Как студент стал первым исследователем Камчатки: труд жизни Степана Крашенинникова

Как студент стал первым исследователем Камчатки: труд жизни Степана Крашенинникова Как студент стал первым исследователем Камчатки: труд жизни Степана Крашенинникова
Книга «Описание земли Камчатки». Фото: Анна Юргенсон / Пресс-служба РГО

Книга «Описание земли Камчатки». Фото: Анна Юргенсон / Пресс-служба РГО

270 лет назад вышла книга «Описание земли Камчатки». Ученые называют ее первой научной монографией и по сей день считают вполне достойной изучения. В труде охвачены практически все сферы знаний: география, биология, этнография, история. И все это — плоды исследований человека, не имевшего ни ученой степени, ни опыта научной работы. За время экспедиции он проехал 25 773 версты — порядка 27 тыс. км.

Академический отряд

Степан Крашенинников был простого происхождения — он родился в семье солдата лейб-гвардейского Преображенского полка. «Он был из числа тех, кои ни знатностью породы, ни благодеянием щастия возвышаются; но сами собою, своими качествами, своими трудами и заслугами прославляют свою породу и вечного воспоминания делают себя достойными», — напишет о нем Николай Новиков в своем «Опыте исторического словаря о российских писателях» 1772 года.

С 1724 по 1732 год Крашенинников обучался в школе Заиконоспасского монастыря, где преподавали теологию, философию, греческий и латынь. «В исходе 1732 году указом Правительствующего сената взят в Санкт-Петербург в Академию наук, где обучался по август месяц 1733 году, а в августе месяце отправлен студентом при академической свите в Камчатскую экспедицию», — вспоминал он в автобиографической заметке.

Степан Крашенинников. Иллюстрация из книги «Описание земли Камчатки». Фото: https://elib.rgo.ru

Степан Крашенинников. Иллюстрация из книги «Описание земли Камчатки». Фото: https://elib.rgo.ru

Решение о том, что во Второй Камчатской экспедиции должны участвовать представители Академии наук, было принято не случайно. К тому моменту Сибирь уже около полутора веков входила в состав России, между тем, кроме основных географических объектов, о ней не было известно практически ничего. Чтобы исправить ситуацию, к указу о Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга государыня Анна Иоанновна присовокупила второй, согласно которому в поход надлежало послать также профессора и пару «российских студентов, которые б могли по Юпитеровым спутникам в разных местах долготу обсервовать и после, яко будучие в практике, сами в профессоры вступить». Они должны были «такожде географическое порядочное описание и осмотр или примечание о плодах земных, и минералах, и металлах, и ботаническое, ежели найдутся, учинить».

В Академии, однако, пришли к выводу, что профессоров для работы понадобится двое — один будет проводить «обсервации, или наблюдения астрономические, физические, анатомические и что до истории натуральной, или естественной, принадлежит», а второй — исследовать все, что имеет отношение «до уставов веры и обычаев (тамошних) людей, до языков же древностей и письмен». Студентов им в помощь тоже отрядили несколько больше.

Степан Крашенинников попал в экспедицию в составе 12 лучших учащихся Академии, которые должны были отправиться вместе с профессорами Иоганном Гмелиным и Герхардом Миллером. К этому моменту он старательно изучал географию, историю, ботанику и зоологию. Правда, познания будущего ученого пока оставляли желать лучшего — академические власти настоятельно просили Герхарда Миллера ежедневно давать уроки географии студентам, отправляющимся в Сибирь в составе отряда.

Последний, однако, не слишком горел желанием отвлекаться от научной работы. Позже Михайло Ломоносов с неудовольствием отмечал, что «взяты были из Московских Заиконоспасских школ двенадцать человек школьников в Академию наук, между коими находился бывший после профессор натуральной истории Крашенинников… оных половина взяты с профессорами в Камчатскую экспедицию, из коих один удался Крашенинников, а прочие от худого присмотру все испортились».

