Как выяснили красноярские учёные, сибирские кедр и пихта гибнут из-за изменения климата и повышенной активности насекомых-вредителей. Рост смертности кедра сибирского и пихты в таёжных лесах наблюдается с начала XXI столетия. Учёные определили, что гибель этих влаголюбивых темнохвойных пород связана с ухудшением влагообеспечения, наблюдаемого на фоне потепления климата.
Свой вклад в возрастание смертности темнохвойных вносит активизация насекомых-вредителей, атакам которых способствует ослабление деревьев водным стрессом и периодическими засухами. Согласно прогнозам, возрастающая частота и интенсивность засух могут привести к исчезновению темнохвойных в южных частях территории их произрастания. Результаты исследования опубликованы в журнале Global Ecology and Biogeography.
Фото предоставлены Красноярским научным центром СО РАН
Темнохвойная сибирская тайга, сформированная сибирским кедром, пихтой и елью, простирается от границы с Монголией до полярного круга. Многочисленные международные исследования в лесах бореальной зоны указывают на возрастание смертности хвойных деревьев в последние десятилетия. Однако точные причины гибели деревьев, её связь с географическими и климатическими особенностями не всегда известны.
Учёные ФИЦ "Красноярский научный центр СО РАН" использовали материалы спутникового мониторинга, наземных исследований и климатические данные для выявления основных причин усыхания сибирского кедра и пихты. Исследователи обнаружили, что в XXI столетии площадь погибших пихтовых и кедровых древостоев составила 4% и 7,5% соответственно. Усыхание влаголюбивых темнохвойных древостоев, наблюдаемое преимущественно в южной части территории их произрастания, связано с ухудшением увлажнения и атаками насекомых-вредителей, поражающих ослабленные деревья.
Интересные данные были получены при анализе годичного прироста деревьев. Выяснилось, что потепление климата начиная с 1970-х стимулировало прирост деревьев. Однако дальнейшее возрастание температуры воздуха привело к водному стрессу и снижению прироста с последующим усыханием части деревьев под воздействием засух и насекомых-вредителей.
Фото предоставлены Красноярским научным центром СО РАН
Основным вредителем пихты является уссурийский полиграф — жук-короед, массовое развитие которого ранее не отмечалось в сибирской тайге. Кедровые и пихтовые древостои повреждаются своим традиционным врагом — сибирским шелкопрядом, вспышки которого в последние десятилетия усилились, а зона вредоносности расширилась в связи с потеплением климата.
"Полученные результаты показывают, что с прогнозируемым увеличением засушливости климата территория произрастания сибирского кедра и пихты в южных низкогорных частях Сибири уменьшится с вероятной заменой этих влаголюбивых видов на менее требовательные к условиям увлажнения виды, такие как сосна и лиственница", — рассказал доктор биологических наук, заведующий лабораторией мониторинга леса Института леса им. В.Н. Сукачёва СО РАН, профессор СФУ Вячеслав Харук.
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Красноярского краевого фонда науки.
Фото предоставлены Красноярским научным центром СО РАН
Информация предоставлена Красноярским научным центром СО РАН