Международный день тигра появился 10 лет назад, когда стало понятно: если люди не начнут сочувствовать исчезающим диким кошкам, сохранить их вряд ли удастся. Но одно дело симпатизировать "котикам", которых видишь на красивых фотографиях и умиляющих видеозаписях, совсем другое — хищнику, который угрожает тебе лично. О том, как снимают конфликтные ситуации между тигром и человеком, рассказал генеральный директор Центра "Амурский тигр" Сергей Арамилев.
Генеральный директор Центра "Амурский тигр" Сергей Арамилев. Фото предоставлено Центром "Амурский тигр"
– Почему вообще тигры выходят к людям, ведь в природе хищника бояться человека?
– Цивилизация развивается: с конца XIX века идёт освоение Дальнего Востока, люди всё больше углубляются в тайгу, вторгаясь в исконную среду амурского тигра. Изначально конфликты между человеком и хищником решались одним способом — тигров нещадно отстреливали. В конце 1980-х годов спохватились и попробовали действовать по-другому. Первые попытки отлова тигров были не слишком удачными: технологии оставляли желать лучшего, зачастую всё заканчивалось гибелью животного. Но и тогда изредка удавалось поймать тигра, увезти и выпустить подальше от населённых пунктов. В 90-е уже взялись за это всерьёз. Поначалу отловом и обездвижением тигров занимались либо иностранцы, либо люди, которые прошли обучение инструкторами из США. Нашей же основной целью было помочь госорганам России решать всё за счёт своих сил без привлечения международных организаций и иностранных специалистов. У нас получилось: последние 7 лет тигров отлавливают только российские специалисты и доставляют в Центр реабилитации, где также обходятся без посторонней помощи. Мало того, Россия — единственная страна, которая успешно выращивает детёнышей хищников и выпускает их в дикую природу. Наши большие кошки не только адаптируются, но и умеют избегать встреч с людьми.
Выпуск тигров Елены и Павлика в дикую природу. Видео предоставлено Центром "Амурский тигр"
– А в интернете то и дело мелькает информация о том, что кто-то увидел тигра неподалёку от населённого пункта, значит, они стали чаще выходить к людям?
– Действительно, есть мнение, что шансы встретить тигра человеком сейчас намного выше, чем 20 лет назад. На самом деле, статистически сильных изменений нет. Просто сейчас любой гражданин имеет телефон, на который может снять фотографию или видео, а потом в секунды добиться внимания прессы и разместить новость на каком-нибудь интернет-портале. Этим и пользуются: снимут видео в тайге, далеко от населённых пунктов, а пишут, что это пригород Владивостока: зарабатывают просмотры, лайки, количество фолловеров. Кстати, одна из задач нашей организации — проверка такого рода данных, потому что среди фейков попадаются и подлинные истории.
– Какие? Неужели прямо во Владивостоке тигров встречали?
– Представьте себе. Когда мы получили первые видеоролики, думали, это чья-то злая шутка. А при проверке выяснили: действительно тигр. Его отловили, поместили в Центр реабилитации, где он получил кличку Владик, а потом выпустили в дикую природу. Надо сказать, он очень правильно реагировал на людей: хотя и находился в мегаполисе, передвигался только по лесным массивам, ни разу не напал на животное, у которого есть хозяин, и не показывался людям на глаза. Что толкнуло тигра на эту экспедицию, наверное, навсегда останется загадкой. Но после возвращения в дикую природу он не доставил нам никаких хлопот.
"Когда мы услышали, что во Владивостоке встретили тигра, сначала думали, это фейк. Оказалось, всё правда — молодой самец ходит по территории Владивостокского городского округа. Рекреационная зона богата дикими копытными животными — там и кабан, и косуля есть. А ещё Владик хорошо почистил поголовье бродячих собак. Поймали его не сразу: группа работала около трёх дней, никак не могла найти. Наконец, локализовали, взяли тепловизор, посмотрели — лежит в 15 м, собаку ест. Мы спровоцировали его фарой, чтобы вышел на дорогу, и обездвижили: выстрелили из инъектора со снотворным. Пока везли в Центр реабилитации, оперативник, который поддерживал тигру голову, натерпелся страху: Владик во сне пару раз лизнул его руку. В Центре хищника осмотрели — здоровый котяра, — повесили ему ошейник и выпустили. Забавно, что он после этого преодолел 600 км практически по прямой туда, где его поймали, а потом развернулся и пошёл обратно. Никаких конфликтных ситуаций с этим тигром больше не было".
