиной около 30 м. Его разноцветные стены, окрашенные минералами в красные, желтые и синие оттенки, создают эффект подводного собора. В определенные дни года опытным дайверам может посчастливиться увидеть редчайшее явление — брачный хоровод крошечных, почти невидимых в воде моллюсков морских ангелов. В этот момент сотни особей сбиваются в плотную стаю и кружатся в толще воды.
Для наблюдений за диковинными морскими садами не обязательно погружаться с аквалангом. Увидеть причудливых обитателей Монерона можно даже с отвесной скалы — настолько прозрачна вода в этом месте. Для тех, кто захочет рассмотреть их поближе, можно заняться снорклингом.
На краю Земли. Фото: Vasta Expeditions
Главная особенность экспедиционных круизов от Vasta Expeditions — концентрация впечатлений и научный подход. Вы не просто отправляетесь на край света, а погружаетесь в неизведанный мир в сопровождении ученых, готовых раскрыть все тайны Дальнего Востока.
Реклама. ООО «Панарктик Стар», ИНН 2457086811, erid 2Vtzqx6pc4z