Герхард  Миллер. Фото: https://ru.wikipedia.org

Герхард Миллер. Фото: https://ru.wikipedia.org

Впрочем, вовсе без помощи студенты не остались, о чем свидетельствовали слова самого «Крашенинникова, который о гмелиновом добром сердце и склонности к российским студентам Ломоносову сказывал, что-де он давал им в Сибири лекции, таясь от Миллера, который в том ему запрещал».

В ходе экспедиции молодой студент старательно вел «Дорожный журнал», где тщательно описывал все увиденное: наскальные рисунки на берегах Енисея и Томи, слюдяное месторождение и горячие источники байкальского побережья, аргунские серебряные копи, внешний вид, особенности быта и языка местных жителей и заезжих торговцев, встреченные по пути растения и животных. Его работа настолько впечатлила профессоров, что, когда Беринг поставил академическому отряду задачу исследовать Камчатку, и Миллер, и Гмелин, как вспоминал последний, «единодушно избрали… господина Крашенинникова, который во всех отношениях отличался от своих собратьев своим трудолюбием и желанием все порученное ему точно выполнить и добрая воля которого была нам известна благодаря многочисленным испытаниям».

«Между тем прибывши академические члены в Якутск в 1736 году уведомились, что учреждения к вступлению в морской путь далеко не доведены еще до такого состояния, чтоб можно было продолжать им путь до Камчатки без замедления. Нельзя им было препроводить на Камчатке несколько лет, когда кроме описания оные находилось для них множество дел других в Сибири, которых упустить им не хотелось. Потому рассудили они за благо послать на Камчатку наперед себя надежного человека для учинения некоторых приуготовлений, дабы им там по приезде своем меньше времени медлить. И в сию посылку выбрали господина Крашенинникова тем наипаче, что можно было ему поручить на время отправление всяких наблюдений, и к сему делу снабдили его инструкциею, предписав ему довольное наставление во всем том, что на Камчатке примечать и исправлять надлежало».

Из биографической заметки Герхарда Миллера о Степане Крашенинникове

На Камчатской земле

С морскими путями и впрямь все оказалось не слишком гладко — парусный бот «Фортуна», на котором молодой исследователь добирался до места назначения, едва не пошел ко дну. Он дал течь — как писал в своем первом рапорте Крашенинников, «такое учинилось нещастие, что судно вода одолела и уже в шпагаты забиваться стала». Чтобы хоть как-то облегчить бот, «все, что было на палубах, также и из судна груз около 400 пуд в море сметали». В итоге на Камчатку студент прибыл в весьма плачевном состоянии: «Провианту моего брошено в море 11 сум, также чемодан с бельем. И больше у меня не осталось, как только одна рубашка, которая в ту пору на мне была».

Карта путешествия Крашенинникова. Иллюстрация из книги «Описание земли Камчатки». Фото: https://elib.rgo.ru

Карта путешествия Крашенинникова. Иллюстрация из книги «Описание земли Камчатки». Фото: https://elib.rgo.ru

Впрочем, это не умалило рвения Крашенинникова в работе, и он споро взялся за научное изучение буквально всего. Юный ученый составлял перечни растений и животных, изготавливал чучела, собирал образцы. Он посетил и описал четыре восточных полуострова Камчатки: Шипунский, Кроноцкий, Камчатский и Озерной, а также заливы, которые они образуют, и многочисленные бухты, включая Авачинскую. Проследил течение крупных рек, исследовал ряд озер, в частности Нерпичье и Кроноцкое. Изучил почти все «горелые сопки» — Авачинскую, Корякскую, Кроноцкую, Толбачинскую — и описал Ключевскую, крупнейший действующий вулкан Евразии, а также первым дал научную характеристику полуметровым гейзерам, которые увидел в долине реки Паужетка.

