head-bg-picture

"Случившееся было шоком": как пытались спасти тримаран кругосветки РГО

Тихий океан и Евгений Ковалевский. Фото участников экспедиции

Тихий океан и Евгений Ковалевский. Фото участников экспедиции

"Случившееся было шоком": как пытались спасти тримаран кругосветки РГО "Случившееся было шоком": как пытались спасти тримаран кругосветки РГО

Тихий океан не всегда оправдывает своё название. Порой он становится суровым и жестоким, сполна демонстрируя бурный нрав первозданной стихии. Первая попытка пересечь бескрайние водные пространства между западом Америки и востоком Евразии закончилась неудачей для кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества. В критической ситуации и тяжёлых погодных условиях экипаж был вынужден покинуть тримаран и оставить своё судно дрейфовать по воле разбушевавшихся волн. Что же случилось в ту страшную ночь 16 марта и как будет продолжена кругосветка? Об этом рассказывают сами участники плавания.

Первая неделя путешествия от берегов Южной Америки к острову Пасхи складывалась удачно. 300 миль до архипелага Хуан-Фернандес тримаран преодолел меньше чем за трое суток. Затем ещё два дня шли под сильным южным ветром, после чего наступил штиль.

С Большой земли нам передали, что с юга движутся два циклона. Моя жена, Лена, помогает нам прогнозами практически всё время, когда мы находимся вне действия мобильной связи. Циклоны принесли сильные западные ветра, отбросившие нас на северо-восток. Двое суток мы ждали, дрейфуя в противоположном от нужного нам направления, потом наступил штиль, позволивший на моторе продвинуться на север, подальше от плохой погоды. Но ещё через 200 миль плохая погода нас всё-таки настигла, — рассказал капитан тримарана Станислав Берёзкин.

После двух дней практически мёртвого штиля задул северо-западный ветер, спустя сутки превратившийся в шторм. 12 часов приходилось сопротивляться порывам, достигавшим скорости в 20 м/с, и трёхметровым беспорядочным волнам.

По словам руководителя экспедиции Евгения Ковалевского, уже 15 марта после долгой борьбы со стихией стало трудно настраивать руль и паруса. После полуночи уже было понятно, что серьёзно повреждено рулевое управление.

Ремонт рулевого управления. Фото участников экспедиции

Ремонт рулевого управления. Фото участников экспедиции

Его сломало ещё на моей вахте, а сейчас доломало. Даже не доломало, а разорвало в клочья. Океан суров и дик. Дело скверное, но привычное. Ночь, тьма. Зажигаем фонарики на лбу. Достаём инструменты: надо снимать рулевое устройство вместе с пером руля. Стас раздевается до тельняшки и тонких штанов, ибо надо лезть на корму, находить и откручивать болты и гайки, вытаскивать весьма нелёгкую рулевую коробку. Мы с Егором подаём инструменты. Меняем рулевое устройство и перо руля. Долго, трудно, опасно, но реально. К 4 утра вроде всё закончено, — рассказывает Евгений Ковалевский.

Осмотр показал, что поломка крайне неприятна: транец (кормовой брус), на котором закреплено рулевое устройство, повреждён. В одном из стальных "ушей" образовалась трещина.

Случившееся было шоком для нас. Реконструированный в Буэнос-Айресе тримаран прошёл к этому моменту 4000 миль не самого простого моря. Восточное побережье Южной Америки, пролив Ле-Мер, пролив Бигль, Магелланов пролив — эти места очень сложны для навигации, здесь очень сильный ветер и жёсткая волна. И, если не считать потерянный в Рио-Гранде удлинитель румпеля (совершенно несущественную деталь), поломок не было совсем. До этого момента, — отметил Берёзкин.

Дело серьёзное. Последствия непродуманных шагов предсказать трудно. Принято решение предупредить береговой штаб о проблеме.

Связь с береговым штабом. Фото участников экспедиции

Связь с береговым штабом. Фото участников экспедиции

Звоню по спутниковому телефону в береговой штаб Юлии Калюжной. Она сейчас на острове Пасхи. Сообщаем о возможной беде, просим найти чилийскую спасательную службу на острове, чтобы, если что-то случится, Юлия могла оперативно заявить о неисправимой поломке, — объясняет Ковалевский.

Утром рулевое устройство начинает выгибаться, а трещина растёт. Если потерять управление, судно может снести к югу, в зону серьёзных штормов. Воды и еды у экипажа остаётся на две недели. А что делать потом? Станислав ещё раз проверяет транец, и тут стальное "ухо" крепления отваливается. Управления тримараном больше нет.

Руководитель берегового штаба экспедиции Юлия Калюжная отправилась на остров Пасхи заранее, чтобы подготовиться к встрече экипажа. Она предусмотрела и действия в случае экстренной ситуации.

