27 августа в Московской штаб-квартире Русского географического общества состоялся педагогический совет учителей географии, посвященный началу нового учебного года.
Учителя географии из разных округов Москвы, научные сотрудники и представители издательств, специализирующихся на выпуске учебников, обсудили особенности и перспективы преподавания предмета.
Как Русское географическое общество способствует изучению географии
Открыл мероприятие профессор кафедры методики обучения географии Московского института открытого образования Александр Лобжанидзе. Он рассказал о трех ресурсах Русского географического общества, имеющих важное значение для повышения уровня знаний подрастающего поколения в области географии и смежных наук: лектории, молодежном движении и сайте Общества. Александр Александрович также подчеркнул значимость проектов, проводимых совместно с Обществом, например, таких, как «Школьные географические экспедиции».
О важнейшем направлении деятельности Русского географического общества – работе молодежного центра рассказал его руководитель Сергей Николаев. Он подчеркнул, что сотрудники центра будут рады идеям и предложениям о совместной работе, направленным на популяризацию географии и повышении интереса к предмету. Также Николаев рассказал о программе молодежного движения Русского географического общества, которая будет работать в знаменитых юношеских лагерях «Орленок», «Океан», «Смена».
Профессор кафедры методики обучения географии Московского института открытого образования Александр Лобжанидзе
Проблемы преподавания географии и пути их решения
По мнению учителей географии и преподавателей вузов, основной проблемой в области преподавания географии на сегодняшний день является невысокий интерес ребят к изучению предмета. Поэтому основной целью своей работы педагоги считают мотивацию юношей и девушек к самостоятельному обучению и развитию, пробуждение интереса к процессу творческого познания и отступление от навязанной и насаждаемой десятилетиями программы общего обучения.
Учителя географии из различных регионов страны рассказали о том, как они осуществляют эти задачи на практике. Одни начинают прививать любовь к предмету через изучение национальных кухонь стран мира – на уроке ученики должны представить национальное блюдо выбранного ими государства и рассказать о нем. Другие вместе с ребятами изготавливают рельефную карту мира, вовлекая в этот процесс учеников разных классов. Третьи устраивают увлекательные экспедиции по родному региону. Такие методы доказали свою эффективность – в школах, где так преподают предмет, рейтинг географии оказывается очень высоким.
Педагогический совет учителей географии
Участники совета поделились с коллегами своими профессиональными наработками. Так, В.И. Сиротин из методической лаборатории географии Московского института открытого образования отметил важность перехода от компетенции к компетенции, когда «ученик выступает как самостоятельный субъект, добывающий знания, а не как объект для получения знаний для учителя».
Е.Я. Щеглова, методист по географии издательства «Дрофа», рассмотрела в своем докладе особенности методических пособий разных авторов, отметив их преимущества и недостатки.
С.В. Банников, учитель географии ГБОУ СОШ №1245, поделился опытом использования современных технологий – 3D, мультипликации и компьютерной графики. «Для обучения современной молодежи необходимо использовать ресурсы XXIвека», – отметил он.
Фото: Илья Мельников