Кроме того, Крашенинников уделял самое пристальное внимание местной истории и этнографии живших на Камчатке народов. Это было небезопасным занятием: время от времени приходили сведения о том, что «матроса да при нем служивого и толмача, новокрещенных двух человек, да служивого Анадырского острога, там случившегося, декабря около 6-го дня убили и матросскую голову на кол взоткнув, шаманили над нею» или что «подкагиринские сидячие коряки побили купецких людей Онисима Балина со товарищи».

Тем не менее исследователь ездил в поселения коряков, эвенов, ительменов, собирал их мифы и легенды, записывал рассказы, присутствовал на праздниках и обрядах, анализировал песни, в «материях» которых, как он писал, «нет никаких замыслов, токмо одни простые понятия о вещах, которые им странными кажутся или смешными». Одну из таких песен местные «девки и бабы» посвятили ему самому:

«Ежели б я был студент, то б описал всех девок,

Ежели б я был студент, то бы описал быка рыбу,

Ежели б я был студент, то бы описал всех морских чаек,

Ежели б я был студент, то бы поснимал все орлиные гнезда,

Ежели б я был студент, то бы описал горячие ключи,

Ежели б я был студент, то б описал все горы,

Ежели б я студент был, то б описал всех птиц,

Ежели б я был студент, то б описал все морские рыбы».

Степан Крашенинников провел на Камчатке четыре года. В 1739 и 1740 годах ему не пришло жалованье — студенту полагалось 100 руб. в год. Пришлось писать в Охотск, чтобы решить проблему. В 1741 году на полуостров прибыли профессор Делиль де ла Кройер и адъюнкт Георг Стеллер, и деньги Степану выплатили, но с приездом нового начальства начались проблемы.

Крашенинникову отказали в хлебном жалованьи, что в условиях Камчатки было чревато — как указывал сам студент, продукты тут «купить негде, а и покупать по здешней цене нашего жалованья на один только хлеб достанет, ибо в год понадобится одному человеку 25 пуд, а пуд и в дешевую пору здесь по 4 рубля покупается, а харчу и платья и купить не на что».

Мало того, Делиль выселил студента из его дома, который тот строил на собственные средства — правда, деньги вернул: «Господин профессор ла Кройер по прибытии своем в Большерецкой острог стал в моей избе, которую я своим коштом строил, и за оную по его требованию выданы мне из казны деньги, во что она мне стала, причем и казенный анбар, строенный для гиэтометра и эскатмоскопа, под себя занял, которой в ту пору еще не совсем отделан был».

Стеллер затребовал себе все материалы и результаты наблюдений, собранные исследователем: «Господин студент Крашенинников! Понеже по силе 37-го пункта данной мне от господ профессоров Гмелина и Миллера инструкции велено… пересмотреть у вас всякие вами с приезду вашего на Камчатку по сих пор чиненные наблюдения и исследования… быть вам у меня в команде и чиненные вами наблюдения с приезду вашего сюды на Камчатку по сих пор мне при репорте объявить, а при том какие у вас имеются казенные книги и материалы и сколько при вас имеется служивых реестр объявить». Полученные данные заметно облегчили работу Стеллера над его собственным «Описанием земли Камчатки», но, к счастью, это не помешало Крашенинникову издать свой труд, который прогремел не только в России, но и по всей Европе.

Материалы наблюдений. Иллюстрация из книги «Описание земли Камчатки». Фото: https://elib.rgo.ru
Материалы наблюдений. Иллюстрация из книги «Описание земли Камчатки». Фото: https://elib.rgo.ru
Материалы наблюдений. Иллюстрация из книги «Описание земли Камчатки». Фото: https://elib.rgo.ru
Материалы наблюдений. Иллюстрация из книги «Описание земли Камчатки». Фото: https://elib.rgo.ru
Материалы наблюдений. Иллюстрация из книги «Описание земли Камчатки». Фото: https://elib.rgo.ru
Материалы наблюдений. Иллюстрация из книги «Описание земли Камчатки». Фото: https://elib.rgo.ru
Материалы наблюдений. Иллюстрация из книги «Описание земли Камчатки». Фото: https://elib.rgo.ru
Материалы наблюдений. Иллюстрация из книги «Описание земли Камчатки». Фото: https://elib.rgo.ru
/

