Разведывательно-водолазная команда Константина Богданова снова выходит в море. Очередной этап экспедиции "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте" стартует 16 июля. На дне Финского залива обнаружены несколько затонувших судов, которые предстоит идентифицировать.
Два с лишним месяца специалисты Морской инженерной компании "Фертоинг" изучали дно Финского залива с помощью гидролокации. На территории, где, по документам, во время Таллинского прорыва затонули несколько судов, найдено немало интересного.
— Ребятам из "Фертоинга", для которых, кстати, эта работа — чистая благотворительность, удалось выполнить достаточно большой объём задач, — отмечает Константин Богданов. — За этот сезон они установили и помогли нам уточнить координаты примерно десятка объектов.
Сейчас дело за подводными исследователями. В течение семи-десяти дней им предстоит погружаться на дно, чтобы по возможности идентифицировать обнаруженные с помощью гидролокации и 3D-сканирования суда. Как бы ни были совершенны технологии, с уверенностью определить тип затонувшего корабля можно, только увидев его воочию.
— Опыт научил нас не делать преждевременных выводов, — поясняет руководитель экспедиции. — Как-то мы нырнули, рассчитывая заняться видео- и фотосъёмкой торпедного катера, но вместо него увидели парусник. Среди обнаруженных "Фертоингом" объектов пара-тройка на экране компьютера напоминают баржи. Но по факту они могут оказаться чем-то другим, возможно, нас ещё ждут неожиданные открытия.
Каждое погружение обещает неожиданности и даже открытия. Фото: Разведывательно-водолазная команда
Впрочем, один из найденных кораблей удалось предварительно идентифицировать. Отчётливо просматривающиеся на экране гидролокатора пять трюмов позволяют с высокой долей вероятности предполагать, что это транспорт "Вторая Пятилетка", затонувший в ходе Таллинского прорыва.
"Вторая Пятилетка" следовала в конвое №3 под многочисленными атаками авиации противника — за время перехода на судно было совершено 14 налётов. В результате в корабль попала бомба, повредившая его нос. Транспорт потерял ход, но продолжал двигаться вперёд, постепенно погружаясь в воду — носовые трюмы заполняла вода. Тральщики и катера сумели снять с терпящего катастрофу корабля и доставить на остров Гогланд свыше двух с половиной тысяч человек. После второго попадания бомбы "Вторая Пятилетка" ушла на дно.
Пока исследователям так и не удалось найти затонувшую неподалёку от острова Родшер "Аусму" — похожее на неё судно оказалось голландским пароходом конца XIX века. Больше ничего напоминающего погибший транспорт гидролокация не показала.
— В том районе, где она должна лежать, нет вообще никаких следов кораблекрушений, кроме обнаруженного нами корабля De Ruyter, — рассказывает Константин Богданов. — Это подтверждает нашу версию о том, что голландский капитан потерпел катастрофу из-за навигационной ошибки, хотя и утверждал, что разбился о затонувшее судно. Что до "Аусмы", её судьба пока непонятна. Возможно, после того, как команда оставила транспорт, он ещё некоторое время дрейфовал и сейчас лежит в территориальных водах Эстонии или на границе с ней, куда мы не можем подойти без специального разрешения.
Пока не ясна судьба нескольких судов, участвовавших в Таллинском переходе, в том числе транспорта "Аусма". Фото: Разведывательно-водолазная команда
Впрочем, пока работы членам Разведывательно-водолазной команды хватит и так. Помимо идентификации найденных "Фертоингом" объектов им предстоит продолжить видео- и фотосъёмку обнаруженных ранее "Фугаса" и "Бури". На последней заметно ухудшилась видимость, что затрудняет работу подводных операторов. Ситуация осложняется тем, что команда идёт неполным составом — в экспедицию добровольцы выходят в период отпусков, и не у всех получилось сделать это в июле.
Кстати, в этом сезоне команда помимо чисто экспедиционных задач будет помогать снимать документальный фильм. Вместе с подводными исследователями в море выходит съёмочная бригада. Творческий проект был поддержан Фондом культурных инициатив.
— Для нас это новый интересный опыт, — говорит Константин Богданов. — РВК принимала ключевое участие в подготовке сценария и съёмочного плана, в творческом процессе будут задействованы наши специалисты по видеомонтажу и 3D-моделированию.
Напомним, экспедиция проводится при поддержке Русского географического общества и Фонда президентских грантов.
Читайте также: 80 лет под водой
Таллинский прорыв. С 27 по 29 августа 1941 года при передислокации Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в водах Финского залива погибло более 60 военных и транспортных судов и свыше 15 тысяч человек. Решение о боевой операции было принято в срочном порядке после того, как немецкие войска прорвались в Прибалтику. Если бы не этот манёвр, СССР рисковал полностью лишиться Балтийского флота, оставив Ленинград без защиты со стороны моря.
Ольга Ладыгина