Знаменитый путешественник Федор Конюхов и профессиональный пилот Игорь Потапкин совершили рекордный полет на мотопараплане к Северному полюсу. Стартовав накануне со льдины в районе 86° с. ш., путешественники успешно приземлились в финальной точке маршрута 8 июля в 02:42 по московскому времени. Протяженность беспосадочного перелета составила около 440 км, на что ушло 10 часов 13 минут.
К месту изначально намеченного старта — острову Рудольфа, самому северному острову архипелага Земля Франца-Иосифа, — путешественников накануне доставил из Мурманска ледокол «50 лет Победы». Однако вскоре выяснилось, что поблизости нет подходящей для взлета льдины (ее площадь должна быть размером с футбольное поле). Июль — он даже в Арктике июль, плюс то самое глобальное потепление, отодвинувшее границу паковых льдов к северу. Это была первая причина, которая помешала старту. Вторая — нелетная погода. Как сообщили в штабе экспедиции, последние сутки ледокол с путешественниками на борту догонял циклон с осадками в виде града и густым туманом.
Ледоколу пришлось подняться выше к северу примерно на 400 км, прежде чем экспедиционная команда нашла подходящую льдину, которая и стала импровизированной взлетно-посадочной полосой.
Первоначальная схема маршрута экспедиции
7 июля около 15:00 по московскому времени наметилось погодное окно без осадков. Около часа с небольшим ушло на монтаж и заправку мотопараплана. После проверки всех бортовых систем навигации и связи было решено взлетать, несмотря на низкую (120–130 м) облачность. В 16:29 полет начался.
Напомним, что именно погодные условия помешали экипажу Конюхова — Потапкина совершить полет к Северному полюсу два года назад. В августе 2022 года паралет, пролетев 172 км за три часа, вынужден был совершить посадку. На сей раз попытка увенчалась успехом.
После благополучного взлета мотопараплан Конюхова — Потапкина трижды облетел атомоход и скрылся за облаками. Полет проходил в коридоре 57-60° в. д. на высоте от 267 до 835 метров над поверхностью. Средняя скорость составила 47 км/ч.
Между тем экспедиция не стала легкой прогулкой и на этот раз.
— Ближе к Северному полюсу скорость упала до 30 км/ч, так как пилоты попали в зону встречного, встречно-бокового ветра, который существенно замедлил их продвижение и, как следствие, увеличил расход топлива, — рассказал руководитель штаба экспедиции Оскар Конюхов.
К счастью, посадка прошла штатно. Пройденное расстояние составило около 440,51 км. Это не 700–800 км, как планировалось изначально, но рекорд установлен. Даже два: впервые на Северный полюс люди прилетели на паралете, и это был самый продолжительный и дальний полет в высоких широтах.
В штабе экспедиции рассказали, что пилоты после приземления чувствуют себя хорошо. В настоящее время они отдыхают и ждут ледокол, который должен подойти примерно через сутки.
Федор Конюхов за несколько минут перед взлетом. Фото: штаб экспедиции
За прошедшие два года была сделана «работа над ошибками». Старт экспедиции перенесен на месяц раньше, а конструкция паралета претерпела некоторые изменения. В частности, был разработан обтекатель со встроенными топливными баками. Он призван минимизировать коэффициент сопротивления встречному потоку воздуха, что позволило увеличить максимальную дальность полета с 900 до как минимум 1,2 тыс. км.
Конструктивно обтекатель состоит из нескольких отдельных элементов: нижняя часть имеет форму лодки, передняя напоминает капот, а боковые панели скрывают расположенные по бортам два топливных бака по 75 л. Причем вес каждого из них составляет всего 2 кг. А общий вес конструкции удалось снизить до 23 кг, что вызвало немалый интерес в профессиональной среде авиаторов.
Мотопараплан (его еще называют паралет) — сверхлегкий летательный аппарат, состоящий из крыла-парашюта и двухместной тележки на лыжном либо колесном шасси. В варианте для экспедиции Конюхова — Потапкина ее вес без обтекателя составляет 150 кг. Позади крепится четырехтактный двигатель с винтом изменяемого шага. Площадь парашютного крыла — 42 кв. м.
Обтекатель паралета призван минимизировать сопротивление встречного воздушного потока. Фото: штаб экспедиции
Серия летных испытаний завершилась в конце июня в Новгородской области и Подмосковье. Пилоты высоко оценили работу инженеров.
— В своих проектах я стараюсь по максимуму использовать оборудование и материалы российского производства, — сказал тогда Федор Конюхов. — Сейчас Россия достигла больших успехов в производстве качественного углеволокна, и я по-настоящему горжусь нашими производителями и инженерами, благодаря которым к Северному полюсу за рекордом мы с Игорем полетим на полностью российском паралете с уникальными летными характеристиками.
Ледокол, который сейчас ждут члены экипажа паралета, возьмет на борт Игоря Потапкина. А для 72-летнего Федора Конюхова экспедиция продолжится. Знаменитый путешественник развернет одиночную дрейфующую полярную станцию в Северном Ледовитом океане, на которой пробудет как минимум три недели, продолжая выполнять научную программу Института океанологии им. П. Ширшова РАН. Исследования включают в себя изучение сейсмической активности дна Северного Ледовитого океана, а также маршруты дрейфа его ледяного покрова.
В 2021 году Федор Филиппович уже дрейфовал на первой в мире одиночной полярной станции в районе Северного полюса. В тот раз Конюхову удалось провести исследования интенсивности таяния и маршрутов дрейфа льдов Северного Ледовитого океана, а также сделать запись сейсмической активности в районе Северного полюса. Ее уникальность заключалась в расположении сейсмографа непосредственно на ледовом покрове при полном отсутствии дополнительных техногенных шумов, присущих многолюдным береговым полярным станциям.
Айвар Валеев