Если раньше чем-то необычным считалось поехать на острова или прокатиться на лыжах по альпийским склонам, то сейчас набирает популярность новый вид приключений — экспедиционные путешествия в далекие точки на карте России. Месяц назад научная экспедиция РГО вернулась из Арктики, с острова Земля Александры. О туристических перспективах региона мы поговорили со старшим научным сотрудником географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидатом географических наук Александрой Никаноровой и директором Департамента экспедиционной деятельности и туризма РГО, кандидатом наук Наталией Беляковой.
— Вы занимаетесь рекреационными исследованиями. Что это такое и для чего это нужно?
А.Н.: Если объяснять просто — это когда ученый едет на новую локацию и комплексно изучает потенциально интересную для освоения человеком территорию: с точки зрения развития туризма, обустройства для жизни, проведения научных исследований, для оценки ее инвестиционной привлекательности. В дальнейшем результаты этих научных изысканий лягут в основу большой стратегии, которая поможет заинтересовать путешественников, при этом учитывая интересы местных жителей и сохраняя экологический баланс. Немаловажно научиться «управлять» новой территорией или объектом. Здесь тоже не обойтись без системных подходов, которые может предложить наука о рекреации. Именно они станут залогом устойчивого развития региона.
— В чем ценность Земли Франца-Иосифа для искателей приключений и потенциальных жителей?
Н.Б.: С точки зрения рекреационного использования архипелаг долгое время был обязательным пунктом маршрута туристов, возвращавшихся из ледокольного круиза с Северного полюса. Сегодня к этому добавляется летнее яхтенное сообщение: морская дорога длиной до пяти суток от материка с лихвой окупается возможностью не торопясь обойти многочисленные острова архипелага. С развитием транспортной доступности — например, национальный парк «Русская Арктика» сейчас прорабатывает вертолетные маршруты — появляются новые сценарии пребывания в этих высоких широтах. Рекреациология изучает перспективы таких сценариев с учетом объективных ограничений. Действуя таким образом, можно не только зафиксировать роль человека в развитии Арктики, но и запроектировать тех посетителей, чье пребывание в хрупкой экосистеме не причинит ей вреда.
Есть еще один фактор, который обязаны учитывать все, кто думает об арктическом путешествии. Геополитические интересы России тесно связаны с Арктическим регионом: здесь обеспечивается безопасность, обороноспособность северных рубежей нашей страны. Сочетание двух потенциалов — рекреационного и геостратегического — результирует в растущий с каждым годом интерес к этим северным землям: и с точки зрения науки, и с точки зрения путешествий, и с точки зрения проживания.
Навстречу Арктике. Фото: Александр Рюмин
— Давайте пройдемся по вашему чек-листу экспедиции на Землю Франца-Иосифа от а до я. На что вы делали акценты, как оценивали локации с точки зрения привлекательности для путешественника?
А.Н.: Рекреационные исследования в рамках экспедиции РГО проводились на территории острова Земля Александры впервые. Мы считаем, что это было ознакомительное полевое исследование, во время которого удалось посетить многие природные и возведенные человеком объекты. Важно было оценить их и с точки зрения ландшафтной привлекательности, и с точки зрения исторического и культурного значения.
Одна из наших целей — определить перспективные экскурсионные маршруты. Хочется придумать нетривиальные подходы с ценностными смыслами для путешественника. Арктика — необычная территория. Поэтому любая достопримечательность, даже просто снег с купола ледника, может стать тем, что навсегда запомнится.
Очень важный аспект исследований — это оценка рисков развития экспедиционных путешествий. Необходимо было определить, какие опасности может скрывать посещение тех или иных мест дикой природы, а также предложить меры по усилению безопасности нахождения в дикой среде. С другой стороны, путешественник тоже может нанести непоправимый ущерб хрупким арктическим системам. Эти риски тоже надо учитывать и разрабатывать меры по снижению рекреационных нагрузок на территорию.
