Глава Медиа-совета Русского географического общества Д.С. Песков, председатель Экспертного совета Общества Н.С. Касимов и советник Президента Общества по информационной политике Анастасия Чернобровина рассказали о грантовом конкурсе 2015 года.
Николай Касимов: "Общество, на мой взгляд, призвано поддерживать перспективные стартапы"
– Грантовая деятельность Русского географического общества началась в 2009 году, когда Владимир Владимирович Путин согласился стать Председателем Попечительского Совета Общества и на Съезде РГО объявил, что выделяется 15 грантов, – рассказал Первый Вице-президент Общества Николай Касимов. – Затем был создан Экспертный совет, который мне поручили возглавить. Сначала он состоял из 15 человек, преимущественно ученых-географов, а затем туда были добавлены представители Медиа-совета во главе с Дмитрием Сергеевичем Песковым и эксперты по новым направлениям деятельности, например подводным исследованиям.
Первый Вице-президент Общества Николай Сергеевич Касимов
Далее были объявлены номинации, которые соответствуют стратегическим направлениям деятельности Русского географического общества и были утверждены тогда на Съезде: это экспедиции и путешествия, географические исследования, сохранение культурного и природного наследия России, географическое образование, медиагранты, издательская деятельность.
С этого времени начался процесс приема грантовых заявок. На первом этапе для участия в конкурсе мы отобрали, если не ошибаюсь, около 200 заявок.… В таком режиме мы работали два-три года. Но уже в прошлом году была создана – мы постепенно шли к этому! – достаточно четкая система рассмотрения заявок, так как количество документов, поданных на конкурс, значительно увеличилось. Последние два года мы получаем более 1000 грантовых заявок.
Теперь они проходят практически автоматическое экспертирование – на первом этапе документы рассматривают региональные эксперты (их более 500 человек во главе с председателями региональных отделений), затем все они с пожеланиями региональных отделений передаются в Экспертный совет Общества. Он рассматривает их, обычно каждому члену Экспертного совета достается определенный блок номинаций, затем выставляются экспертные оценки от 1 до 10. Мы не всегда соглашаемся с оценкой региональной экспертизы. Возможности и права Экспертного совета таковы, что мы можем поднять определенную заявку, объяснив, почему это делаем. Однако в большинстве случаев наше мнение совпадает с точкой зрения региональных экспертов.
Анастасия Чернобровина, Дмитрий Песков, Николай Касимов
Затем Экспертный совет проводит свою экспертизу и представляет ее результаты на предварительный просмотр Президенту, после этого – раньше! – материалы поступали в Управляющий совет, который и принимал решение о выделении грантов. В этом году процедура изменилась – теперь такое решение принимает Попечительский Совет – как орган, который отвечает за финансирование Общества.
Конечно, существует достаточное количество проблем при подведении итогов конкурса, и они самые разные. Это и технические ошибки подателей заявок – если документы не соответствуют форме заполнения, они автоматические отвергаются – в системе существует специальный фильтр. Их не очень много, обычно несколько десятков. Это бывает всегда, и в разных фондах. Поэтому рекомендую ответственно подходить к процессу заполнения формы. Вторая проблема – люди часто подходят и спрашивают, почему им не дали грант. Вообще, в грантовых сообществах и фондах существует правило, согласно которому эксперты не отвечают на такие вопросы. Это абсолютно справедливо – мы не можем вступать в полемику со всеми заявителями. Но какие-то вопросы, если есть обоснованные претензии, мы разбираем. Обычно мы предлагаем участвовать в грантовом конкурсе на следующий год. Но если вам не оказывают поддержку четыре года подряд, может быть, стоит подумать о том, что предложенная вами тема не кажется экспертам важной и актуальной?
Я не буду говорить сейчас о критериях оценки всех позиций, это займет много времени, но приведу один пример. Если речь идет об исследованиях – в заявке должна быть полностью раскрыта тема и показана возможность ее выполнения, кроме того, тема исследований должна быть значимой, иметь общественное звучание.
Всего за пять лет Обществом на поддержку грантов и проектов выделено более миллиарда рублей.
Помимо грантов мы поддерживаем еще и проекты. Их имеют право выдвигать члены Управляющего и Попечительского советов. То есть Общество, как всегда это и было, имеет право послать своего Пржевальского куда захочет. Поэтому мы организуем свои экспедиции, такие как "Кызыл – Курагино", экспедиции на Новосибирские острова, "Фукусиму", экспедиция "Селенга – Байкал" и некоторые другие. Мы не можем финансировать все, например топливо исследовательских судов, не можем строить дома и т. п., но ведь Общество, на мой взгляд, призвано поддерживать перспективные стартапы. Важно поддержать идею на этапе ее становления, а дальше, если это хороший проект, он найдет возможность существовать самостоятельно. Например, в рамках Общества, мы поддержали создание экологического атласа России, а сейчас этот проект курирует Министерство природных ресурсов и экологии. Атлас выйдет в следующем году.
Дмитрий Песков: "Медиагранты чрезвычайно важны!"
– Медиагранты чрезвычайно важны, – подчеркнул глава Медиа-совета Русского географического общества Д.С. Песков. – Общество просто не имеет другого инструментария для того, чтобы познакомить страну с тем, чем оно занимается. Медиагранты призваны популяризировать географию и все направления работы Русского географического общества.
