Это "Вайгач": в истории поиска легендарного парохода поставлена точка

Это "Вайгач": в истории поиска легендарного парохода поставлена точка Это "Вайгач": в истории поиска легендарного парохода поставлена точка

Одним из важных итогов экспедиционной кампании Русского географического общества в уходящем году стала идентификация и обследование парохода "Вайгач", который в 1914–1915 годах первым прошёл трассу Северного морского пути, но потерпел крушение спустя три года в Енисейском заливе.

В 1910–1915 годах под руководством капитана 2-го ранга  Бориса Вилькицкого на судах "Вайгач" и "Таймыр" проходила гидрографическая экспедиция в Северном Ледовитом океане. Она прославилась открытием архипелага Николая II (ныне Северная Земля) и проходом от Архангельска до Владивостока.

В конце Первой мировой войны в связи с тяжёлым продовольственным положением в северных районах европейской части России был запущен проект доставки продовольствия Северным морским путём.

Так как в навигационном отношении этот путь оставался ещё плохо изученным, то одновременно с доставкой хлеба требовалось организовать гидрографическую экспедицию для исследования западной части Северного Ледовитого океана. Тогда "Вайгач" и "Таймыр" снова отправились в путь.

В поисках парохода

В поисках парохода "Вайгач". Фото: Леонид Круглов

В сентябре 1918 года после захода на Диксон "Вайгач" потерпел крушение в Енисейском заливе недалеко от мыса Ефремов Камень и затонул. Причиной гибели судна стал скальный выступ, никак не обозначенный на картах. Сейчас это место известно как скала Вайгач.

История поисков легендарного парохода началась ещё в 80-х годах прошлого столетия, но успехом не увенчалась. Летом 2020 года участниками комплексной экспедиции "Главный фасад России. История, события, люди", организованной РГО и Северным флотом, на глубине 27 метров недалеко от мыса Ефремов Камень был найден подводный объект. Историки экспедиции предположили, что это может быть "Вайгач".

Однако идентифицировать его удалось лишь в этом году в рамках комплексной экспедиции "Помни войну". Её организаторами выступили РГО, Северный флот и морская инженерная компания "Фертоинг". Современные методы организации подводных работ и новейшее оборудование дали свои результаты: затопленное судно было тщательно обследовано, и теперь точно можно сказать, что в истории с пароходом "Вайгач" поставлена точка.

 

Материалы по теме
Все
Фотогалерея
Видеогалерея
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
24 апреля 2025
Как студент стал первым исследователем Камчатки: труд жизни Степана Крашенинникова
Подробнее
18 апреля 2025
«Мы были как сушеные Гераклы»: Михаил Малахов вспоминает легендарную экспедицию
Встреча прошла в редакции «Российской газеты»
Подробнее
06 апреля 2025
Африканские страсти: как Василий Юнкер забрался в глубь опасного континента
Подробнее
28 января 2025
Показ фильма «Геологические маршруты: Челюскин»
Подробнее
18 сентября 2024
Экспедиция Федора Конюхова пройдет на лошадях маршрутом Владимира Арсеньева
Впереди более 500 км по горной местности и прибрежным районам
Подробнее
16 сентября 2024
Экспедиция «Северный полюс — 42» отправилась исследовать Арктику
К точке начала дрейфа научно-экспедиционное судно прибудет в октябре
Подробнее
08 июля 2024
Есть рекорд: Конюхов и Потапкин достигли Северного полюса на мотопараплане
Дальность полета составила более 440 км
Подробнее
28 мая 2024
Художник, не признававший серое небо: искусство и наука Николая Хлудова
Подробнее
Показать еще Загрузка