— Как увеличился поток желающих поехать в экспедиционные путешествия по России за последние пять лет?
А.Н.: за последние годы мы наблюдаем возрастающий интерес россиян к путешествиям внутри страны. В 2023 году общий турпоток по России составил около 78 млн поездок, а спрос вырос на 20% по сравнению с 2022 годом. Закономерно, что и экспедиционные путешествия набирают все большую популярность как альтернатива традиционным пляжным или культурно-познавательным. Обычно подобные туры бронируются чуть ли не за полгода, так как спрос на них велик.
Ледниковые ралли. Фото: Петр Ушанов
— Из каких стран путешественники больше всего ездят в «труднодоступные экспедиции» по России?
А.Н.: Рынок въездного туризма сильно трансформировался. В доковидные времена экспедиционные путешествия были популярны преимущественно среди гостей из западных стран, сейчас подобными экспедициями интересуются чаще жители Китая, а также стран Персидского залива.
— Чем может удивить путешественника Земля Франца-Иосифа?
А.Н.: Земля Франца-Иосифа — это уникальная территория с природной и исторической точек зрения. Говоря о природе, отмечу несколько вещей. Во-первых, это место, где когда-то происходили вулканические процессы. Благодаря этому сегодня мы можем любоваться базальтовыми столбчатыми скальными образованиями, которые часто заняты птичьими базарами. Например, скала Рубини — одно из самых красивых мест архипелага. Второе — это, конечно, разнообразие млекопитающих: скопление моржей, которых можно увидеть вблизи. Иногда они даже подплывают к лодкам, очень характерные создания! В этот момент даже иногда становится страшновато. Конечно же, главные хищники Арктики — белые медведи. Ну, а если повезет, то можно увидеть китов и нарвалов. Последние — настоящие сокровища архипелага, это очень редкие и достаточно пугливые животные.
С исторической точки зрения Земля Франца-Иосифа стала в каком-то смысле убежищем для многих исследователей и покорителей Северного полюса. С островами архипелага связано много героических историй, здесь можно найти памятные места знаменитых экспедиций XIX–XX веков: Нансена, Седова, Альбанова и др. Одна из моих самых любимых достопримечательностей — это место зимовки Нансена. Представьте, что до сих пор сохранилось бревно, служившее опорой брезентового свода землянки, в которой путешественник вместе со своим напарником провел несколько зимних месяцев. Удивительный факт, что в экстремальных условиях полярной ночи Нансен умудрился даже поправиться и набрать лишний вес! Это оригинальная история силы духа и отваги.
Н.Б.: На мой взгляд, не менее перспективным, чем конечная и единственная точка маршрута, может быть посещение архипелага в контенте большого путешествия по Северному морскому пути (СМП). Мы такой маршрут прорабатываем, оцениваем партнеров, с которыми можно было бы реализовать такой проект. Перспективы есть: период навигации по СМП увеличивается, у ученых много работы по мониторингу арктических экосистем в новых условиях, и готовые помогать в исследованиях путешественники будут подспорьем.
Встречаем гостей. Фото: Сергей Фадеичев
— Опишите портрет путешественника, который потенциально хочет и может поехать на Землю Франца-Иосифа.
А.Н.: К сожалению, из-за удаленности территории от Большой земли и отсутствия удобных транспортных связей путешествие на Землю Франца-Иосифа остается эксклюзивным вариантом отдыха. Чаще всего экспедициями интересуются мужчины или семейные пары средних лет с доходами выше среднего, которые уже не раз выбирали для себя такой формат приключений. Это опытные путешественники, которые хотят получить нестандартные впечатления. Встречаются люди, для которых путешествие в Арктику было мечтой всей жизни. Например, любители ярких эмоций, вдохновленные романом «Два капитана», откладывали на путешествие, чтобы воплотить мечту детства и увидеть своими глазами «те самые места». У РГО есть такое экспедиционное путешествие в августе.