Поэтому, когда 16 марта поступил звонок, я действовала по отработанной схеме. Связалась с "Морским сообществом", с его членом Хулио, сообщила ему координаты. У меня было понимание, что эти люди сделают всё правильно, быстро и чётко. Кроме того, на острове Пасхи хозяин отеля, бывший морской офицер, услышал мои переговоры и спросил, что случилось. Я ему объяснила. Он сказал: "Садись в машину, поехали в Армада Чили". Там сигнал SOS показали на большом экране. Мы вместе смотрели, какие корабли находятся поблизости к тримарану. В итоге стало ясно, что где-то примерно часа через четыре должен подойти сухогруз под панамским флагом. Мы договорились с экипажем, что они будут передавать свои координаты каждый час, — рассказала Калюжная.

В течение дня на спутниковый телефон экипажа поступило несколько звонков от спасателей. Большой удачей стало то, что один из членов команды, Егор Музилеев, отлично говорит по-испански. Он и ведёт переговоры.

Спасатели находят в зоне крушения несколько судов, выполняющих разные задачи. Сообщаем координаты. Ближе всех панамский балкер "Соунион", — рассказал Ковалевский.

Экипаж понимает, что, возможно, тримаран придётся бросить в океане. Команда укладывает документы, съёмочную технику, личные вещи. Многое предстоит оставить на борту, в сложных условиях всё просто не унесёшь.

На наше счастье, на море полный штиль, но льёт дождь, видимость плохая, высокая зыбь. Примерно в 21:30 мы увидели огни балкера. Но почему-то особой радости я не испытал. Да, всё завершалось благополучно, но, к сожалению, всё завершалось. Да, капитан согласился взять наш тримаран на буксир, но доедет ли он до берега на буксире? — отметил Берёзкин.

Евгений Ковалевский во время спасательной операции. Фото участников экспедиции

Евгений Ковалевский во время спасательной операции. Фото участников экспедиции

Спасательная операция длится около трёх часов. Не всё проходит гладко, волнение нешуточное. Сухогруз компании Laskaridis Maritime стоит с подветренной стороны, тримаран медленно подбивает к его борту.

Ужас, стальная стена борта высотой метров восемь нависает над нашим крошечным "надувничком". Тримаран непрерывно бьёт о борт и подминает под стальной корпус "Соуниона". Страшно, — признаётся Ковалевский.

Команда океанского судна безуспешно пытается спустить за борт шлюпку, чтобы принять путешественников и их вещи. Шлюпка зависает в воздухе вместе с людьми и бьётся о борт. Капитан отменяет спуск и даёт команду сбросить два чальных конца, которыми цепляют тримаран. С риском выпасть за борт начинается эвакуация. Первым уходит Егор с Пасокой, затем Евгений, последним — Стас.

Схватился за трап, но вывихнутая неделей раньше рука разжалась и я полетел в воду. Страха не почувствовал, только увидел, что попал между бортом и летящим на меня трёхтонным тримараном. Мысли о том, что это уже финал всех моих приключений, прервал резкий рывок страховки. Я взлетел над тримараном и плюхнулся на левый баллон. "Не сейчас", — усмехнулся я и приготовился хватать трап правой, здоровой рукой. На второй попытке трап пролетел мимо, я оттолкнулся рукой от борта и устоял на ногах. Через пару секунд, сконцентрировавшись, всё-таки поймал его и из последних сил полез наверх. Через секунду в метре от моих ног тримаран громыхнул балкой об борт, но я уже перелезал через леер на палубу. Передвигался почти ползком, руки и ноги дрожали. "Мне бы воды…" — прохрипел я матросу-филиппинцу на русском языке, — рассказал Берёзкин.

Один из последних снимков тримарана: Станислав Берёзкин во время спасательной операции. Фото участников экспедиции

Один из последних снимков тримарана: Станислав Берёзкин во время спасательной операции. Фото участников экспедиции

Капитан судна согласился на буксировку тримарана экспедиции. Поначалу всё шло хорошо. "Соунион" движется к Магелланову проливу, выполняя рейс из США в Бразилию, тримаран виден за кормой. Кругосветчикам выделяют персональные каюты.

Однако вскоре капитан сообщает, что тримаран оторвало от балкера. Тихий океан не желает отдавать свою добычу.

Судовладелец разрешил ещё одну попытку буксировки. Тримаран виден на радаре, через час он уже рядом. Прыгать на борт надувного судна, чтобы привязать его заново, должен был Берёзкин. Но погода изменилась, усилились волнение и ветер, из-за чего капитан не разрешает десантирование. Это слишком опасно для жизни.

Команда пытается канатом с утяжелением зацепить тримаран и подтянуть его ближе к сухогрузу. Если не получится, операция заканчивается — "Соунион" и так уже выбился из графика на 12 часов.

