Прижизненные портреты-двойники известного русского путешественника адмирала Фёдора Литке работы художника Сергея Зарянко обнаружены в Санкт-Петербурге. Начало почти детективной истории положили реставрационные работы. Возможно, существует и третье аналогичное полотно, поиски которого продолжат сотрудники Русского географического общества.
Первый портрет вместе с другими картинами и рисунками поступил в музей РГО ещё в 1976 году из фондов ранее существовавшего Центрального географического музея, переданных когда-то в Ленинградский государственный университет. В передаточном акте автор работы указан не был.
До нашего времени картина дошла в неудовлетворительном состоянии. Лак на ней потемнел, появились дыры, царапины, механические деформации холста, были утрачены часть красочного слоя и грунта. Портрет нуждался в комплексной реставрации, которую доверили художнику-реставратору Леониду Караваеву.
Во время реставрации под слоем старого лака обнаружилась авторская подпись: "С. Зарянко 1855 г. №3".
Сергей Константинович Зарянко (1818–1870) — русский художник, незаурядный, виртуозный мастер реалистичного портрета. Его работы хранятся во многих музеях России. Родился на территории современной Белоруссии в семье крепостного. Позднее отец будущего художника получил вольную, и семья переехала в Санкт-Петербург. В столице талантливого мальчика заметил художник Алексей Венецианов.
После окончания Императорской академии художеств ему удалось стать известным живописцем своего времени в жанре портрета и иконописи. За свою долгую творческую жизнь он создал десятки портретов, в том числе — высшей русской аристократии и даже представителей царской фамилии. Среди них — портрет графа Литке.
Граф Фёдор Петрович Литке (1797–1882) — известный русский путешественник, мореплаватель, адмирал, вице-председатель Императорского Русского географического общества, президент Академии наук.

Образцы подписей художника
Было известно, что Зарянко создал два портрета Литке. Один — поясной, который оказался в РГО, а другой — поколенный, местонахождение которого неизвестно. На поясном портрете мореплаватель изображён в мундире с орденами и аксельбантом генерал-адъютанта. Это звание путешественник получил в 1842 году.
На портрете, датированном 1855 годом, Литке изображён в форме вице-адмирала флота. На это указывают два вышитых чёрных орла на эполете. Известно, что 27 марта 1855 года за организацию успешной обороны Финского залива в канун Крымской войны Фёдору Петровичу было присвоено звание полного адмирала (три орла на эполете). Следовательно, портрет либо был написан Зарянко до этого события, либо является авторской копией с уже созданного ранее оригинала.
В пользу второй версии также говорит надпись "№3" на портрете. Случаи копирования своих работ не были редкостью в творчестве художника. Зачастую по просьбе заказчика Зарянко делал несколько копий оригинала.
На основании анализа авторской подписи, консультаций научных сотрудников Государственного Эрмитажа и Леонида Караваева, проводившего реставрационные работы, можно с уверенностью утверждать, что в собрании музея РГО находится авторская копия портрета Фёдора Литке художника Сергея Зарянко за №3, выполненная в 1855 году.
Где же находятся копии №1 и №2? Частичный ответ на этот вопрос удалось найти в интернете. Оказалось, что точно такой же портрет хранится в Центральном военно-морском музее, расположенном буквально по соседству со зданием Штаб-квартиры РГО в Санкт-Петербурге.
Сотрудники музея подтвердили, что портрет Литке работы Зарянко действительно имеется в фондах музея. На нём есть подпись: "С. Зарянко 1854 г. № 1". Форма овала и размеры портретов практически совпадают, детали формы графа Фёдора Петровича идентичны.
"Наведение дальнейших справок дало нам очень интересную информацию и выдвинуло следующую гипотезу. Серия портретов была написана Зарянко в 1854–1855 годах. Заказ как минимум трёх авторских копий мог происходить от самого Литке и предназначался в качестве подарков. И если проводить аналогии с биографией Литке, то, вероятнее всего, один из портретов мог находиться в Кронштадте, так как с 1853 года Литке исполнял обязанности военного губернатора и командира Кронштадтского порта. Ещё один портрет мог находиться в Мраморном дворце генерал-адмирала русского флота великого князя Константина Николаевича, который коллекционировал портреты знаменитых моряков. Тем более что великий князь был воспитанником Фёдора Петровича Литке. А портрет за №3, возможно, был написан специально для Русского географического общества. К сожалению, никаких документов, подтверждающих эту гипотезу, пока не обнаружено", — рассказал заведующий музеем РГО Сергей Белых.
Русское географическое общество просит сообщить любую информацию о возможном местонахождении второй копии портрета Фёдора Литке.

Фото: Ольга Рачковская
Данные для публикации предоставлены сотрудниками Центрального военно-морского музея: младшим научным сотрудником музейного отдела Татьяной Мащенко и старшим научным сотрудником ИЗО-сектора Марией Олейник, сотрудниками Государственного Эрмитажа: ведущим научным сотрудником Отдела истории русской культуры Юрием Гудыменко, старшим научным сотрудником Отдела истории русской культуры Натальей Бахаревой, а также художником-реставратором Леонидом Караваевым, которым Русское географическое общество выражает свою благодарность.