— Могут ли экспедиции в труднодоступные места России заменить взыскательному путешественнику дорогие нестандартные туры?
А.Н.: Путешественники, привыкшие к максимально комфортным условиям и наивысшим стандартам сервиса, должны понимать, что в рамках круизных туров их ожидают отличные условия проживания: ресторанный сервис, обслуживание и другие приятные радости жизни. Во время экскурсии на берег можно испытать небольшой дискомфорт. Например, при погрузке на лодку или высадке с нее волна может немного залить судно. Нужно иметь хорошую экипировку и быть морально готовым к определенным сложностям, связанным чаще с погодой на море.
Говоря об эмоциях и личном опыте, поездка на горнолыжный или любой другой освоенный курорт — это уже обыденное пребывание в цивилизации, а вот путешествие в национальный парк «Русская Арктика» — это встреча с неизведанной территорией, максимальная близость с природой и отстранение от привычного мира вещей. В условиях востребованности отдыха в формате «перезагрузка», когда человеку необходимо отключиться от бесконечного потока информации, проветрить голову и набраться новых впечатлений, круизные туры в Арктику будут очень востребованы.
Еще один формат экспедиционного путешествия, во время которого гостей Арктики доставляют до Земли Франца-Иосифа на воздушном транспорте, — это перспективное направление. Оно позволит предложить сокращенный по времени тур. Понятное дело, что не каждый может вырваться с работы на две недели в круиз, а вот найти неделю и слетать на комфортную базу проще. И по стоимости это будет доступнее.
Н.Б.: Одной из задач нашей научной группы в ходе экспедиции была оценка человеческого фактора в высокоширотных рекреационных сценариях. Парадокс: принято считать, что люди едут в Арктику за обнулением и первозданной природой. Но наше исследование показало, что мало какие еще регионы так сильно интересуют человека с точки зрения общения с другими людьми. Сложно представить, чтобы городской гид получал от гостей массу вопросов про выбор жизненного пути, личную мотивацию. Между тем в Арктике такое искреннее любопытство по отношению к тем, что живет там подолгу или бывает регулярно, — почти норма. Да и особые условия взаимодействия, ответственность за жизнь людей и встречное доверие — то, что остается в памяти гораздо дольше, чем длится путешествие. Человеческий капитал — рекреационный ресурс высоких широт в целом и Земли Франца-Иосифа в частности, полную силу которого еще предстоит раскрыть и оценить. Отсюда вытекают разные задачи: расширенные сервисные протоколы, дообучение новым навыкам персонала, ценностная проработка экскурсий, проектирование практик естественного приобщения к местному укладу.
Прокладывая маршруты по острову Земля Александры. Фото: Сергей Фадеичев
— Давайте немного отойдем от научного формата и покреативим. Распишите семь дней на Земле Франца-Иосифа, которые запомнятся человеку, видевшему все.
А.Н: Все будет зависеть от модели путешествия. Если это яхтенный тур или каботажное плавание, то каждый день путешественника будут ожидать новые высадки на различных островах. Четкую программу составить достаточно сложно, так как маршрут может меняться из года в год при различной ледовой обстановке и погодных условиях. Поэтому организатор тура должен очень хорошо знать территорию и всегда иметь план Б, если по каким-то причинам изначально предложенный маршрут не получается реализовать.
Если наш гипотетический путешественник выбирает экспедицию с проживанием на научной станции на острове, то его программа будет строиться исходя из погодных факторов. При этом она точно будет включать прогулки по достопримечательностям, видовым площадкам, поездки к местам лежек моржей, птичьим базарам. Гостей Арктики ждут путешествия по заливам на лодках, любования айсбергами и, вероятно, встречи с китами и белыми медведями. По вечерам после ужина путешественники могут посещать лекции научно-популярного характера о природе, истории архипелага, общаться с учеными-полярниками и сотрудниками национального парка. И не будем забывать о походах в русскую баню, что составляет отдельное удовольствие после насыщенного дня, проведенного на свежем арктическом воздухе.
