О работе смотрителей маяков ходят легенды, а их жизнь окутана ореолом романтики. Так ли это в реальности — выясняли участники совместной экспедиции историко-культурного проекта РГО и Центра современной истории (ЦСИ) «Маяки России».
В 1863 году на мысе Святой Нос начал работу одноименный маяк, ставший самым северным и самым отдаленным маяком России с самыми тяжелыми, по сравнению с другими маяками, условиями работы смотрителей. По одну сторону мыс омывали волны Баренцева моря, по другую — Белого. Из-за подводного вихря в месте их слияния (сувоя), а также частых штормов суда подходили к мысу крайне редко. Лишь один или два раза в год гидрографическое судно доставляло для маячной команды продовольствие и необходимые товары.
Деревянную конструкцию в разобранном виде привезли на мыс, и в сентябре 1862 года маяк Святой Нос был установлен. Фото предоставлено Центром современной истории
Команда, обслуживающая маяк, состояла из семи человек — смотрителя и шести рядовых солдат. Первым смотрителем маяка был назначен отставной унтер-офицер Филиппов. В первую же зиму от цинги погибли пять работников. Филиппова, покинувшего должность по состоянию здоровья, сменил отставной унтер-офицер Алексеев. Он оказался единственным, кто пережил следующую зиму. Подобные трагические происшествия повторились и на других маяках, что заставило начальство значительно улучшить обеспечение и быт служителей маяков.
С 1896 года должность смотрителя занимал Евлампий Багрецов, живший на маяке с женой, сыном и дочерью. В 1910 году на маяк провели телефон, что значительно облегчило связь с Большой землей. «Население состоит из смотрителя и трех служителей. Пресная вода в озерах, а также в ручьях губы Волоковой. Леса для дров нет, а плавник сюда выкидывается редко. На маяке имеется корова и несколько овец; можно также иногда получить дичь, оленье мясо и сухую провизию», — гласила справка о Святоносском маяке, приведенная в «Лоции Белого моря» за 1913 год.
Все бы хорошо, но Евлампий Багрецов начал резко терять зрение. При этом службу уже почти ничего не видящий смотритель нес исправно, ему помогала жена и дети. Нашлись «добрые» люди, написали донос начальству. На маяк с ревизией был направлен заместитель начальника Главного гидрографического управления генерал-майор корпуса гидрографов Афанасий Бухтеев (это его именем назван мыс на восточном побережье острова Комсомолец архипелага Новая Земля). Бухтеев остался доволен работой маячника и его семьи и рекомендовал представить смотрителя за многолетнюю исправную службу к награде.
Маяк на мысе Святой Нос - один из старейших маяков северных морей. Фото предоставлено Центром современной истории
Началась Первая мировая война. Сына Багрецова, Павла, забрали на фронт, жена умерла. Состояние здоровья смотрителя резко ухудшилось. На маяке его заменила 11-летняя дочь Мария. Она следила за маяком, подавала судам нужные флажные сигналы, когда опускались туманы, помогала запускать сирену, зажигала огонь маяка. За самоотверженную работу Мария Багрецова была награждена серебряной Георгиевской медалью, ставшей первой боевой наградой Первой мировой войны на Белом море. С 1917 года ее сменил вернувшийся с фронта Павел Багрецов.
— Нам удалось расспросить об истории маяка Святой Нос некоторых жителей города Островного, находящегося от него в 15 км, — делится директор ЦСИ и руководитель экспедиции Иван Анохин. — Мы встретились с Владимиром Михайловичем Горбуновым, сыном последнего смотрителя маяка Михаила Ивановича Горбунова, который рассказал о своем отце.
Все конструкции маяка деревянные, кроме маячной будки, изготовленной из металла еще в XIX веке. Фото предоставлено Центром современной истории
Михаил Горбунов родился в 1937 году в Сумской области, воспитывался в детском доме. После срочной службы в поселке Гремиха (сейчас Островной) остался на сверхсрок и устроился начальником сирены на мысе Святой Нос. В 1968–1969 годы был назначен начальником радиосветового маяка Святой Нос. В его подчинении было семь человек, вахту несли круглосуточно и посменно, служили семьями. После перевода маяка на автоматический режим работы сотрудников сократили, и Горбунов переехал в Гремиху.
— Владимир Горбунов помогал отцу на маяке с 16 лет, — рассказывает Иван Анохин. — По воспоминаниям Владимира, на световом маяке работал смотрителем дед Василий, который жил на маяке с женой Верой. Он держал коня и говорил про себя: «Старый хрыч Васька и Васька-конь».
Это лишь некоторые эпизоды из более чем полуторавековой истории маячной службы на мысе Святой Нос, новые страницы которой участники экспедиции продолжают кропотливо раскрывать.