Фотоловушки революционным образом изменили наше представление о жизни диких животных. Раньше мы только догадывались о многих вещах, а теперь можем наблюдать на фотографиях и видеозаписях самые сокровенные сюжеты. Этой возможностью не преминули воспользоваться фотографы, и в результате появилось целое направление — съемка на фотоловушку. Более того, с такими работами фотографы активно участвуют в фотоконкурсе РГО «Самая красивая страна» и нередко побеждают.
Сама идея автоматической фотофиксации родилась давно. Еще в конце XIX века американский фотограф Джордж Ширас снимал диких животных с использованием приспособлений, которые активировали срабатывание затвора — так и появилась фотоловушка.
Конечно, у Шираса были последователи. Однако в период аналоговой фотографии фотоловушка оставалась сложным, недешевым и по этой причине не очень популярным решением. Все изменилось с приходом цифровых технологий, благодаря которым она получила самое широкое распространение, причем не только среди фотографов-анималистов.
«Сказочный лес», 2021 год. Хабаровский край. С этой работой Саша Фонсека стал победителем в номинации «Дикая природа» в фотоконкурсе РГО «Самая красивая страна» 2023 года. Фото: Sascha Fonseca / Предоставлено РГО
Например, фотоловушкой можно назвать дверной глазок с камерой, поскольку он реагирует на движение и снимает всех, кто проходит мимо. Домашняя охранная камера — тоже фотоловушка, и она зафиксирует появление незваных гостей в отсутствие хозяев.
Наверное, фотоловушкой является любая камера видеонаблюдения, а это, соответственно, и видеорегистратор в автомобиле, и камера автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения. В то же время, когда говорят о фотоловушке, прежде всего имеют в виду автоматическую съемку животных в условиях дикой природы.
Современная фотоловушка представляет собой цифровую фото-, видеокамеру в пылевлагозащищенном корпусе. Оснащена она широкоугольным объективом и датчиками, реагирующими на движение. Отснятый материал записывается на карту памяти или передается по интернету. Работает ловушка круглосуточно в течение нескольких месяцев. Иногда добавляется вспышка.
Фотоловушки внесли кардинальные изменения в работу исследователей и ученых. Они помогают осуществлять мониторинг численности животных, ведущих скрытный образ жизни, уточнять границы ареалов видов. Особенно актуально их использование на труднодоступных территориях. Наконец, их применяют в борьбе с браконьерами.
«Выше гор», 2023 год. Приморский край, Лазовский район. За эту работу Игорь Метельский получил спецприз «Снято на фотоловушку» в фотоконкурсе РГО «Самая красивая страна» 2023 года. Фото: Игорь Метельский / Предоставлено РГО
Фотоловушки позволяют незаметно проникать в повседневную жизнь животных и запечатлевать самые деликатные моменты, что человеку сделать совершенно невозможно. В результате получаются необычные, милые, забавные, веселые и очень эмоциональные фотографии, которые вызывают у людей только восторженные чувства.
Конечно, основной массив съемки обеспечивают сотрудники особо охраняемых территорий. Правда, эти фотографии и видео носят сугубо документальный характер. А вот профессиональным фотографам удается создавать действительно уникальные работы, которые успешно участвуют в выставках и побеждают в конкурсах. Отличаются эти снимки тем, что в них присутствуют художественные черты, отчетливо выражено авторское видение. Кроме того, эти снимки делают не на стандартную фотоловушку, а на профессиональную фотокамеру, за счет чего удается достигать более высокого качества изображения.
Несмотря на то что технически фотосъемка проходит в отсутствие автора, снимок создает именно он. Фотограф проводит тщательную подготовку: изучает мир животных, выбирает локацию, настраивает съемочную технику. Заметим, что ей придется находиться в автономном режиме в течение нескольких месяцев!
Саша Фонсека с фотоловушкой. Фото: Sascha Fonseca / Предоставлено РГО
Более того, фотограф продумывает буквально каждую деталь: откуда появится животное, где остановится, какой будет ракурс, что будет находиться на заднем плане, что — на переднем. Фактически он представляет в голове готовый кадр и создает все условия для его получения. Автоматике остается только активировать спуск. В итоге среди полученных снимков фотограф выбирает лучшие, выполняет кадрирование, коррекцию в графическом редакторе. Получается действительно авторская, художественная работа с хорошим смысловым и эмоциональным наполнением.