— Что должно появиться из инфраструктуры на территории Земли Франца-Иосифа? К примеру, на Шпицбергене есть четырехзвездочный отель Radisson Blu Polar Hotel. Нужно ли строить похожее на Земле Франца-Иосифа или это будет своя романтика научной базы без спа-отелей?
А.Н.: Если рассуждать в отрыве от реальности, то, конечно, строительство отеля со спа звучит прекрасно для будущих путешественников. Однако необходимо понимать, что подобные проекты требуют серьезных экономических расчетов, обоснования модели эффективной работы с учетом логистической доступности объекта. Мне кажется, что стоит сосредоточить силы и инвестиции уже на имеющихся инфраструктурных объектах и постараться довести их до ума. Жить на научной станции, приобщиться к быту полярников — это интересно, познавательно и уж точно необычно! А русская баня прекрасно заменяет любой спа.
На территории национального парка «Русская Арктика». Автор: Сергей Фадеичев
— Расскажите про логистику на Земле Франца-Иосифа. Какой вид транспорта нужно развивать и как это поможет увеличить поток желающих поехать в Арктику?
А.Н.: Земля Франца-Иосифа имеет черты выгодного расположения, так как эта территория все же не так далеко находится от Мурманска или Архангельска, в отличие от других арктических архипелагов нашей страны. Возможны два варианта развития событий. Первый — это налаживание чартерного гражданского авиасообщения между материком и архипелагом. При согласовании с соответствующими ведомствами можно было бы задействовать военные взлетно-посадочные полосы и принимать борта с путешественниками. Второй путь — это развитие судоходства. Однако сегодня это ограничено фактически полным отсутствием отечественных судов ледового класса, которые можно было бы использовать для перевозки путешественников. Требуется государственная программа поддержки строительства подобных судов, а также сооружения причальной инфраструктуры на Земле Франца-Иосифа, впрочем, как и на многих других островах Северного Ледовитого океана, где можно принимать гостей.
— Поговорим подробнее про модели развития арктических путешествий в национальном парке острова Земля Александра Земли Франца-Иосифа «Русская Арктика»: яхтенные экспедиционные туры и другие форматы экспедиций.
А.Н.: Сегодня мы видим несколько моделей организации экспедиционных путешествий в национальном парке. Во-первых, это круизная модель с использованием арктических ледоколов при посещении Северного полюса или судов ледового класса — плавание по островам архипелага и высадки на берег. Вторая модель — это туры на яхтах и шхунах, которые приспособлены к плаванию в высоких широтах. Эта модель сегодня эксклюзивная и единичная, но за счет свободы выбора маршрута и небольшой численности группы очень привлекательна. Ограничениями этих двух моделей, повторюсь, является дефицит доступных судов. Третья модель — это научно-популярные туры на научную станцию в формате гражданской науки с приобщением путешественника к научно-исследовательской деятельности в Арктике.
При реализации данных моделей важно будет продумать программу мероприятий, предложить концепцию тура, которая подарит путешественнику максимум эмоций. Как показывает практика, человеку недостаточно просто лицезреть в течение нескольких дней моржей, белых медведей или китов. Ему нужны различные форматы развлечений, смена впечатлений и деятельности.
— Есть ощущение, что это должно быть комплексное продуманное приключение с разными форматами активностей, то есть уже готовое решение.
А.Н.: Как раз одной из прикладных задач рекреационных исследований является разработка рекомендаций по наполнению программ пребывания в арктических путешествиях. Необходимо исследовать эмоциональные, психологические, физиологические аспекты пребывания путешественника в Арктике, чтобы обосновать комплексный продукт в зависимости от модели организации приключения.
Мария Булдакова