Крупнейшее спелеологическое открытие последних лет – пещера Таврида – ещё не отдала и малой доли всех своих тайн. Два года назад карстовый провал при строительстве автодороги открыл путь к ранее неизвестной системе подземных лабиринтов. Там в вечной темноте полтора миллиона лет лежали нетронутыми бесценные свидетельства прошлого. Таврида была и остаётся истинной кладовой загадок, которые ещё только предстоит разгадывать. Исследованиями пещеры занимается команда спелеологов и палеонтологов под руководством Геннадия Самохина – учёного секретаря РГО в Республике Крым, председателя совета Российского союза спелеологов, давшего интервью rgo.ru.
Фото предоставлено Отделением РГО в Республике Крым
Спецпроект: Подземная Таврида: секреты самой протяжённой карстовой пещеры предгорного Крыма
Ярусы подземных лабиринтов
В мае после почти годичной консервации спелеологи возобновили исследования в пещере Таврида. Ученые из КФУ пробурили новый колодец в лабиринты Тавриды. Теперь учёные могут работать круглый год. Едва спустились под землю и сразу – новые открытия и новые загадки. Протяжённость уже исследованных учёными ходов составила около 1300 м. И вот буквально в первые же дни работы установлено, что Таврида – многоярусная!
"Мы смогли найти ещё порядка 400–500 метров новых ходов, – рассказывает Геннадий Самохин. – И обнаружили значительное количество восходящих колодцев 12–15 метров высоты. Если раньше мы предполагали, что у нас только один ярус пещеры, то сейчас выясняется, что есть ещё и верхние этажи пещеры, в которые, похоже, можно зайти. Если есть верхние этажи, то потенциально есть ещё и нижние, которые сейчас практически полностью закрыты глиной. Сейчас под наблюдением и по рекомендациям коллег-палеонтологов мы начали копать палеонтологический шурф и вышли на ещё один уровень пещеры. Мы установили, что ниже галереи, по которой мы сейчас можем ходить, находятся ещё крупные залы, крупные галереи, заполненные глинисто-песчанистыми отложениями".
Палеонтологи ждут новых находок животных плейстоценового периода – знаменитой "мегафауны". Пещера полтора миллиона лет назад служила логовом гигантской хищной гиены. Среди остатков её добычи, вполне возможно, окажутся и кости древних людей. Характер глинисто-песчаных отложений, по словам учёных, позволяет предположить, что пещера на протяжении долгого времени то заполнялась водой, то освобождалась от неё. Возможно, было даже время, когда через неё шёл поток текучей воды, приносившей глину и песок. Вместе с этими отложениями могли формироваться и новые местонахождения палеонтологического материала – "кладбища" древних животных.
Фото предоставлено Отделением РГО в Республике Крым
Где он – древний вход?
Пожалуй, самая интригующая тайна Тавриды - использовалась ли пещера древними людьми. Поиск их следов напрямую связан с тем, где располагался естественный вход в пещеру полтора миллиона лет назад. Пока определённого ответа на этот вопрос нет – есть только предположения. А ведь именно там, у древнего грота, следует ожидать новых палеонтологических находок и следы древнего человека.
"Задача найти тот самый древний вход – очень интересная, – рассуждает Геннадий Самохин. – Через него заходили в пещеру животные, и он же мог служить и древним людям. Как можно его определить? Во-первых, концентрация костей там должна быть наиболее высокая. Буквально несколько дней назад, прокопав небольшой проход в глине, мы вышли в ещё одну камеру, которую мы ранее не видели. Это небольшой зальчик, и потенциально он как раз, может быть, куда-то нас и выведет. Сейчас раскопки продолжаются".
На Кавказе, в Грузии, есть пещера Дманиси примерно того же возраста – 1,5–1,8 млн лет. Её ещё называют "пещера-ловушка". Свой конец в ней нашли сотни доисторических животных. Среди них есть те же виды, что палеонтологи обнаружили в пещере Таврида. В непосредственной близости от Дманиси найдены и останки древнего человека – он получил название Дманисский гоминид, разновидность человека прямоходящего (Homo erectus georgicus). По мнению учёных, ожидание подобных находок в Тавриде совершенно логично.
Второй вариант поисков палеовхода – это исследование с помощью методов инженерной геофизики. Сейчас в распоряжении исследователей есть хорошее оборудование, которое приобрёл Крымский университет. С помощью томографии и сейсморазведки можно определять зоны большей и меньшей плотности породы, искать места, где под землёй находится не известняк, а глина или воздух.
"Древних входов может быть и не один, – говорит Геннадий Самохин. – С помощью геофизики мы определили здесь ещё два канала, которые пока не нашли. А они потенциально могли выводить и наружу через серию гротов. То, что потом по соседству с пещерой жили древние люди – мы знаем точно. Но это уже были неандертальцы – в радиусе 2-3 км есть две их крупные стоянки. В пещере нашли, как мы уже рассказывали, каменный отщеп – орудие возрастом около 40 000 лет. Вообще, местность хорошая, удобная: есть и река, и лес, и укрытия – с точки зрения древнего человека – это отличное место для жизни. Так что воспользоваться гротами пещеры первобытные люди вполне могли".
