
Победители фестиваля. Фото: фестиваль геобрендов «Земля открытий»
В Национальном центре «Россия» завершился фестиваль геобрендов «Земля открытий», главным событием которого стал конкурс короткометражных фильмов и видео о природных достопримечательностях нашей страны. Русское географическое общество выступило партнером одной из самых популярных номинаций — «Экспедиция отправляется в путь». Награду получили авторы фильма «Заповедный Дагестан: пространство гармонии природы и человека».
Геобренд региона — это яркий привлекательный образ, который формируется из уникальных природных, культурных, исторических феноменов территории. Собрать коллекцию интересных видеоисторий о регионах, показать научный, образовательный и туристический потенциал России — главная цель фестиваля. На конкурсной основе было отсмотрено 355 заявок из 56 регионов, рекордное число работ было представлено в номинации РГО. В шорт-лист фестиваля вошло более 170 фильмов, которые были продемонстрированы на большом экране. Они отправили зрителей в виртуальное путешествие по горам Алтая и Кавказа, побережьям Камчатки и Кольского полуострова, заповедникам Приморья, Урала, Дагестана и Карелии.

Победитель в номинации «Экспедиция отправляется в путь» волонтер Молодежного клуба РГО Анна Черкасова. Фото: фестиваль геобрендов «Земля открытий»
— Видео, снятое в экспедициях, особенно если съемки не являлись главным поводом полевого выезда, — хороший рабочий материал для принятия решения: возможно ли часть маршрута превратить в постоянный туристский, — прокомментировала директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Наталия Белякова. — Инструментально — это значит адаптировать, насытить смыслами, дав возможность прикоснуться к территории в более комфортном режиме, чем делают экспедиционеры. Такую работу по анализу в том числе туристского потенциала наших экспедиций мы в РГО проводим регулярно, сочетая с практической деятельностью по созданию в регионах инфраструктурного каркаса для путешествий в удаленные локации.
Дополнительно в номинации «Экспедиция отправляется в путь» было отмечено дипломами 10 фильмов по Алании, Алтаю, Карелии, Сибири, Камчатки. Фестиваль способствует формированию ярких медиаобразов российских регионов, выявлению перспективных идей и разработке уникальных территориальных брендов. В рамках проекта создается специализированная видеоплатформа, которая позволяет как российским, так и иностранным зрителям открывать для себя богатую историю, уникальную географию и природные достопримечательности различных уголков нашей страны.
— Наша цель — сформировать желание узнать свою страну, ее историю и географию, культурное наследие и экономический потенциал, — рассказала директор фестиваля геобрендов «Земля открытий» Надежда Явдолюк. — Мы хотим, чтобы первое знакомство оставило яркое впечатление, подарило мечту о встрече, вдохновило на путешествие, новые проекты или просто осталось в памяти как история о необыкновенно красивой земле и сильных людях, упорных в достижении своих целей.
В топ-10 геобрендов фестиваля вошли Сахалинская, Курганская, Кемеровская, Владимирская, Нижегородская, Белгородская, Самарская, Тверская и Тамбовская области и город Москва. Лучшие работы будут размещены на видеоплатформе «Посмотри, какая страна!».
Тему брендинга территорий продолжила панельная дискуссия «Как развивать национальные центры в регионах России? Формула успеха». Событие прошло в рамках Всемирного дня выставок в Национальном центре «Россия». По итогам 2024 года объем событийного рынка России увеличился практически до 380 млрд руб. По экспертной оценке Выставочного научно-исследовательского центра R& C, порядка 30% этого роста случилось благодаря выставке-форуму «Россия», который прошел в 2023–2024 годах. Для сохранения наследия международной выставки-форума «Россия» Президентом России Владимиром Путиным принято решение о создании филиалов Национального центра «Россия» в регионах. В 2025 году откроются пять пространств, которым предстоит стать местами притяжения, роста и вдохновения.

Участники сессии «Как развивать национальные центры в регионах России? Формула успеха». Фото предоставлено организаторами мероприятия
— Национальные центры в регионах — не только очевидно новые содержательные возможности, но и шанс на преодоление застарелых инфраструктурных точек роста, — рассказала Наталия Белякова. — Речь об актуальных пространствах-трансформерах для деловых мероприятий, а также постоянной экспозиции товарных брендов региона. Синергия «сделано в» и «представлено на» — всегда сильный ход. Много работая с туристским каркасом территории, мы давно предпочитаем быстрые победы: запустить экотропу, сделать родник точкой притяжения, сформировать мастер-план удаленной, но перспективной для туризма территории. Это не тактика без стратегии — это стратегия быстрыми шагами. Национальные центры, как кажется, следуют в этой же логике.
В ходе дискуссии эксперты представили успешные практики комплексного подхода к созданию уникальных территориальных пространств — от архитектурных решений и выставочного дизайна до контент-стратегий и вопросов экономической устойчивости.