На острове Гогланд впервые со времён Великой Отечественной войны прозвонили поднятые со дна рынды погибших кораблей. Разведывательно-водолазная команда Константина Богданова под эгидой РГО сумела найти и опознать практически все суда, покоящиеся в российских территориальных водах. Почтить их память собрались моряки и родственники погибших, а голоса судовых колоколов стали частью премьерной песни, которую Александр Ф. Скляр и группа "Ва-Банкъ" подготовили специально для этого мемориального мероприятия.
Сторожевой корабль "Буря" и тральщик "Фугас" сумели выжить в Таллинском прорыве. Но год спустя, 24 августа 1942 года, они оба погибли, выполняя боевую задачу. Накануне их выхода на задание немцы поставили в водах Финского залива новые линии минного заграждения "Зееигель", и оба корабля оказались буквально разорваны минами пополам.
![80 лет спустя после гибели](/upload/content_block/images/212b12919ba690666b478f5f23ef37c5/1ae77d14852645645803e868e58789f7.jpg?itok=_1h2F-Xg)
80 лет спустя после гибели "Бури" и "Фугаса", их нашли и установили памятные таблички. Фото: Анна Юргенсон
В ходе второго сезона экспедиции "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте" подводные исследователи Разведывательно-водолазной команды Константина Богданова при технической поддержке морской инженерной компании "Фертоинг" сумели найти затонувшие 80 лет назад суда. День их гибели стал днём памяти не только их погибших экипажей, но и всех, кто во время войны навсегда остался лежать на дне Финского залива.
Читайте также: "80 лет под водой"
— Впервые для того, чтобы отдать почести погибшим морякам, в залив вышел военный корабль, — делится впечатлениями руководитель экспедиции Константин Богданов. — Это был учебный корабль "Перекоп", входящий в состав Балтийского флота ВМФ России. На его борту были родственники погибших, духовенство, поисковики и представители СМИ. В точках гибели "Бури" и "Фугаса" спустили венки, потомки моряков положили цветы на воду, священники отслужили литию. Конечно, это было бы невозможно без помощи Национального центра управления обороной, без командования Западного военного округа и Ленинградской военно-морской базы, которым мы искренне благодарны.
![На месте гибели экипажей отслужили литию. Фото: Анна Юргенсон](/upload/content_block/images/71f0e09ea85b17030520859e463712bd/bd31e84dcdafb54139874b576c5fdcb9.jpg?itok=1Tkp1HW3)
На месте гибели экипажей отслужили литию. Фото: Анна Юргенсон
Позже на острове Гогланд потомки моряков с "Бури" и "Фугаса" получили капсулы с грунтом, который подводные исследователи подняли со дна на местах последней стоянки кораблей. Как говорят специалисты поискового центра "Информбюро", "моряки вернулись домой".
Читайте также: "Как возвращают домой тех, кто уже никогда не вернётся"
Помимо сторожевика и тральщика, затонувших в 1942 году, подводные исследователи обнаружили 13 кораблей, погибших во время Таллинского перехода. Кроме того, в водах Финского залива числились пропавшими без вести 24 подводные лодки — на данный момент благодаря Разведывательно-водолазной команде их осталось всего три. Этот год стал юбилейным и для команды, уже 10 лет посвятившей погружениям на Балтике, и для Комплексной экспедиции Русского географического общества "Гогланд", исследующей Внешние острова Финского залива, в частности, военную историю. В годы Великой Отечественной здесь погибло немало десантников, разведчиков и лётчиков. Их памяти, как и памяти оставшихся на дне моряков, и была посвящена акция "Голоса погибших кораблей".
Читайте также: "РГО: 10 лет для Балтики"
![В этот день вспомнили всех, погибших в Финском заливе. Фото: Анна Юргенсон](/upload/content_block/images/707d60bd6f74cc6f98626d333edcaddd/f6484c4642dd0e20039cdd747e8271c4.jpg?itok=xXrDUWsk)
В этот день вспомнили всех, погибших в Финском заливе. Фото: Анна Юргенсон
— Спасибо за поддержку всем, кто принял участие в организации этого мероприятия: Русскому географическому обществу, Фонду президентских грантов, компании "Транснефть". Западный военный округ и Ленинградская военно-морская база помогли нам доставить на остров людей, технику, организовать палаточный лагерь, — раскрывает "закулисье" подготовительных работ Константин Богданов. — За четыре дня на Гогланде построили сцену — впервые здесь была организована настоящая концертная площадка. И впервые со времён войны на ней прозвучали голоса судовых колоколов, которые нам удалось поднять со дна.
Судовые колокола моряки называют душами кораблей. И они отозвались на имена своих судов. Рынды транспортов "Калпакс", "Алеф", "Ярвамаа", "Атис Кронвальдс", "Вайндло" и подводной лодки Щ-405 зазвонили под руками детей, ради жизни которых экипажи этих кораблей отдали свою.