Фото предоставлено Отделением РГО в Республике Крым
Кладовая редчайших минералов
Новый сезон работы в пещере Таврида принёс и геологические открытия. В ней найден почти десяток минералов, которые ранее не находили в Крыму вообще. Как считают учёные, эти минералы образовались при соприкосновении органики и неорганики. Среди них редкие – гояцит, монтгомериит, зодацит, а также апатит, гидроксилапатит, гипс – минералы класса фосфатов; натроярозит – минерал класса сульфатов. "Вопрос – откуда взялась эта органика, – говорит Геннадий Самохин. – Возможно – это останки животных, но есть более вероятная версия – в пещере в доисторические времена на протяжении долгих лет находилась гигантская древняя колония летучих мышей. И вот продукты их жизнедеятельности при соприкосновении с известняками в разных формациях образовывали эти минералы".
Фото предоставлено Отделением РГО в Республике Крым
Тайна подземного тепла
Когда учёные покидали пещеру перед консервацией, они установили там датчики-самописцы, которые измеряли температуру, влажность, фиксировали газовый состав воздуха. Данные, полученные с этих датчиков, удивительны и пока не нашли своего объяснения. Оказалось, что температура в пещере практически не колеблется – держится на уровне около 13,5 градусов зимой и летом. Это слишком высокая температура для крымских пещер. Норма – около 8 градусов. "Причину этого явления мы пока не знаем, – поясняет Геннадий Самохин. – Объяснение может быть только одно – идёт некий поток глубинного геотермального тепла. Это пока только версия, нужно продолжать исследования. Ещё когда мы в первый раз заходили в пещеру, мы отметили – слишком тепло! Считали, что это из-за того, что слишком близко к поверхности земли. Но ведь 30 метров каменного свода – это совсем не близко! Нужно проверять датчиками другие пещеры крымского предгорья, но они по протяжённости гораздо меньше".
Фото предоставлено Отделением РГО в Республике Крым
Ещё одна загадка, то, что в лабиринтах Тавриды до сих пор не обнаружено ни насекомых, ни беспозвоночных животных – обычных представителей пещерной фауны – лишь самые скудные находки в самых верхних слоях. Что мешает развиться подземному биоценозу? Может быть, аномальный температурный режим или неблагоприятный состав газовой среды? Зато удивительным открытием стала фауна микроорганизмов пещеры. И здесь мы можем ждать новых сведений в самое ближайшее время – учёные из Уфы и Екатеринбурга исследуют сейчас эти бактерии в культуре, а в июне должны появиться первые результаты.
"Когда мы добыли в пещере образцы минералов-фосфатов, мы обнаружили, что они буквально пронизаны микробными "матами" – такими особыми прожилками, насыщенными микроорганизмами, – рассказывает Геннадий Самохин. – Мы надеемся на новые уникальные данные. У нас есть опыт работы с нашими коллегами из Чеченской республики, там есть пещера Шеки-хьех глубиной 137 метров, из которой вытекает сероводородная река. В той пещере сформировался особый замкнутый биоценоз на основе бактерий, чьё существование не связано ни с фотосинтезом, ни с кислородом. Их жизнедеятельность формирует особые типы минералов. Это уникальное открытие, таких пещер в мире всего три. Мы считаем, что несколько миллионов лет назад подобный биоценоз мог существовать и в пещере Таврида.
Наука, образование и рекреация
Пещеру Таврида ждёт судьба научного и туристического "бренда" Крыма. В планах создание Центра инженерной геофизики и палеонтологии, исследований карста, создание профессиональной школы методов спелеотуризма, обеспечивающих безопасность как самих туристов, так и пещерной среды. Здесь появится геологический музей под открытым небом. В него со всего Крыма доставят различные образцы горных пород, чтобы посетители своими глазами увидели, из чего "построен" Крымский полуостров. В планах и ландшафтный ботанический сад, и даже Музей каменного века – идея совершенно новая.
"Здесь есть всё – и природные условия, и научная база, и оборудование, собрана большая база данных по геологии, геофизике. Мы можем проводить здесь семинары, показывать различные методики, создавать модельные геофизические разрезы и применять это для изысканий в Крыму, на Кавказе, в других регионах России. Это очень важное практическое направление, обеспечивающее безопасность строительства в карстовых регионах, прокладки и обустройства пещерных туристических объектов и маршрутов", – говорит Геннадий Самохин.
Фото предоставлено Отделением РГО в Республике Крым
Куда ведут подземелья?
Полтора километра протяжённости пещерных ходов Тавриды – это лишь та её часть, что уже условно разведана. Уже сейчас очевидно, что пещерные ходы Тавриды могут погружаться в нижние горизонты на большие расстояния. Предстоит понять, каковы причины аномального температурного режима, как устроены подземные водотоки, что скрывают песчано-глинистые отложения и многое другое. Тайны Тавриды интригуют все больше. "Потенциально эта пещера может продолжаться узкими каналами и до равнинного Крыма, и дальше "растекаться" в сторону Тарханкута, – говорит Геннадий Самохин. – Возможно, в этой системе есть полости, заполненные водой – "пещеры-сифоны". Но в ближайшее время вряд ли будет возможно это установить. Будем работать. Не всё можно найти сразу".
Екатерина Головина