Старпом размахивается и бросает верёвку на тримаран. Конец не зацепился. Тримаран медленно уходит вдоль борта. Благо борт длинный. Шансы есть. Старпом бросает ещё раз — неудача. Филиппинские матросы бросают ещё два раза — неудача. Тримаран выходит из зоны досягаемости, — описывает ситуацию Ковалевский.

На борту

На борту "Соуниона". Фото участников экспедиции

По словам Егора Музилеева, экипаж тяжело переживал потерю своего судна, ставшего родным домом. Все постоянно задавались вопросом, что же было сделано не так. Кроме того, на борту осталось множество личных и экспедиционных вещей.

Единственное, что лично я не мог позволить себе утратить в этой ситуации, — Пасока. К счастью, собака с нами, жива и здорова. Пусть множество электроники и экипировки утонуло, но их можно будет купить позже, — добавил Музилеев.

Егор планирует сделать паузу в своих путешествиях и вместе с Пасокой вернуться к матери, которую не видел около двух лет. Скоро у неё день рождения.

Возможно, Пасоке ещё удастся пересечь Тихий океан. Фото: Станислав Берёзкин

Возможно, Пасоке ещё удастся пересечь Тихий океан. Фото: Станислав Берёзкин

Куда нас поведут новые дороги — пока не известно. Не исключено, что мы ещё раз станем частью экспедиции, от которой, несмотря ни на что, остались очень хорошие воспоминания, — сказал Музилеев.

Руководитель берегового штаба Юлия Калюжная призналась, что плакала вместе с командой, когда стало известно о потере тримарана.

Ночью вновь раздался звонок со спутника. Евгений Александрович с болью в горле сообщил, что тримаран оторвало. Экипаж видел, как он уходит в Тихий океан, но ничего уже не мог с этим сделать. Я плакала вместе с ними, ведь мы так много вложили сил в то, чтобы экспедиция могла продолжаться. Я сама лично раскладывала им продукты, разгружала вещи, разбирала спальные места. У меня была своя, особенная любовь к этому судну. Для меня оно было маленьким домиком на воде. Поэтому такая боль утраты, конечно, ни с чем не соизмерима, — подчеркнула Калюжная.

25 марта сухогруз с кругосветчиками на борту благополучно прибыл в чилийский Пунта-Аренас. Россияне ступили на берег, встретив очень тёплый приём местных властей, старых знакомых и журналистов.

Кругосветчики с экипажем сухогруза

Кругосветчики с экипажем сухогруза "Соунион". Фото участников экспедиции

Участники экспедиции не пали духом и не отказались от своих планов. Существует вариант продолжения плавания. Восемь лет назад русский путешественник Дмитрий Трубицин прошёл на надувном катамаране от Перу до острова Пасхи, где и оставил своё судно до лучших времён.

После сообщения Юлии Калюжной о том, что кругосветку можно продолжить, Ковалевский и Берёзкин связались с Дмитрием Трубициным. Тот дал разрешение на использование его катамарана. Уже в апреле нынешнего года экспедиция "По пути русских кругосветных мореплавателей" рассчитывает повторить попытку пересечь Тихий океан.

1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803–1806), Юрия Лисянского (1803–1806), Отто Коцебу (1815–1818, 1823–1826), Василия Головнина (1817–1819), Фёдора Литке (1826–1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.

 

Александр Жирнов 

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Видеогалерея
06 ноября 2024
Кругосветная экспедиция РГО финишировала в Кронштадте
Уникальное плавание длиной 35 тыс. морских миль завершено
Подробнее
16 октября 2024
Тепло человеческих сердец: кругосветку РГО приняли в Костроме
Экипажу помогли с ремонтом мотора и сезонным снаряжением
Подробнее
11 октября 2024
Вверх по Волге-матушке: кругосветка РГО вышла из Нижнего Новгорода в Кострому
До Кронштадта экспедиции идти еще две недели
Подробнее
07 октября 2024
Кругосветчики Russian Ocean Way обменялись опытом с чувашскими географами
Встречу в Чебоксарах организовало республиканское отделение РГО
Подробнее
04 октября 2024
Валерий Стемпень завершил уникальную одиночную экспедицию по Якутии
Помощь в реализации проекта оказали региональные отделения РГО
Подробнее
02 октября 2024
Заседание Попечительского совета Дагестанского отделения РГО прошло в горах республики
Итоги работы и планы на будущее обсудили в комплексе «Ватан»
Подробнее
01 октября 2024
Реки ведут в Кронштадт: кругосветка РГО приближается к финишу
Экипаж преодолевает все трудности пути с помощью друзей
Подробнее
25 сентября 2024
Фильм РГО «Русские Гималаи. Прогулки в облаках» увидели в Пакистане
Показ прошел в Русском центре культуры и науки в Карачи
Подробнее
Показать еще Загрузка