Какими знаниями и навыками нужно обладать, чтобы получить такой результат? Формула успеха фотографа дикой природы включает самые различные составляющие, но ключевой элемент — любовь к природе, диким животным. Это стержневое понятие, которое определяет весь творческий подход.
Например, Саша Фонсека, победитель в номинации «Дикая природа» в фотоконкурсе РГО «Самая красивая страна» 2023 года, вырос в небольшой деревне на севере Германии, где полюбил природу и животных. Впервые он взял камеру в руки уже во взрослом возрасте, однако его отношение к дикой природе определяется именно детскими впечатлениями.
Игорь Метельский готовит фотоловушку к съемке. Фото: Игорь Метельский / Предоставлено РГО
Игорь Метельский, который получил спецприз «Снято на фотоловушку» в фотоконкурсе РГО «Самая красивая страна» 2023 года, попробовал себя в различных жанрах и выбрал фотоанималистику. К использованию фотоловушки он пришел в тот момент, когда понял, что не сможет снять тигра в Приморском крае традиционными способами. Снимок «Выше гор», взявший спецприз в конкурсе 2023 года, он получил почти случайно. Намеревался снять тигра, а запечатлел рысь.
Рабочий процесс Игорь Метельский выстроил следующим образом. Летом выбрал место и разместил там стандартные фотоловушки. Спустя два месяца ознакомился с результатами. Понял, что звери здесь появляются, среди них олени, медведи, горалы, рыси, и тогда принял решение установить профессиональную фототехнику. Камеру поместил в защитный бокс, внутри расположил блок управления, соединенный с датчиками, реагирующими на появление животного. Значения диафрагмы и выдержки Игорь Метельский выставляет в ручном режиме, а чувствительности — в автоматическом, но ограничивает определенным диапазоном.
Саша Фонсека и эксперт Александр Баталов. Фото: Sascha Fonseca / Предоставлено РГО
— В период ожидания всегда что-то происходит, — вспоминает Игорь Метельский. — То медведь придет и что-нибудь сломает, то погода внесет свои коррективы. К примеру, из-за влажности воздуха окисляются контакты, и техника перестает работать. К сожалению, были случаи воровства. Через полгода пришла рысь и решила попозировать.
Саша Фонсека также помещает фотокамеру во всепогодный бокс. Затем прикрепляет его к дереву с помощью прочного стального крепления и устанавливает хотя бы одну внешнюю вспышку. Для определения присутствия животного и, соответственно, срабатывания затвора использует инфракрасный датчик движения или лазерный. Однако решающую роль при работе с фотоловушкой, как ни странно, играет не техника или знания фотографа о дикой природе, а люди.
Помощники и проводники Игоря Метельского: Андрей Сколов, Евгений Мулин, Василий Дункай. Фото: Игорь Метельский / Предоставлено РГО
Саша Фонсека это подтверждает:
— Для начала нужно заручиться поддержкой местных экспертов, поскольку только они хорошо знают местных животных.
Игорь Метельский продолжает:
— Вы ничего не сможете сделать без проводников и помощников, которые будут проверять и настраивать технику. Вам нужно обучить их фотоделу. Лично я ориентируюсь не на локации, а на гидов, помощников и проводников.
В основе съемки на фотоловушку лежит обычная фотофиксация. Однако активное участие фотографов в этом процессе превратило обычный технический прием в исключительно творческое направление.
Для Игоря Метельского важно, как именно снять животное, в какой момент, что должно происходить вокруг. К примеру, снимок «Выше гор», по его словам, передает сочетание живой природы и находящегося в ней животного. А Саша Фонсека, чтобы получить самые необычные впечатления от фотографии, использует широкоугольный объектив и устанавливает камеру на уровне глаз животного.
— Зрительный контакт с тигром обязательно вызывает эмоции, — говорит фотограф.
Целых три года (!) потребовалось Саше Фонсеке, чтобы получить этот снимок снежного барса. Регион Ладакх, Индия. Зато в 2023 году в конкурсе Wildlife Photographer of the Year он получил приз зрительских симпатий. Фото: Sascha Fonseca / Предоставлено РГО
Каждая такая фотосъемка требует тщательной и длительной подготовки, а также очень долгого ожидания результатов — до нескольких месяцев, а то и лет. При этом в год фотограф получает всего один-три удачных снимка. Тем не менее ценность каждого такого кадра весьма высока, потому что он позволяет увидеть реальную жизнь диких животных без какого-либо внешнего вмешательства. В то же время важно помнить: фотоловушка всего лишь инструмент, а фотографирует человек.
Владимир Нескоромный