Председатель Медиа-совета Русского географического общества Дмитрий Песков
В общей сложности за пять лет выделено 94 медиагранта. С той или иной долей успеха они были реализованы, и мы получили целый ряд блестящих работ. Некоторые из них войдут в историю искусства и новейших технологий. Для того чтобы программа выделения грантов стала максимально прозрачной, с прошлого года у нас работает сайт grant.rgo.ru. Он является основным каналом подачи грантовых заявок.
Весь объем полученных заявок тщательно анализируется Медиа-советом в координации с другими подразделениями Общества. Затем составляется шорт-лист заявок, авторы которых приглашаются в Русское географическое общество на защиту своих проектов. Это интереснейшее мероприятие, во время которого люди объясняют, почему именно их проект лучший и достоин гранта. Иногда они с треском проваливаются, а иногда мы находим настоящие самородки, которые получают гранты больше, чем они просили.
Максимальная сумма медиагранта – полтора миллиона рублей, но это не потолок. Некоторые удачные проекты, посвященные популяризации Общества и его научной деятельности, сопровождению экспедиций и т. п., получают дополнительное финансирование.
Для нас очень важно качество грантового проекта! Если этот проект претендует на федеральное медиапространство, то его качество должно соответствовать предъявляемым к нему высоким требованиям. Вместе с тем, это не означает, что нет места региональным СМИ. Мы приветствуем, поощряем и с нетерпением ждем появления ярких региональных проектов. Они уже есть, но мы заинтересованы в том, чтобы из года в год их количество увеличивалось.
Имеет большое значение и способность грантозаявителя привлечь собственные источники финансирования – то есть чтобы грант Общества выполнял вспомогательную роль и не был единственным способом финансирования. Потому что когда претендент приходит со своими спонсорами или заручившись поддержкой региональных властей, это свидетельствует о серьезности его намерений. Такие заявки имеют больше преимуществ по сравнению с остальными.
Слева направо: Анастасия Чернобровина, Дмитрий Песков, Николай Касимов
Также изрядный козырь в руки получают те грантозаявители, которые заранее договорились о размещении своего материала. Если это видеоконтент – важна предварительная договоренность с телеканалом, если речь идет о письменных текстах – соглашение с издательством или газетой. Мы отдаем предпочтение таким проектам. Это значит, их авторы серьезно и ответственно подходят к своему делу, знают, кто станет потребителем их труда.
Что мы хотим от грантозаявителей в 2015 году? Какие темы нам интересны? В 2015 году старейшей общественной организации России – Русскому географическому обществу исполнится 170 лет. Это очень глубокая и насыщенная интересными фактами история. Сама по себе история Общества может стать отличной темой для медийных грантов. Мы ждем таких работ. Второе – вернее, я должен был сказать об этом в первую очередь – в следующем году мы будем отмечать 70-летие Победы. Русское географическое общество и Победа – неразрывные понятия. Это патриотизм, участие видных членов Общества в Великой Отечественной войне и т. п. Третье – сопровождение научно-изыскательской деятельности Общества, то есть когда происходят экспедиции, их нужно сопровождать медийно и информационно. Это очень важно! Кроме того, Русское географическое общество активизирует свою работу в Крыму – это кладезь мировой истории, поэтому мы будем ждать заявок на работы, посвященные Крыму и Севастополю. Далее – Арктика. Экология Арктики – давнее направление работы Общества, вы знаете, что в этих экспедициях участвовал Владимир Путин. Арктика нужна, будем обращать внимание на такие заявки. Следующее – популяризация внутреннего туризма. Огромное количество людей в нашей стране не знают, что красивого есть в России, куда легко добраться. Им кажется, что до этого далеко, как до Марса, а на самом деле все близко, как дорога до аэропорта. Такие работы чрезвычайно востребованны, и мы будем их поддерживать!
Анастасия Чернобровина: "Все вы – наша команда!"
– Журналисты часто спрашивают меня: что же все-таки нужно снимать, что вы хотите? Я всегда отвечаю: ребят, вам стоит проявить свою инициативу, мы ни в чем вас не ограничиваем! – подчеркнула советник Президента Общества по информационной политике Анастасия Чернобровина. – Я только приведу некоторые примеры. За последние три года одной из самых ярких работ стал целый цикл, посвященный заповедникам нашей страны – "Заповедная Россия", фильмы о народах России, великих путешественниках, военно-исторические фильмы. С большим успехом на канале "Россия -2" идет цикл фильмов "Уроки географии". То есть, в принципе, каждый руководитель или редактор может создать свой интересный проект, который мы будем популяризировать с разных точек зрения – будь то туризм или сама наука география.
Советник Президента Общества по информационной политике Анастасия Чернобровина и волонтёры
Хочу отметить, что у нас сложилась достаточно плотная команда – это холдинг ВГТРК, Первый канал, газета "Комсомольская правда", журнал "Вокруг света", журнал National Geographiс, с которыми мы постоянно работаем. Но все вы – тоже наша команда! Мы всегда открыты для сотрудничества и ждем интересных предложений!
Фото: Илья Мельников