Алексей Суровый, заместитель министра лесного и охотничьего хозяйства Приморского края, начальник управления охраны объектов животного мира
– Ну, Владивосток — это всё же особый случай. А насколько опасны тигры для сельских жителей?
– Дело в том, что на Дальнем Востоке скотоводство никогда не было определяющей отраслью экономики, в таёжно-сельских местностях Приморского и Хабаровского краёв корова — редкость. Нет культуры выпаса и ухода за этими животными. Человек весь день на работе, свободных средств, чтобы нанять пастуха, у него нет, — животные предоставлены сами себе, зачастую пасутся в 10–15 км от населённого пункта, фактически в тайге. Встретив бесхозное животное в лесу, хищник вряд ли определит, что это неподходящая добыча. Понятно, что для поднятия села нужно время, поэтому мы совместно с партнёрами уже 5 лет работаем по программе компенсации ущерба из-за тигра. Благо, амурский тигр по сравнению с другими подвидами достаточно миролюбив, количество нападений на сельскохозяйственных животных в среднем не превышает десяти в год.
– И как именно вы компенсируете ущерб?
– Если наш специалист устанавливает, что на корову или коня действительно напал тигр, мы возмещаем потерю либо аналогичным животным, либо кормами. Для нас неважно, кто виноват — хищник или человек. Наша задача, чтобы между ними была гармоничная ситуация без взаимных претензий. Конечно, если смотреть со стороны, всё просто — человек вторгся в природу, и тигр, защищая свои интересы, напал на домашнее животное. Но для того, кто живёт в тайге, всё выглядит по-другому — он теряет верного друга в виде собаки, которую пять лет воспитывал, или кормилицу-корову. Именно такие ситуации в прошлом провоцировали негативное отношение к тигру со стороны населения и самосуд, когда хищников убивали.
"В августе 2019 года тигр напал на мою корову. Она паслась в окрестностях села Междуречье, где я живу и занимаюсь фермерством. Наше село находится в окружении тайги, поэтому коровы нередко заходят в лес в поисках травы. Тигр выследил корову, от полученых ран она издохла. Глава села посоветовал мне обратиться к районному специалисту охотнадзора. Он приехал к нам в деревню, осмотрел место, тушу коровы, зафиксировал, запросил документы. Он же и сообщил через своё руководство в Центр "Амурский тигр" о происшествии. Взамен съеденной коровы мне купили другую, схожую по возрасту и породе. Компенсацией довольна, она справедлива. К сожалению, ни у меня, ни у других селян, которые держат скотину, нет свободных средств для оплаты пастуха, поэтому каждый отпускает животных на выпас на свой страх и риск. Для меня это первая ситуация, связанная с тигром. Насчёт односельчан точно не скажу, но в последние годы не слышала, чтобы у кого-то, кроме меня, тигр съедал скот. Собаки пропадали, но доказательств, что их съел тигр, не было. На тигра я не в обиде. Мы и наши предки, которые переселились сюда с запада, всегда жили рядом с тигром и воспринимали его неотъемлемой частью жизни, тайги. Тигра нужно уважать, бороться с ним не надо, его важно сохранять, но следить, чтобы жизнь тигра не мешала жизни людей и наоборот. Радует, что государство этим занимается".
Галина Жиркова, с. Междуречье, Дальнереченский р-н Приморского края
– Покупка сельскохозяйственных животных — дело недешёвое. На кого ложатся расходы?
– Мы называем это страхованием, но по сути, это добровольное начинание компании "СОГАЗ" и Центра "Амурский тигр", своего рода благотворительность. По закону нападение диких животных является форс-мажорным обстоятельством, к страховым случаям не относится. С "СОГАЗом" у нас отношения партнёров, которые общими усилиями решают проблему компенсации ущерба населению. По правилам, мы возмещаем убыток по принципу натурального обмена, тут есть свои сложности: живые коровы продаются по весу, бывает, мы нашли подходящую, подготовили документы, договорились со страховой компанией, а она за это время набрала вес и стоит уже дороже. Иногда процесс затягивается, потому что трудно подобрать животное нужного веса, возраста… Важно, чтобы оно было провакцинировано и соответствовало всем необходимым требованиям.
– А не бывает так, что к вам обращаются за компенсацией, а тигр ни при чём?