![Рынды прозвонили впервые с момента гибели кораблей. Фото: Анна Юргенсон](/upload/content_block/images/52fe123e3ab4dcf15fbf7ffd1d112ea8/169ccbdc0dc46e80a1a52628e205a27e.jpg?itok=Y0Je1U1u)
Рынды прозвонили впервые с момента гибели кораблей. Фото: Анна Юргенсон
А позже на сцену вышли Александр Ф. Скляр и группа "Ва-Банкъ" с песнями о моряках, о море, о войне. И с премьерой новой песни "Рыба-смерть, я — живой", посвящённой погибшим защитникам Балтики. Во время этой песни вновь зазвучали рынды, сливая свои голоса с голосами певца и музыкальных инструментов.
— Тема колоколов глубоко затронула нас эмоционально, — признаётся Константин Богданов. — Она оказалась для нас настолько значимой, что мы решили сделать документальный фильм, он так и будет называться "Голоса погибших кораблей". Из него можно будет узнать про поиск и подъём рынд на поверхность, мы покажем процесс изготовления корабельных колоколов старинным способом, расскажем, какие функции колокол выполнял на кораблях, и многое другое. Работа над фильмом идёт полным ходом при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, и скоро он должен появиться в интернете.
К сожалению, обнаружить колокола удаётся не всегда. Но корабли могут "рассказывать" свои истории и по-другому. Экспедиционный сезон подошёл к концу, но отдыхать некогда — самое время заняться разработкой геоинформационной системы "Морское наследие", воссоздающей виртуальную модель Таллинского прорыва с видеоматериалами и фотографиями, а также созданием 3D-моделей обнаруженных судов. По "Буре" и "Фугасу" основной объём съёмочных работ закончен, осталось собрать полученные кадры воедино. Обнаруженную в этом году "Вторую пятилетку" ещё предстоит отснять.
![Константин Богданов и его команда перед погружением. Фото: Анна Юргенсон](/upload/content_block/images/e90c70e6c8f7dfd01faa14a43c9d8f1e/1b38d45436a892b806a4e1c1d76db700.jpg?itok=jR0r3Taa)
Константин Богданов и его команда перед погружением. Фото: Анна Юргенсон
— Наше внимание в первую очередь было сконцентрировано на тех местах, где мог быть найден судовой колокол, — вспоминает погружения на это транспортное судно руководитель экспедиции. — В первую очередь это носовая часть, где на фотографиях "Пятилетки" он ясно виден. Но именно там зияет огромная дыра. Видимо, попала бомба, она даже проломила палубу — в провалах видны механизмы, скорее всего, колокол просто куда-то отбросило. Второе возможное место — передняя часть надстройки, там следы сильного пожара. У нас есть архивные фотографии, сделанные немецкими лётчиками, на которых "Вторая пятилетка" горит на отмели Гогланда. Пожар на изображениях заметен как раз в районе надстройки, и под водой мы увидели его следы. Так что второй колокол тоже найти не удалось.
Свои коррективы внесла и погода: в течение двух дней погружения были невозможны, а время работы команды ограничено. Дело в том, что корабль лежит на судовом ходу, на фарватере. Чтобы обеспечить безопасность, приходилось закрывать определённые районы и менять маршрут движения грузовых судов.
— Мы хотим сказать огромные слова благодарности Западному военному округу и командованию Балтийского флота, потому что без их помощи мы бы в принципе не смогли спуститься ко "Второй пятилетке", — отмечает Константин Богданов. — Объект настолько большой и интересный, что под него нужно делать отдельную экспедицию. Надеюсь, она войдёт в план РГО на следующий год и у нас будет возможность подробно изучить и отснять этот транспорт.
![Разведывательно-водолазная команда не собирается останавливаться на достигнутом. Фото: Анна Юргенсон](/upload/content_block/images/1658b8a2cfdda690524d3890b54d683a/229f8bc5b25d50d8653adb2c097b2f6a.jpg?itok=7lB9PKKB)
Разведывательно-водолазная команда не собирается останавливаться на достигнутом. Фото: Анна Юргенсон
Можно сказать, что за десять лет Разведывательно-водолазной команде удалось "закрыть" список кораблей, покоящихся в российских территориальных водах Финского залива. Правда, не удалось обнаружить "Тобол" и "Аусму", которые подводные исследователи также искали в этом году.
— За последние два года компания "Фертоинг" просмотрела практически все вероятные места нахождения судов Таллинского прорыва, — рассуждает руководитель экспедиции. — По всей видимости, эти корабли лежат либо вдоль самой границы, либо на эстонской и финской стороне. Хотелось бы верить, что когда-нибудь нам представится возможность проверить эту версию.
Ольга Ладыгина