Научный бестселлер

«О Камчатской земле издавна были известия, однако по большой части такие, по которым одно то знать можно было, что сия земля есть в свете; а какое ее положение, какое состояние, какие жители и прочая, о том ничего подлинного нигде не находилось».

Степан Крашенинников «Описание земли Камчатки»

В июне 1741 года исследователь отправился домой — правда, добраться до Санкт-Петербурга ему удалось лишь в феврале 1743 года. К этому моменту у него уже был ряд работ, обеспечивших ему репутацию значимого ученого, однако по статусу он по-прежнему оставался студентом. Первую научную степень — адъюнкта Академии наук — Крашенинников получил в 1745 году, выполнив предварительно соответствующее тестовое задание. В 1750 году он стал профессором кафедры натуральной истории и ботаники.

А год спустя в академической канцелярии началось обсуждение его пространной рукописи, посвященной Камчатке. Для начала Крашенинникову предписали включить в рукопись материалы Стеллера. Он включил их в примечания «с объявлением его имени». Сам труд передали на прочтение нескольким профессорам и адъюнктам, среди которых были Михайло Ломоносов, Герхард Миллер и унтер-библиотекарь Иван Тауберт. Последний пришел от книги в восторг и рекомендовал как можно скорее опубликовать рукопись «к крайнему удовольствию публики и к немалой славе Академии». Ломоносов оказался чуть строже и отметил на полях рукописи «невеликие и немногие неисправности в штиле», также подтвердив, что труд надо издавать. Миллер отнесся к своему бывшему студенту суровее всех и подготовил на работу подробный отзыв на четырех листах со множеством замечаний.

Двухтомник «Описание земли Камчатки». Фото: Анна Юргенсон / Пресс-служба РГО

Двухтомник «Описание земли Камчатки». Фото: Анна Юргенсон / Пресс-служба РГО

Пока велись обсуждения и согласования, прошло несколько лет. В итоге увидеть свой труд в опубликованном виде Крашенинникову так и не довелось. Он скоропостижно скончался в 1755 году — книга была уже полностью готова, и автору оставалось написать к ней лишь «пространное предизвещение». В том же году «Описание земли Камчатки» наконец вышло, предисловие к ней написал Миллер.

В своем двухтомнике Степан Крашенинников изложил все обширные сведения, которые успел собрать за время экспедиции: о географическом положении полуострова, реках, Курильских островах и островах между Камчаткой и Америкой, дорогах, вулканах, гейзерах, минералах, флоре и фауне, местных племенах и истории покорения этой земли.

«Знать свое отечество во всех его пределах, знать изобилие и недостатки каждого места, знать промыслы граждан и подвластных народов, знать обычаи их, веру, содержание и в чем состоит богатство их, также места, в каких они живут, с кем пограничны, что у них произрастает, земля и воды и какими местами к ним путь лежит всякому, уповаю, небесполезно, а наипаче нужно великим людям, которые по высочайшей власти имеют попечение о благополучном правлении государства и о приращении государственной пользы, ибо когда известно состояние по всем вышеописанным обстоятельствам, то всякого звания люди имеют желаемую пользу».

Степан Крашенинников «Описание земли Камчатки»

В 1760–1770-е годы книгу перевели на другие языки и опубликовали в Англии, Германии, Голландии, Франции. Порой труд казался слишком масштабным — так, на английский его перевели с изрядными сокращениями, — но успех у публики был несомненным. Книгу раскупали, читали, переиздавали. Читают и по сей день.

Ольга Ладыгина

Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
Показать еще Загрузка