– Бывает, конечно. То соседи убили, на тигра списали. То браконьеры ночью с помощью фары охотятся на полях, глаза животного засветили, решили, что изюбрь, а оказалось — корова. Кто виноват, что у человека корова пропала? Понятно, тигр. Поэтому на каждое место нападения выезжает специальная группа разрешения конфликтных ситуаций охотнадзора, в её составе есть ветеринары и зоологи, которые измеряют повреждения на остатках туши, изучают следы… По сути, проводят расследование: собирают комплекс улик, зарисовывают схему происшествия, с указанием расстояния до населённого пункта и т. п. Результаты экспертизы рассматривают на комиссии при службе охотнадзора, и там специалисты решают, кто убийца. Это достаточно честный механизм с двойным контролем: и граждане нас обмануть не могут, и мы их.
Алексей Суровый (справа), начальник управления охраны объектов животного мира. Фото предоставлено Центром "Амурский тигр"
"Если возникает конфликтная ситуация, служба охотнадзора выезжает на место и фиксирует, действительно ли было нападение тигра на собаку или домашний скот. Если это подтверждается, мы предлагаем Центру "Амурский тигр" рассмотреть возможность компенсировать ущерб. Чаще всего страдают собаки — тигр оценивает собаку как конкурента, а кроме того, это для него деликатес. Мы сейчас совместно с Центром построили вольер для собак, где будем тренировать служебных собак для инспекторов, а при необходимости раздавать щенков пострадавшим от тигра местным жителям".
Алексей Суровый, заместитель министра лесного и охотничьего хозяйства Приморского края, начальник управления охраны объектов животного мира
– Потерю любимого домашнего животного действительно вряд ли полноценно компенсируешь. Есть какие-то способы обезопасить население от этого?
– Любую трагедию лучше предотвратить, чем потом разбираться с последствиями. К превентивным мерам относятся информирование населения о правилах поведения с тигром, о правилах выпаса скота. При необходимости помогаем установить электроизгороди, например, в посёлке староверов, которые не склонны менять свои привычки. Но на такую меру пошли, понимая, что это поможет им решить проблемы с хищниками. Всегда можно договориться, главное, чтобы был паритет интересов. Ещё мы открыли телефон горячей линии, по которой госорганам могут сообщить, что тигр появился в окрестностях населённого пункта. Заблаговременные выезды позволяют найти раненых и обессиленных тигров раньше, чем они с голоду пойдут к лёгкой добыче. Не так давно нам сообщили о тигрёнке Санде — она ходила голодная вдоль дороги, ещё бы неделя, и у неё бы закончились силы, пошла бы к населению какую-нибудь собаку есть. Других вариантов у неё не было.
– Раненый тигр не только для собак, но и для людей, наверное, опасен?
– При этом не только для человека, который ранил, но и для других, находящихся поблизости. Хотя тут бывает по-разному. Например, в 2010 году браконьер напал на тигрицу Кристину и дважды ранил: она от него убегала, он попал ей в заднюю часть тела, после тигрица повернулась, пошла на него, он выстрелил ей в грудь. К счастью для хищницы, ранения были не смертельные, но болезненные. Она подбежала к человеку и единственное, что сделала, — лапой выбила ружьё из рук. Конечно, при этом она не церемонилась и повредила ему руки, но он выжил. А тигр — достаточно совершенный хищник, если он ставит себе задачу убить человека, убьёт. В этой ситуации Кристина имела полное право растерзать браконьера, но она этого не сделала. Тигру не свойственно нападать на людей.
Тигр Борис. Видео предоставлено Центром "Амурский тигр"
– Получается, человек самый страшный хищник, и тому же тигру до него далеко?
– Да, амурский тигр живёт на территориях Приморского и Хабаровского краёв благодаря решению населения. Если бы люди захотели его уничтожить, они бы это быстро сделали — достаточно нескольких десятков выстрелов. К счастью, в последнее время сознательность людей сильно выросла. Яркий пример — тигр Сайхан, который был ранен. Раньше его бы убили и никому ничего не сказали. Сейчас дело другое: его обнаружили и сразу позвонили нам. Когда к селению пришли двое умирающих от голода тигрят, местные жители не только сообщили об этом, но оказали содействие группе: показали нужное место, всё рассказали, сопереживали. Понятно, что в любом обществе есть некий процент неисправимых преступников, с которыми могут справиться только силовые структуры. Но в большинстве люди относятся к тигру с пониманием. Важно помнить: это мы осваиваем природу, а не природа наступает на нас, и раз уж мы пришли к ней в дом, надо соблюдать хотя бы правила приличия.
Беседовала Ольга Ладыгина